Сообщество «Посольский приказ» 00:10 12 апреля 2023

Обострение

ближневосточным странам, забывшим жизнь без империи, придётся проходить путь к балансу самостоятельно

Если бы в современном Израиле писали пособие для премьера, то несмотря на многотысячелетний опыт еврейских политических хитростей книга правил для главы еврейского государства состояла бы из одного пункта: "В случае любых сомнений в твоём праве на власть бей арабов". Эта схема работает вне зависимости от соотношения сил в Кнессете и от наличия или отсутствия Биньямина Нетаньяху на посту премьера: вспомните, как в прошлом августе израильские власти под руководством Яира Лапида — непримиримого соперника Нетаньяху — без видимых на то предпосылок развязали быстротечный кризис, связанный с устранением в палестинской автономии и в Газе лидеров запрещённой в России группировки "Исламский джихад Палестины".

Бог знает, что тогда явилось глубинной причиной того кризиса, может быть, слабеющая поддержка того правительства (в итоге стоившая Лапиду замены на Нетаньяху), может быть, попытка ударить по авторитету саудитов, связанных с палестинцами и уже тогда начавших флиртовать с Ираном, может, персидская активность в Сирии, а может, фаза Луны, сезон арбузов или недовольство жарой. В этот же раз причины куда более ясны — стоит рассмотреть контекст не только израильских протестов, но и того, как Тель-Авив принялся действовать на упреждение в попытках ударить по ближневосточному фронту, единственной и естественной целью которого является сам Израиль. Так уж получается, что любой рассказ про еврейское государство не может обойтись без упоминания его соседей.

Итак, всё началось (если верить официальной версии) с Храмовой горы. Ключевое место в человеческой истории — здесь Господь начал создавать мир, тут стояли два иудейских храма, здесь воспитывалась Богородица, отсюда Христос выгнал торгашей — в очередной раз оказалось в центре конфликта между иудеями и магометанами. Первые захотели принести жертву в честь праздника Песах, вторые же возмутились посягательствам на свою веру: Рамадан же! В результате мусульманские паломники закрылись в мечети от иудейских молящихся. Злые, но правдоподобные языки утверждают, что всё было не совсем так, и робкая толчея кротких богомольцев больше напоминала жёсткий забив футбольных фанатов. Полиция при этом щедро раздавала и первым, и вторым, а тех самых жертвоприносителей задержала ещё на подходе к Храмовой горе. Израильская пресса утверждала, что в мечети засели злые арабы с камнями, железными прутьями и гранатомётом (не шутка!), дабы бить и взрывать мирных иудеев, палестинские источники описывали безобидных мусульман, за которыми с камнями и прутьями (но без гранатомёта) пришли ультраправые еврейские националисты.

Предоставим вам, дорогие читатели, самим рисовать картину очередного весеннего обострения на Храмовой горе в соответствии с вашими симпатиями: не так важно это, как то, что произошло дальше. Израильские силовики вошли в мечеть и принялись вести себя так, словно действительно ожидали встречи с гранатомётом: весь мир облетели кадры, как спецназовцы глушат визуально безобидных посетителей мечети дымовыми шашками, бегают по коридорам молельного дома с автоматами и жёстко задерживают некоторых из присутствующих. Хаос, шум, мельтешение — помимо самого факта атаки на Аль-Аксу в период поста именно то, насколько показательно, бесцеремонно и ярко был произведён рейд, возмутило весь исламский мир и много кого в мире неисламском. На это, похоже, и был сделан расчёт израильских властей: со всех сторон в адрес государства победившего сионизма посыпались упрёки, угрозы, мольбы и стоны — всё это, разумеется, тут же доходило до накрученного недавними протестами и без того глубоко политизированного израильского общества.

Но то, что поначалу выглядело как топорная попытка в очередной раз напомнить товарищам иудеям о положении осаждённой крепости, довольно быстро обросло новыми контекстами. Кризис, начавшийся 4 апреля, поначалу продолжился привычным путём: небо над Святой землёй разрезали трассы ракет и перехватывающих снарядов, летавших между Израилем, Газой и Западным берегом Иордана, а инфополе оказалось расчерчено следами взаимных обвинений. Но вдруг утром 6 апреля в духоту привычного сценария пахнуло северным ветром с запахом изюма и кедровых орешков. Удар с территории Ливана, если верить израильским военным, состоял из полусотни ракет, половину из которых израильская ПВО доблестно сбила, а вторая половина упала, никому не навредив. Оставим военным экспертам разговоры о соотношении эффективности и распиаренности "Железного купола" — важно не это, а то, что за сила в Ливане нанесла этот удар. Обычно Ливан ничуть не стесняется своих ударов по закадычным врагам с юга. Так было, к примеру, в 2006-м, когда по официальной версии Израиль воевал с занимавшей южные районы Ливана Хезболлой, но здесь ответственность за удар не взяло на себя ни ливанское правительство, ни даже сама Хезболла. Более того, Наджиб Микати — премьер Ливана, ныне исполняющий обязанности президента, — осудил удары и сказал, что ливанцы вместе с расквартированными на юге страны "миротворцами" из ООН уже выясняют, кто это был.

