Авторский блог Татьяна Воеводина 18:46 12 октября 2018

Расслабон и зубрёжка, или как я была волшебницей

кому выгодна современная педагогическая парадигма
16

На днях привелось мне выступить в роли эксперта – по предмету, весьма далёкому от теперешних занятий. Внуку знакомой не даётся английский. Взяли репетиторшу – не помогает. Я поначалу пыталась увернуться: не лучше ли, - говорю, - обратиться к его педагогам? -  Обращались. Ничего не получилось. Теперь требуется независимый эксперт.

Я, признаться, даже оробела слегка: а ну как не разберусь? Но делать нечего, пришёл парнишка, развернул учебник. 6-й класс. Правда, ничего не знает. Спрашиваю, как учит слова. Оказалось: никак. У них даже нет списка слов, подлежащих заучиванию. Предполагается, что они ими как-то овладеют в процессе коммуникации. Ну, я научила его по старинке писать слова в специальную тетрадочку, потом брать продолговатую бумажку, прикрывать ею столбик английских слов и стараться вспомнить и записать английское слово против русского. «Проделай это пять раз – и запомнишь на всю жизнь вместе с орфографией». Пациенту хватило двух раз: слова, что называется, от зубов отскакивали. Память отличная! Сделали упражнения, выучили наизусть текст. На следующий день парнишка блистал. Бабушка сочла меня волшебницей. На самом деле, я проделала самые тривиальные и старорежимные операции. Ныне совершенно забытые.

Сегодня дети ничего не учат наизусть! Ни по какому предмету. Считается, что это жестоко, несовременно и подрывает креативность: фи, какая-то зубрёжка. Тем более, что современному  гражданину мира и знать ничего не надо: погуглил – и всё узнал. На прогрессивном педагогическом портале «Мел» так и пишут: в допотопной советской школе заучивали факты, а теперь все факты – в интернете. Главное теперь не знать, а – понимать. Что понимать?  Ну, некие общие закономерности. Как  понимать закономерности, не зная фактов? Это не обсуждается. Кто сомневается – тот убогий совок, годный только на то, чтобы тупо зубрить. Таким нет места в сияющем цифровом мире.

Всё это - часть современной педагогической парадигмы:  никого не  грузить, не напрягать,   не огорчить, ни в коем случае не дать понять лодырю, что он лодырь, а дураку – что дурак. Учение должно быть сплошным развлечением и  фаном. Это не только у нас – так во всех странах, мы даже не первые начали.

Кому и зачем это надо и выгодно?

Уверена: это нужно мировым хозяевам жизни. За всем этим гуманизмом просматривается глобальная  задача: вырастить  придурка с пустой головой, в которую можно залить всё, что требуется. Впрочем, «придурок» – это неполиткорректно. Американская педагогика выработала политкорректный термин  – «альтернативно одарённый».  Вот он-то как раз и нужен. Ему можно впарить любые, сколь угодно бесполезные, товары и втюхать любые, сколь угодно фантастические, политические утки. Такова сверхзадача международных хозяев жизни.

Уже выросло поколение, абсолютно не знающее географии: они не разрисовывали контурные карты и не выучивали «глупости» вроде названий и высоты гор, названий областей или как проходит граница между Европой и Азией. Зачем? Гугл знает. Как когда-то для древнего европейца на Востоке простиралась непонятная страна Тартария, так и для современного цифрового москвича за краем его Ойкумены лежит неведомая  земля – Замкадье. А что там – Бог весть. Надо будет – погуглю.

И невдомёк цифровой поросли, что человек, не имеющий базовой информации в голове, а не в компьютере – мыслить не может. Ему нечем мыслить, не из чего построить свою мысль. Материала нет. Бессмысленно рассуждать о политике, не зная географии – просто не представляя, где что расположено. Чтобы  думать об этих предметах, надо иметь соответствующую картинку в голове, а не гуглить всякий раз. Чтобы задать  разумный вопрос, надо многое предварительно знать. А невежественный человек всегда попадёт на крючок политическому или коммерческому жулику. 

