Президенту Российской Федерации
Путину В.В.
Уважаемый Владимир Владимирович!
31 марта 2020 года Государственная Дума утвердила законопроект № 931192-7 (см. https://sozd.duma.gov.ru/bill/931192-7 ) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (в части урегулирования отношений, возникающих в связи с необходимостью экстренного реагирования на вызовы, связанные с распространением коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCOV)».
Разделяя заботу государственной власти о преодолении реальной угрозы жизни и здоровью граждан нашей страны, считаем своим гражданским долгом обратить Ваше внимание, на имеющиеся в данном законопроекте нормы, противоречащие Конституции Российской Федерации и Федеральному Конституционному Закону от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»
Исходя из норм законопроекта № 931192-7, основанием для введения режима «повышенной готовности» является обстановка, сложившаяся в результате «распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих», которая может повлечь «человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и окружающей среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности» ( ч. 1 ст. 1 ФЗ от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера)».
Таким образом, впредь основанием для введения режима «повышенной готовности» может являться любое заболевание, а не только коронавирусная инфекция, вызванная 2019-nCOV (коронавирус).
Между тем данный законопроект не содержит критериев (в том числе подтвержденных надлежащим объективным заключением российских ученых), которым должно соответствовать данное заболевание для признания его опасным в режиме «повышенной готовности».
Следовательно, для введения режима «повышенной готовности» по нормам данного законопроекта законных оснований не имеется.
Вместе с тем, такие основания предусмотрены статьей 3 Федерального Конституционного Закона от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», когда данный режим может быть введен в особо опасных ситуациях: «при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную (!) угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер».
В частности, к таким опасным ситуациям относятся «попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж», «чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ».
При этом данный Конституционный Закон предусматривает введение чрезвычайного положения исключительно Указом Президента Российской Федерации (ст. 4 ФКЗ от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении») и содержит указание на конкретные права граждан, которые могут быть ограничены в период чрезвычайного положения (ст.ст. 11-15 ФКЗ от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»): «ограничение права на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, ограничение права на проведение митингов, шествий, массовых мероприятий, ограничение движения транспортных средств и их досмотр» ( статья 11 ФКЗ от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»).
Кроме того, законопроект № 931192-7 наделяет Правительство Российской Федерации и правительства регионов в рамках указанного режима следующими полномочиями: (1) ввести режим «повышенной готовности» на территории всей страны либо ее части (п. «а.1» ст. 10 ФЗ № 68-ФЗ) и (2) установить «правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями» (п. «а.2» ст. 10 ФЗ № 68-ФЗ). Обязанность граждан соблюдать «правила поведения», установленные на период «повышенной готовности» вводится абзацем 5 статьи 19 данного законопроекта и предопределяет серьезные наказания для его нарушителей. Вместе с тем, конкретный перечень необходимых обязательств граждан и юридических лиц, которые они обязаны осуществлять в условиях режима «повышенной готовности» в законопроекте отсутствует.
Следовательно, Правительству Российской Федерации и правительствам регионов предоставляются неограниченные полномочия по ограничению конституционных прав граждан, что подтверждается имеющими место фактами.
Например, в данный период времени были неоправданно ограничены права верующих на свободу совести, заключающиеся в фактическом запрете им посещать богослужения в храмах, свободно передвигаться по городу, следуя к храму, в том числе передвигаться без наличия специальных пропусков, предусматривающих обязательную электронную идентификацию граждан и содержащих символику, оскорбляющую религиозные чувства верующих (QR – код, штрих-код и др.); ограничены права верующих на получение наличных денежных средств для существования, права пользования проездными билетами для проезда в общественном транспорте к храму.
Одновременно, в публичном пространстве ведется обсуждение о предстоящем обязательном ЧИПИРОВАНИИ граждан под предлогом ВАКЦИНАЦИИ от коронавируса, отбираются пробы у граждан на наличие коронавируса без предусмотренного для граждан механизма гарантий проверки объективности результатов проведенных тестов и их оспаривания. Подобные действия в отношении граждан могут повлечь за собой неоправданное вмешательство в их частную жизнь, поставить под угрозу их жизнь, здоровье (например, при помещении гражданина в больницу вместе с больными коронавирусом из-за ошибки тестирования), умалить их честь, достоинство и доброе имя, посеять панику среди населения.