Евреи, впрочем, Хезболлу и не обвиняли — пока что. Вместо этого виноватым во всём был назначен ХАМАС, что дало повод для масштабных ударов по Газе и не таких масштабных — по югу Ливана, откуда летели те самые ракеты. Бейрут не возражал. При этом Хезболлу без нужды старались не провоцировать — удары по югу Ливана были куда менее сильные, чем по объектам ХАМАС в Газе, что намекает или на неуверенность Израиля в причастности ливанских шиитов к запускам с севера, или на сознательное нежелание идти на эскалацию. Включение Ливана в это уравнение вынудило Хезболлу приводить свои силы в состояние боевой готовности — такие же новости шли от групп с Западного берега, из Газы и из очагов расселения арабов внутри Израиля. Все захотели быть готовыми к новому витку кризиса — и вот вслед за сигналами тревоги полетели политические заверения в готовности вмешаться.

Среди тонн обычной в таких случаях информационной мишуры особенно выделилось обещание хуситов активно включиться в кризис в случае угрозы ХАМАС и Хезболле. Загадка: как в кризис между Израилем и исламскими группировками собираются вмешаться хуситы, от которых по прямой до израильской территории почти 18 сотен километров, притом что средств доставки боеприпасов на такие расстояния у них нет, а потенциальный путь хуситского возмездия должен будет пролегать над саудовскими городами, щедро защищёнными ПВО? Сложно сказать, но стоящие костью в горле у восьмого военного бюджета мира босоногие повстанцы выбрали для своих угроз (якобы Израилю, но на деле — всё тем же саудитам) максимально неподходящий момент. Именно йеменский вопрос был одним из главных точек конфликта между Ираном и Саудовской Аравией, и именно этот вопрос большими усилиями прошлым летом всё же удалось худо-бедно поставить на паузу (но ни разу не решить). 9 апреля пошли новости о том, что война в Йемене близка к своему завершению — хуситское новостное агентство SABA написало, что в столице Йемена Сане прошли переговоры представителей Йемена, Саудовской Аравии, Омана и хуситских групп. На переговорах вроде бы наметили путь к завершению долгого бодания.

Вновь раздувать конфликт между персами и саудитами — конфликт, улаживание которого стало большим прорывом китайской дипломатии в минувшем марте, — таков интерес местного игрока, предпочитающего ловить рыбку газовых прибылей в мутной воде вечного ближневосточного хаоса. Этот игрок, недавно проведший футбольный чемпионат мира, последовательно создаёт точки напряжения во всех уголках своей сферы влияния. Катар, за последнее десятилетие превративший ХАМАС из представлявшей интересы палестинцев политической силы в оружие давления на Израиль, таким нехитрым образом сразу решает две проблемы: щёлкает по носу евреев, задумавших продавать газ в Южную Европу, и способствует расколу между двумя важными поставщиками углеводородов по соседству.