Всё это неспроста. Таким путём хозяева жизни хотят подхлестнуть социальную сегрегацию (которая и без того набирает обороты во всех странах). Попросту говоря, отжать от кормушки лишних едоков. Вот этих самых – выкормышей школы радости и фана: расслабленных,  не знающих ничего толком. Выпускник такой школы не может ни  работать, ни всерьёз учиться, ни разобраться в окружающем. Он и будет вести тихую второсортную жизнь, ни на что не претендуя и никуда не стремясь. Претендовать и стремиться будут другие – которые отучились в немногих серьёзных школах, похожих на те, какими были все в пятидесятые годы.  Тогда заучивали факты, были экзамены в каждом классе, переэкзаменовки осенью для не сдавших. Есть замечательная картина Решетникова «Переэказменовка»: лето, за окном  играют в футбол, а двоечнику надо учиться. Популярная повесть А.Алексина «Саша и Шура» - о том же, о переэкзаменовке. Благодаря такой школе СССР достиг максимума своей технической мощи. 

Пройдёт немного времени, и у нас чётко разделятся школы: для народа – расслабон, для «сливок» – напряжённое учение, с отметками, экзаменами, заданиями и сопутствующими этому трудностями и огорчениями.  Вот к такой сегрегации  и ведут дело те, кто говорит, что ничего учить не надо.

Илл. Ван Гог "Школьник"

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать "Завтра" в ленте "Яндекса"

Комментарии Написать свой комментарий
12 октября 2018 в 20:09

Автор: "Пройдёт немного времени, и у нас чётко разделятся школы: для народа – расслабон"

Разве "народу" кто-то запретит изучать всерьез английский или географию? В эпоху интернета это невозможно в принципе. Желающие представители "народа" выучатся, при этом не прибегая к таким усилиям, которые потребовались, скажем, Ломоносову.

А не желающие - приобретут компетенции, вполне достаточные для овладения рабочими профессиями или работы в сфере обслуживания. Тратить же деньги налогоплательщиков на изучение английского будущим водителем или продавцом - полный абсурд.

13 октября 2018 в 11:06

Точно, кесарю - кесарево, а слесарю - слесарево. Пройдет еще несколько лет и никакой, самый ломоносный, Ломоносов не сможет поступить в ВУЗ, денег не хватит. Вот Вам во сколько обошлось образование?

14 октября 2018 в 04:18

Во-первых, социальны статус моих родителей позволили бы им оплатить мое образование при любом строе.
Во-вторых, мои успехи в учебе (золотая медаль с советскими требованиями, впоследствии - красный диплом) позволили бы мне претендовать на ту или иную форму бесплатного образования (например, за счет зндаумента) при любом строе.
В-третьих, благодаря Вашему аргументу я лишний раз убедился, что для советской власти граждане были государственными крепостными, которые не могли получить блага иначе, как из рук барыни, и именно о возврате к такому положению дел мечтают реваншисты.

14 октября 2018 в 05:57

Уважаемый Валерий Журавлёв! Вы совершенно правы! Меня воспитывали опекуны пенсионеры (96+60 рэ). Я закончил школу с золотой медалью, затем красный диплом, Ленинский стипендиат. Но учить и помогать мне в сегодняшних условиях мои опекуны меня бы не смогли по материальным соображениям. Даже свой дальнейший путь в жизни я выбирал, исходя из того, что старики мне не смогут помочь ни жильём, ни деньгами, ни нужными связями. Обязан им всем! И Советскому строю! Мне просто больно, сколько сегодня и, особенно, завтра молодых талантливых ребят и девчат не смогут реализовать себя в жизни. Кажется, Экзюпери сказал, что в каждом человеке убит Моцарт.Не нужны сегодня Моцарты. Нужны Карабасы Барабасы - доктора кукольных наук. Часто общаюсь с жителями села, где у меня загородный дом. У них и их детей нет перспектив, а только беспросветье от одного случайного заработка к другому. Сто крат правы Вы, Валерий Журавлёв!

12 октября 2018 в 21:50

Образовательные услуги... Воспитание квалифицированного потребителя. Человек - компетенция. Прагмтичненько, сволочно...