Между тем в законопроекте № 931192-7 не предусмотрены нормы, связанные с правом на защиту чести, достоинства и доброго имени граждан, пострадавших от эпидемии коронавируса или иного заболевания, поскольку могут иметь место случаи незаконного преследования граждан в условиях режима «повышенной готовности», неоправданного вмешательства в их частную жизнь, оскорбления их религиозных чувств, унижения достоинства, в том числе и в публичном пространстве. Для этого должна быть установлена ответственность должностных лиц (и иных лиц), которые наделены полномочиями организовывать и реально исполнять поручения Правительства Российской Федерации и правительства регионов в сферах медицины, здравоохранения, статистики, правоохранительной и других жизненно-важных областях.
Законопроект № 931192-7 не предусматривает также норм о надлежащей экономической защищенности тех категорий трудоустроенных и самозанятых граждан, включая индивидуальных предпринимателей и приравненных к ним, которые вынуждены временно не работать в связи с режимом самоизоляции, что может повлечь для таких граждан угрозу их жизни и здоровью в условиях лишения средств к существованию.
Наличие в законопроекте понятия о «волонтерах», готовых оказать гражданам (в основном пенсионерам) помощь в условиях самоизоляции, без установления законных критериев, которым данные «волонтеры» должны соответствовать, и их личной ответственности при осуществлении конкретных действий, не позволяет гарантировать гражданам сохранение их жизни, здоровья, неприкосновенность личности, жилища, собственности.
В силу части 3 ст. 56 Конституции в условиях чрезвычайного положения «не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 - 54 Конституции Российской Федерации». В частности, следующие права: «сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются» (ст. 24 Конституции РФ); «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения, жить и действовать в соответствии с ними» (ст. 28 Конституции РФ).
Согласно части 3 статьи 55 Конституции РФ «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
Исходя из вышеизложенного, считаем, что Федеральный законопроект № 931192-7 позволяет Правительству ввести в режиме "повышенной готовности" абсолютно любые ограничении конституционных прав граждан, обязательные для исполнения, применение которых, при наличии конкретных обстоятельств, может повлечь за собой неоправданное вмешательство в частную жизнь граждан, причинить значительный ущерб их правам и свободам, повлечь человеческие жертвы и ущерб жизни и здоровью людей.
В Российской Федерации гарантируется что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» (ст.2 Конституции РФ).
С учетом вышеизложенного, просим Вас как гаранта Конституции Российской Федерации не подписывать указанный закон и воспользоваться имеющимися у Вас полномочиями наложить вето на Федеральный законопроект № 931192-7 до внесения в него поправок, которые установят: (1) надлежащие законные основания для необходимости введения режима «повышенной готовности», прежде всего основанные на объективных данных комиссии квалифицированных российских ученых (помимо ВОЗ); (2) исчерпывающий перечень необходимых ограничений прав, свобод и законных интересов граждан в условиях данного режима; (3) надлежащие меры защиты граждан от неоправданного вмешательства должностных лиц всех ветвей власти (и иных уполномоченных государственной властью лиц) в частную жизнь граждан и их семей, в сферу их убеждений (гражданских и религиозных), в том числе убеждений, обоснованных отказом граждан от цифровой идентификации личности и связанного с этим возможного чипирования под предлогом защиты от эпидемии, пандемии и тому подобных угроз, а также убеждений, обоснованных правом отдельных граждан и их семей на самозащиту жизни здоровья, чести, достоинства, доброго имени каждого; (4) надлежащие меры экономической защиты граждан, включая трудоустроенных работников, граждан, приравненных к индивидуальным предпринимателям, самозанятых, лишенных заработка в условиях режима «повышенной готовности».
Глава Союза «Христианское Возрождение»В.Н.Осипов
Член Союза «Христианское Возрождение»И.И. Мнева
Зам. Главы «Союза «Христианское Возрождение»А.А. Коренев
Член Союза «Христианское Возрождение»Т.С.Лемешева
Член Союза «Христианское Возрождение»И.Ю.Чепурная
P.S. Направляем копии настоящего обращения в Совет Безопасности РФ, ФСБ РФ, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с просьбой довести его содержание до Президента России.