"Люди в чёрном-3" (США, 2012, режиссёр — Барри Зоннефельд, в ролях: Уилл Смит, Томми Ли Джонс, Джош Бролин, Джеймент Клемент, Майкл Стулбарг, Эмма Томпсон, Эллис Ив, Николь Шерзингер).
ТретьЯ Часть популярной фантастической комедийной саги нисколько не снижает обороты достигнутого, но и раздвигает рамки жанра в иные драматические плоскости. С момента событий первой части прошло пятнадцать лет. Наши старые знакомые, спецагенты Джей и Кей (Уилл Смит и Томми Ли Джонс), продолжают работать рука об руку, защищают мир от инопланетян, а в промежутках едят пироги в кафетериях и выясняют отношения, как "застоявшиеся" в браке супруги. Но планета вновь под угрозой — из лунной тюрьмы бежал страшный пришелец-злодей Борис Животное (Джеймент Клемент) и у него с Кеем давние счёты. Чтобы навести порядок во Вселенной, Джею приходится отправиться в прошлое, в 1969-й год, чтобы спасти своего напарника, пообщаться с Энди Уорхолом и поприсутствовать при историческом запуске "Аполлона-11" — ракеты, на которой Нил Армстронг и его команда отправились в первый полёт на Луну.
Первый фильм из цикла вышел на экраны в 1997-м году как своего рода антитеза помпезному блокбастеру "День независимости" с тем же Уиллом Смитом — фильме, где с инопланетянами земляне сражались крайне пафосно и серьезно. К слову, тот же "День независимости" стал предметом насмешек Тима Бёртона в его сатирическом памфлете "Марс атакует". В 1997-м с треском провалились вторая "Скорость" и очередной "Бэтмен" — требовалось кино, способное переломить ситуацию. Им стали "Люди в чёрном", история создания которых в чём-то напоминает производственный момент первых "Звёздных войн" Джорджа Лукаса.
В основу сценария легли одноимённые комиксы Ловелла Каннигама, изданные в 1953-м году и известные только узкому кругу поклонников. Именно Каннигам придумал идею специального засекреченного бюро, специализирующегося на работе с инопланетянами. Которые втайне от гражданского населения, в течение многих лет, проживают на Земле, легально и нелегально. Агенты обязаны скрывать от людей присутствие гостей из других миров, заниматься их социальной защитой, регулировать общественные процессы. Они владеют специальным устройством для стирания памяти, помогающим им скрывать от человечества наличие пришельцев в их жизни.
Фильм позаимствовал только этот сценарный момент, все остальное было придумано заново. Ветеран Бюро агент Кей (Томми Ли Джонс) находит себе нового молодого напарника, полицейского Джеймса Эдвардса (Уилл Смит), который после зачистки памяти получает кодовое имя агент Джей. Вместе они спасают планету от межгалактической угрозы.
Несмотря на присутствие Стивена Спилберга в продюсерах, режиссёр Барри Зоннефельд (в свое время подаривший нам незабвенную "Семейку Адамс") подвергался насмешкам своих друзей, считавших, что он решил снимать откровенную чушь, ещё и малобюджетную. Поэтому от роли агента Кея планомерно отказались и Квентин Тарантино, и Клинт Иствуд. В результате в фильм был приглашен Томми Ли Джонс, к счастью, оказавшийся менее щепетильным. А Уилла Смита согласиться на роль агента Джея с большим трудом уговорила его жена.
Идея совместить новые жанровые идеи и в то же время отдать дань фантастике 50-х, а также наполнить картину здоровым юмором более чем удалась. "Люди в чёрном" стали большим хитом, получили тёплые отзывы критики и "Оскар" за лучший грим. Во многом успех ленты был обязан удачному актёрскому дуэту, построенному на единстве и борьбе противоположностей.
Сочетание удачно найденной "фишки" и отличных диалогов сработало. Спустя пять лет, в 2002-м году, на экраны вышел сиквел — не все поклонники остались довольны. Но выхода третьей части ждали с нетерпением. Между тем прошло десять лет. За это время Зоннефельд снял семейную комедию "Дурдом на колёсах" с Робином Уильямсом и несколько телевизионных сериалов. Идея возвращения к миру, а вернее сказать — к мирам "Людей в чёрном", вызревала долго. Идею перемещения во времени Зоннельфельду подкинул Уилл Смит. Дело оставалось за многочисленными персонажами ленты, которые, согласно трейдмарку проекта, должны были быть забавными, невероятными, запоминающимися. Фантастическими в прямом смысле слова.
В итоге главной сценарной "изюминкой" стал вовсе не колоритный Борис Животное, пародийное сходство которого с Борисом Гребенщиковым не отметил только ленивый, и к которому нет никаких претензий — чего стоит только утробный смех пришельца. А положительный герой Майкла Стулбарга — одинокий инопланетянин Гриффин (привет поклонникам анимации), живущий одновременно в нескольких параллельных реальностях и постоянно пытающийся понять, в какой именно он находится в данный момент. Именно он по- могает героям справиться с ситуацией.
Другая находка — Джош Бролин в роли молодого агента Кея, которому фактически пришлось играть не столько прописанного в сценарии героя, сколько самого Томми Ли Джонса — сходство оказалось поразительным. Про эпизод с Энди Уорхолом лучше вообще промолчать, дабы не раскрывать тонкости одного из лучших гэгов картины.
Сценарий фильма написал Итон Коэн, полный тезка одного из знаменитых братьев-кинематографистов. В целом третья часть оказалась верна духу сериала, а мелодраматический подтекст нисколько не повредил общей комедийной направленности. Сделал фильм более трогательным. И лучшего развлечения в этом сезоне нам, видимо, уже не придумают.