13 октября 2018 в 11:11

Вот интервью одной из сволочей, реформирующих российское образование. Сплошное словоблудие...
https://www.youtube.com/watch?v=Tsco4tiVDJY

13 октября 2018 в 10:02

"А тот чехоточный, родня вам, книгам враг.
В учёный комитет который поселился,
И с криком требовал присяг,
Чтоб грамоте никто не знал и не учился".
"Ах! к воспитанью перейдем.
Что нынче, так же, как издревле,
Хлопочут набирать учителей полки,
Числом поболее, ценою подешевле?"
А.С. Грибоедов двести лет назад. Не было , не было - и вот опять!

13 октября 2018 в 12:41

Сама посебе зубрёжка быстро превращается в музейный хлам и истлевает, если зазубренному и зазубриванию не придаётся смысл, зазубренное не становится полезным материалом для дальнейшего всестороннего развития, не помогает осмысливать окружающий мир. В советской школе много зазубривали, но мало осмысливали, только в рамках советской идеологии. Иностранный язык зубрили, но зачем его надо было зубрить, если он не требовался в реальной жизни советского человека. Географию зазубривали, но географический мир советского человека был ограничен границами СССР и идеологии, также как и исторический. Математику зубрили без придания этому её смысла, как языка описания реального окружающего мира, без знания которого невозможно глубокое познание этого мира и его преобразование. Сегодня, наверное в школе такой-же формализм, хотя новые технологии и снятие идеологических ограничений позволяет учить детей смыслу обучения и воспитывать широту интересов, разностороннюю личность, умеющую мыслить и широко и глубоко на пользу себе и обществу.

13 октября 2018 в 14:38

Дайте мне точку опоры...В данном случае образование,революция назрела.Прозеваем момент -потеряем всё.
Но ведь бесполезно с этим президентом Путиным,с этим правительством Медведевым обсуждать эту тему.Они как чирьяки,нужно ждать когда сойдут.

13 октября 2018 в 15:34

Уважаемая Татьяна! Спасибо за статью. Я 26 лет преподавала географию и биологию. И в предпенсионные годы обратила внимание на то, что вокруг моих заданий на контурных картах просто бои какие-то шли. А сейчас вижу, как редко (1-2 раза)за все годы учёбы мой внук рисовал контурные карты и думаю, что Вы правы. Видимо, учителя перестали задавать задания по контурным картам. Это приведёт к очень плохим результатам. Это одна из сторон ювенальной юстиции. См. мое стихотворение "Лидии Селивановой", опубликованное ко дню Учителя.

13 октября 2018 в 22:17

Нехорошо статус преподавателя возвышать до УЧИТЕЛЯ!
Эта ложь карается временем.
Автор правильно поднял проблему, но с опозданием на несколько десятков лет, увы ...

Те, кто еще сохранили способность к системному, а не клипповому обучению, могут исследовать проблему глубже:
http://www.klex.ru/b56

13 октября 2018 в 23:19

Татьяне Воеводиной

Подзаголовок вашей статьи - "кому выгодна современная педагогическая парадигма".

Вообще-то, нужно говорить НЕ о парадигме, а ЦЕЛОЙ ФИЛОСОФИИ образования в СССР и современной России.
Где-то в 60-70 годы, когда объявили о ВСЕОБЩЕМ среднем образовании для ВСЕХ, и сделали ОТВЕТСТВЕННЫМ, за образовательные успехи молодых людей СССР, УЧИТЕЛЕЙ - и была совершена СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ошибка.

Сегодня этот процесс продолжается, и именно ОТСЮДА всевозможные "отчёты", "проверки" и прочая чиновничья возня.

В сегодняшнем УРОВНЕ образования ВИНЯТ сегодня кого угодно, НО только НЕ того, кому нужно учиться – УЧАЩИХСЯ (школьников и студентов).

Вдолбили в сознание ВСЕГО общества (ещё в СССР), что ГОСУДАРСТВО обязано и должно УЧИТЬ. Вот, министерство, министры и прочие чиновники образовательной сферы и бьются, как рыба об лёд, в своём стремлении хоть как-то НАУЧИТЬ лентяев и бездельников. Дело дошло уже до того, что покупаются дипломы даже в области медицины. А неучей, во всех остальных областях знаний, нет смысла считать. Кстати, это началось ещё с возникновения «заочного» и «вечернего» образований в СССР. Лишь единицы (часто лишь те, кто реально НЕ работал, а имел справку о том, что работает) получали реально хорошие знания. Сегодня уже открыто покупаются курсовые и дипломные работы, включая сами дипломы.

