Сообщество «Салон» 00:00 24 декабря 2015

Обретённое время

Незаметно и как бы тайно в Москве открылась, возможно, одна из самых значительных выставок последнего десятилетия — "Художественные сокровища России. От иконы до живописи модерна. Лучшее из российских собраний", ставшая первой экспозицией в новой галерее под названием "Центр искусств. Москва", которая распахнула свои двери в середине ноября. Выставочное пространство расположено в необычном месте — внутри серокаменного фундамента храма Христа Спасителя, чтобы попасть внутрь, сначала придётся преодолеть полицейскую кабинку, в которой у вас проверят вещи, затем пройти по широкому и высокому тоннелю.

Незаметно и как бы тайно в Москве открылась, возможно, одна из самых значительных выставок последнего десятилетия — "Художественные сокровища России. От иконы до живописи модерна. Лучшее из российских собраний", ставшая первой экспозицией в новой галерее под названием "Центр искусств. Москва", которая распахнула свои двери в середине ноября. Выставочное пространство расположено в необычном месте — внутри серокаменного фундамента храма Христа Спасителя, чтобы попасть внутрь, сначала придётся преодолеть полицейскую кабинку, в которой у вас проверят вещи, затем пройти по широкому и высокому тоннелю.

C "Центром искусств" связано несколько интересных историй. Например, говорят, что к созданию галереи приложил руку дизайнер французского происхождения Жульен Боаретто, внук Галы — спутницы жизни и главной музы Сальвадора Дали. Выставка "Художественные сокровища России" будет продолжать принимать посетителей вплоть до 14 февраля 2016 года.

Нельзя предсказать, каким в итоге окажется результат смешения множества сильно отличающихся друг от друга компонентов, но посмотреть на потуги комбинаторов интересно почти всегда. На выставке "Художественные сокровища России" представлены картины, иконы, мебель, посуда и скульптура. Всего около трёхсот экспонатов. Чем-то внутренние залы новой галереи напоминают роскошную антикварную лавку, но редкому торговцу стариной удаётся наложить лапы на столь ценные предметы прошлого.

И здесь мы вплотную подходим к вопросу: чем же данная выставка столь значительна? Ответ прост: подавляющее большинство представленных на ней экспонатов ранее никогда не демонстрировалось широкой публике. И речь идёт не о каких-то никому неизвестных, затерявшихся в годах художниках, когда-то, так же как и их современные побратимы малевавших однотипные пейзажики, а об именах первой величины.

То ли в буклете, то ли в сопроводительной записке встречаются слова о том, что ценителей искусства может в буквальном смысле слова ожидать шок. Что ж, данное высказывание в некотором роде оправдано, потому что на выставке представлены практически все значимые фигуры отечественного изобразительного искусства, творившие на рубеже XIX и XX веков. Есть Илья Репин с несколькими портретами, есть мастер контрастных, сдобренных модерном пейзажей Архип Куинджи и тяготеющей к голландской пейзажной классике Фёдор Васильев. Виктор Васнецов представлен несколькими камерными работами, такими, как "Страж" и "Витязь". Схожим образом показан Исаак Левитан — небольшими картинами, похожими на этюды. Есть Николай Рерих, Григорий Седов, Леон Бакст, Василий Поленов, Михаил Клодт. Огромные панорамы Петра Верещагина рассказывают о том, какой была нынешняя столица в середине XIX столетия. Глазами художника можно взглянуть на берег реки‑Москвы в том месте, который почти столетие спустя станет Фрунзенской набережной. В просторных залах висят полотна Ивана Шишкина, такие, как "Преображенское", "На окраине леса", "Река Кама близ Елабуги", последняя картина представляет особенный интерес ввиду масштабности и географической точности изображённого на ней ландшафта. Временами выставка вступает в пространства ХХ века. Есть Александр Лактионов и Кузьма Петров-Водкин. Почему-то комично выглядит жанрово-пейзажная картина Василия Перова, которая прекрасно описана её названием: "Кузьминки близ Москвы. Охота на медведя зимой".