6 апреля этот же раскол в Эр-Рияд приехал усугублять посланник Вашингтона Уильям Бёрнс, глава ЦРУ и один из наиболее надёжных посыльных Байдена. Вообще говоря, на реальное изменение саудовского курса Бёрнс вряд ли рассчитывал, скорее, прибыл для прощупывания пульса саудовско-американских отношений и нащупанным был удовлетворён: МБС (так в прессе принято называть саудовского принца Мохаммеда бен Салмана) заверил верховного американского чекиста в том, что Эр-Рияд всё ещё готов сотрудничать с Вашингтоном. Подтверждением этому стала сделка о покупке самолётов Boeing — по некоторым данным, сорок широкофюзеляжных бортов будет куплено как раз к запуску нового авиаперевозчика Riyadh Air в 2024 году. Бен Салман намерен превратить Эр-Рияд в такой же транспортный узел, какими являются Доха и Дубай, а помощь в этом со стороны Boeing является единственным доступным вариантом в свете проблем Airbus. Косвенным подтверждением того факта, что Бёрнс остался доволен визитом в Эр-Рияд, служит и реакция администрации Байдена на недельной давности решение ОПЕК+ о сокращении добычи нефти с мая и до конца года. Напомню, в авангарде этого решения идут Россия и Саудовская Аравия, на которых суммарно приходится недосдача в миллион баррелей в сутки из общих по картелю 1657 тысяч. Мало того, что Вашингтон лишь ограничился едва слышным упрёком в духе: "Ах, какое неразумное решение", так ещё и разговоры о санкциях против ОПЕК+ и о принятии билля NOPEC были на корню зарублены лояльной Белому дому прессой, объявившей, что ничего страшного в таком решении для США нет — просто бизнес, ведь цены на нефть упали, вот и надо бы компенсировать дефицит бюджета. Что же касается вопроса отношений с Ираном, то главный цээрушник, представьте себе, ничего не рассказал, а американская пресса ограничилась лишь привычными стенаниями в духе: "Америку оставили за бортом конструирования новой системы отношений в Евразии". Разумеется, так просто они свои наделы на Ближнем Востоке не сдадут, и взаимное презрение между Байденом и МБС (первый называл второго убийцей и грозил ввести санкции, а второй косвенно подшучивал над деменцией первого) является лишь временным препятствием в американо-саудовских отношениях. В этом направлении саудитами тоже делались шаги: 6 апреля в Пекине встретились Фейсал бен Фархан и Хосейн Амир Абдоллахиян — министры иностранных дел Саудовской Аравии и Ирана. Ничего нового на этой встрече не случилось: персы и арабы подтвердили желание открыть посольства и вообще всячески сотрудничать — но таким образом Китай в день визита директора ЦРУ в Эр-Рияд намекнул на то, кто владеет инициативой в евразийской геополитической игре. Саудиты смотрят вперёд, не только делая ставку на политические и торговые отношения с Китаем, но и не рубя сплеча по остаткам былой дружбы с Вашингтоном. Бен Салман рассчитывает увидеть за столом "Резолют" своего старого друга — того самого, чей оранжевый хохолок на прошлой неделе взяли под арест в Нью-Йорке и тут же отпустили. Параллельно с этим Израиль, напротив, делает ставку на потенциального конкурента Трампа на будущих республиканских праймериз: во-первых, Рональда Десантиса ещё минувшей осенью, когда рейтинги Трампа были на дне, поддержал Биби Нетаньяху, а во-вторых, в самом конце марта стало известно, что Десантис, ранее обещавший сделать свою вотчину Флориду "самым произраильским штатом США", посетит Иерусалим и толкнёт там перед большой аудиторией речь, причём не когда-нибудь, а аж на местный день независимости 26 апреля. Ставка нынешней тель-авивской верхушки — правого правительства, игнорируемого сегодняшним Белым домом, — на Рона свидетельствует о поддержке губернатора Флориды республиканским истеблишментом, души не чающим в Израиле.

В свете этого интересно будет посмотреть на изменения внешних устремлений другого известного патриота Израиля — тестя Джареда Кушнера и бывшего лучшего друга Биби Нетаньяху Дональда Трампа. Впрочем, дрязги американской политики являются темой для совершенно другого разговора, а израильские ставки ещё могут быть тысячу раз обыграны и переиграны — до выборов в США ещё больше полутора лет, а с Нетаньяху станется в случае дальнейшего падения популярности Рона и роста рейтингов Дональда вернуться к заверениям вечной дружбы с Трампом. Пока же американская политика в отношении региона держится подальше от трамповской благодушной манеры заключать большие сделки и мирить всех вокруг с Израилем, строясь на привычных методиках мутных визитов высоких чинов и толстых намёков военной силы: помимо визита директора ЦРУ в гости к бен Салману в субботу стало известно о том, что, со слов Associated Press, субмарины с потенциально ядерными ракетами Tomahawk направились в сторону Ближнего Востока.

Поиск баланса в вечно разбалансированном регионе — главная задача по обеспечению спокойствия в Евразии на нашем веку. Велик соблазн сказать, что эта задача лежит на плечах США, внёсших немалый вклад в ровно противоположный процесс, Китая, который пока только делает первые робкие шаги в роли радикального умиротворителя, России, которая старается по мере сил встраивать своих союзников в разорванные провода дипломатических коммуникаций. Но ближневосточным странам, забывшим жизнь без империи, придётся проходить путь к балансу самостоятельно. Новости о том, как эта беспорядочная куча пропитанного нефтепродуктами хвороста то и дело вспыхивает со всех сторон, лишь показывают, насколько Ближний Восток далёк от этого баланса.

1 декабря 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
15 декабря 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
12 декабря 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
1.0x