Есть евроскептики, а есть скептики образовательные. Их идеи недавно изучил ВЦИОМ, о чём рассказано на сайте Piter.tv.
Что же выяснилось?
Большинство россиян считает: не образование - главный фактор для устройства на высокооплачиваемую работу. И для карьеры оно не главное. Уровень образования, - считают россияне, - не влияет на материальное положение человека.
Такое мнение – не новость: так думали и в эпоху «перестройки», и теперь. Некоторая новость в том, что убежденность в этом существенно возросла. В 2019 году около 70% россиян не видят влияния образования на материальное благополучие человека. Для сравнения, в 1991 году так высказывались лишь 47% опрошенных. Особенно тверды в этом мнении молодые. При этом они же полагают, что получить диплом – это необходимость для современной России. "Потому, что так принято" - ответили 18% опрошенных. Наличие диплома о высшем образовании – это нынче род социального суеверия: пускай на всякий случай будет.
Специалисты ВЦИОМ отметили ещё вот что: россияне считают, что образование стало менее доступным. Об этом заявили 63% респондентов. Чем уж оно недоступно, если, по данным этого года, для 40% выпускников школы заготовлены бесплатные места в вузах? Мне такая сверхъестественная доступность кажется социальной распущенностью, почти развратом, а кому-то – недостаточной доступностью образования.
Ещё такая загадочная фраза была в отчёте ВЦИОМ: около 65 процентов НЕ думают, что ради получения диплома все средства хороши. Какие такие, любопытно узнать, средства: зарезать старуху-процентщицу? Или, может, систематически изучать трактуемые в вузе предметы? Или уж совсем экстремизм: постоянно ходить на лекции и семинары? Нет, такие крайности, конечно, недопустимы даже для благородной цели получения образования.
Несомненно, всем социологическим опросам свойствен общий, и, вероятно, неустранимый, недостаток. Вопрошатели и вопрошаемые могут совершенно по-разному понимать предмет опроса. Не будешь же давать длинные научные дефиниции того, о чём спрашивают. Да, он, респондент, ускользнёт, недослушав: зачем ему лишний раз напрягаться?
Что такое, например, образование? Один может подразумевать под образованием диплом. Тогда выходит, что чем престижнее и солиднее вуз – тем лучше ты образован. А если у тебя два диплома – значит ты образован в два раза лучше. Но это не универсальное мнение. Кто-то считает образованием широту кругозора и общую культурность. А другие не ставят эту культурность ни в грош: им подай умение дело делать.
Но как бы то ни было, опрос показал: молодые люди считают, что учиться в вузе – дело почти что пустое. Из какого-то суеверия ещё стараются одипломиться, благо дело это в высшей степени нехитрое – получить диплом какого-нибудь эколого-филологического или финансово-политологического университета. Таков был общий глас.
Что же делать? В молодёжной среде вызревает мнение, что лучше всего получить какое-нибудь практическое среднее специальное образование, а то и вовсе выучиться употребимому ремеслу.
В знакомой семье, респектабельной и состоятельной, девочку учили в дорогой частной школе, она занималась вполне исправно, даже в олимпиадах успешно участвовала. Готовили её в юристы, как папа, но в последнее время родители как-то отвлеклись: в семье родился ребёнок, родители затеяли строить дом. И девочка ускользнула от родительского внимания. И, раскинув своим умишком, решила она идти не в вуз, а поступить учиться на визажистку. Родители поудивлялись, да и махнули рукой: наверное, сегодня так и надо.
Некоторые одноклассники моей дочки, и вовсе не двоечники, пошли после 9-го класса в т.н. колледжи – по-старому техникумы и ПТУ, пошли вполне осознанно, и ничуть не жалеют. Сейчас они вполне осмысленные работники.
И мне подумалось вот что. Может быть, не то или иное образование есть условие жизненного успеха, а дело обстоит почти что наоборот: жизненный успех - и есть признак какого надо образования? Если ты имеешь хорошую работу, приличный достаток, тебе интересно жить и живёшь ты в ладу с людьми и миром – твоё образование – в самый раз. Хорошее у тебя образование. А если ты до седых волос так и не смог найти своего места и только и делаешь, что выживаешь, браня жизнь и начальство, которое не сумело тебе, такому культурному-образованному, обеспечить достойное тебя место – вот в таком случае я бы поостереглась считать образование человека хорошим. Чего-то он явно недоучил и недопонял.
Сегодня в молодёжной среде пробивает дорогу верная, на мой взгляд, мысль: высшее образование нужно далеко не всем. Это лишь одна из многих жизненных дорог. Идти в вуз должны лишь те, кто подлинно к этому предрасположен, и идти надо в настоящие – не имитативные - вузы. Их совсем не много, и все их знают. А прочим выпускникам – лучше получить практическую специальность. Забавно, что об этом самом я пишу уж лет десять. Хочется верить, что не пройдёт ещё десяти лет, и эта довольно очевидная мысль овладеет массами не только школяров, но и руководителей наробраза.