Целый зал отведён Айвазовскому, показана даже одна картина, в которой знаменитый маринист отходит от своего излюбленного "героя" и переключается на изображение суши. Это необычное полотно называется "Отара овец", но даже в нём присутствует узнаваемый хтонический элемент: животных слишком много, ими вряд ли удастся эффективно управлять, и чем-то они в своей многочисленности напоминают морские или океанические волны.

После осмотра всей выставки можно с уверенностью заявить, что ценители искусства в безопасности: их физическому и психическому здоровью ничего не угрожает (кроме тех, кого настиг синдром Стендаля, но им, наверное, не следует вообще приближаться к музеям, а тем более входить в них). В итоге главные шедевры признанных мастеров все эти годы находились в центральных музеях, и мы хорошо с ними знакомы. Данная экспозиция предлагает расширить собственные знания или просто взглянуть на нечто эксклюзивное, находившееся в частной коллекции. Это как неоконченное произведение любимого вами автора, опубликованное после его смерти, или том из полного собрания сочинений, посвящённый дневникам и переписке.

Несколько залов отведено иконам. Подавляющее большинство из них было создано в конце XIX — начале XX веков. Иконы похожи друг на друга, и эта схожесть намекает на некое потоковое или фабричное производство. К сожалению, выставка не даёт уточняющей информации на эту тему. Указаны лишь фабрики, на которых изготавливались деревянные оклады в русском стиле, украшенные полудрагоценными камнями.

Предметы мебели, о которых вскользь упоминалось выше, по идее, должны были стать второстепенными экспонатами, призванными заполнить пустоты и придать проекту большую солидность. Тем не менее, они весьма интересны. Вряд ли кто-то пройдёт мимо огромного блестящего самовара с двумя массивными кранами. Такого вы точно не видели, даже если год прожили в Туле. Или мимо дубового шкафа "Книжницы", похожего на миниатюрный терем, чей вычурный декор недвусмысленно намекает на то, что он предназначен для изданий Льва Толстого. Есть среди "Художественных сокровищ России" парные вазы из розового хрусталя, предметы, принадлежавшие членам императорской семьи, статуэтки и небольшие кабинетные скульптуры. Своим наполнением выставка напоминает парижский музей Орсе, где спальные гарнитуры соседствуют бок о бок с картинами Ван Гога, Поля Гогена и Клода Моне.

Куратор проекта — Адриан Мельников, коллекционер и галерист, подчеркнул, что выставка "Художественные сокровища России" намеренно не структурирована хронологически или стилистически. Работа ведётся с эмоциональными состояниями посетителей. По идее, этой задумке должно способствовать техническое оснащение новёхоньких залов, которые принимают посетителей всего лишь второй месяц. Проблема освещения картин в "Центре искусств" решена основательно и радикально. Все стены тёмные, в некоторых залах вообще нет дополнительного освещения. Где-то под потолком висят лампы, которые подают сфокусированный пучок света прямиком на холсты, иногда эти приборы настроены столь точно, что оставляют затемнённой даже картинную раму. Из упомянутых во всех пресс-релизах "технических новинок" стоит рассказать о звуковом сопровождении некоторых картин. Например, подойдя к полотну Владимира Орловского "Летний день", я услышал доносящиеся, опять же с потолка, звуки леса и птичьего пения. В зале Айвазовского, как не трудно догадаться, рядом с большинством полотен звучит шум моря. Нюанс состоит в том, что звук имеет чётко заданное направление и радиус распространения. Рядом с "Отарой овец" будет слышно блеяние и перезвон нашейных колокольчиков.

Выставка порадует тех, кому нравится, чтобы искусство было, во-первых, понятным, во-вторых, красивым, в-третьих, академичным. С другой стороны, сам факт проведения "Художественных сокровищ России" свидетельствует о процессе постепенной разгерметизации всевозможных частных коллекций и запасников, о которых не раз упоминалось в предыдущих публикациях.

Рис. Василий Перов. "Кузьминки близ Москвы. Охота на медведя зимой". 1879 год

26 ноября 2024
Cообщество
«Салон»
3 декабря 2024
Cообщество
«Салон»
Cообщество
«Салон»
1.0x