Вывод.
Нужно менять ВСЮ философию образовательной системы.

Нужно чтобы УЧЕНИК, и его родители, ОТВЕЧАЛИ за уровень знаний обучающегося.

Сегодня можно получить БЕЗГРАНИЧНЫЕ знания в интернете. Есть бесплатные, платные, за умеренную цену, сайты, где можно получить ШИРОЧАЙШИЕ и ГЛУБОЧАЙШИЕ знания в ЛЮБОЙ области науки и техники.
То есть, нужно – ХОТЕТЬ (ЖЕЛАТЬ) быть ОБРАЗОВАННЫМ.
Сегодня российское общество (разбалованное философией образовательной системы в СССР) просто НЕ готово ОСОЗНАТЬ пагубность существующей сегодня в России философией образования.
ПЕЧАЛЬНО то, что сами работники системы образования, берут на себя ту ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за образование молодых людей,
которую просто НЕ СПОСОБНЫ реализовать…

ЖЕЛАТЬ быть ОБРАЗОВАННЫМ, прежде всего, ДОЛЖЕН сам учащийся (школьник и студент).
Когда же ВСЕ это поймут...

14 октября 2018 в 04:22

Петр Черный: "ЖЕЛАТЬ быть ОБРАЗОВАННЫМ, прежде всего, ДОЛЖЕН сам учащийся (школьник и студент)".

В том-то и штука: каким быть человеку при советском строе, решал не он, а государство.

Кажется, Оруэлл сказал:

"Демократия говорит: "Ты не должен..."
Авторитаризм: "Ты должен..."
Тоталитаризм: "Ты есть...""

14 октября 2018 в 13:07

ВОЕВОДИНА : Уверена: это нужно мировым хозяевам жизни. За всем этим гуманизмом просматривается глобальная задача: вырастить придурка с пустой головой, в которую можно залить всё, что требуется. Впрочем, «придурок» – это неполиткорректно. Американская педагогика выработала политкорректный термин – «альтернативно одарённый».
******************************************************************************************************************
Опять ,то англичанка гадит ,то америка :
А в СССР тоже Америка мешала учить язык. В СССР вместо того чтобы учить разговорную речь,
учили грамматику ,которая убивала хотение изучать язык . В результате после окончании школы ,почти никто не мог сказать по английски пару предложений. Даже после института почти никто не мог говорить.

В СССР ведь ученик когда шёл в первый класс ,он хорошо говорил по русски ,
поэтому ему была понятна грамматика русского языка.
В ИЗРАИЛЕ выпускник школы прилично говорит по английски ,ну может не все ,
но основная масса знает и разговаривает на английском свободно.

18 октября 2018 в 12:58

Да, Яфим, в СССР с разговорной речью на иностранном языке было не очень. Я всегда страдал и сейчас страдаю от недостаточной разговорной практики на немецком. Но были и есть в мире страны, где с разговорной речью на иностранном ещё хуже. Это прежде всего Великобритания. В гораздо меньшей степени США. Англичане, кроме английского, вообще ни бум бум. Английский то знают на троечку. Но есть момент, о котором Вы почему то не пишите. Невозможно выучить язык. не читая художественную литературу на этом языке и народные сказки. А у нас было совершенно не умное требование по переводу и сдаче пресловутых тысяч знаков. Изучение языка должно быть интересным, творческим,игровым, а не каторжным трудом.

21 октября 2018 в 22:57

Желать... Должен... Прекраснодушные мечтания прекраснодушных Маниловых...
А на практике: знакомый учитель математики на пенсии по просьбам знакомых родителей - бывших его учеников - репетиторствует их чад. И отмечает, что уровень их подготовки год от года падает. Вот вам и интернет, и современный подход, и новации в образовании. Так что Воеводина права однозначно