Сообщество «Посольский приказ» 07:52 22 декабря 2022

Военный бюджет США: много ли денег и возможностей?

расходы утверждены в размере 858 млрд долл. на 2023 год

Военные расходы США утверждены в размере 858 млрд долл. на 2023 год, с официальными заявлениями об их превышении (в текущих ценах) уровня 1986 года. Фактические военные расходы составили 1,6 трлн долл. в 2022 году с учетом официальных «заработков» Пентагона и «дыры» в накопительных пенсиях военнослужащих. Накопленная за 36 лет скрытая инфляция искажает военный бюджет, поскольку цены на жилье и минимальные зарплаты в США выросли за эти годы в 4-5 раз, а военные расходы - в 2,6 раза. При этом армия США имеет численный состав в размере двух третей от численности 1986 года, использует лишь половину единиц военной техники и закупает ежегодно лишь треть таких единиц. Манипуляции с размерами дефицита бюджета и государственного долга, с инфляцией и индексацией расходов могут выйти из-под контроля американских политиков.

Креативная бухгалтерия оборонных расходов США

15 декабря Сенат США одобрил оборонный бюджет, и до Рождества этот бюджет будет подписан президентом Байденом. Оборонный бюджет на 2023 год одобрен в декабре в плановом размере 858 млрд долл., составлялся в начале 2022 года в размере 813 млрд долл., то есть вырос к принятию на 45 млрд долл. На рассмотрении находятся дополнительные военные расходы на 38 млрд долл. по Украине и 10 млрд долл. по Тайваню. На 2022 год оборонный бюджет составлялся и вносился на обсуждение в марте 2021 года в размере 753 млрд долл., к середине исполнения в марте 2022 года вырос до 796 млрд долл., к концу сентября 2022 года – до 821 млрд долл.

В официальных документах США указывается на рост военных расходов на 2023 год в первоначальном проекте на 4,2%, а затем, при обсуждении в июне 2022 года, на 8% по сравнению с промежуточными фактами 2022 года. Этот рост примерно укладывается, но все же не дотягивает до официальной инфляции, то есть не является реальным ростом. Официальная потребительская инфляция в годовом исчислении достигла пиковых 9% в июне 2022 года и немного снизилась в ноябре (до 7%). Официальная производственная инфляция достигала пика 20% в июне и сократилась до 11% в ноябре. Индексация на 2023 год закупок вооружений и военной техники запланирована на 10,5%, денежного довольствия военнослужащих – на 4,2%, расходов на строительство военной инфраструктуры и домов для военнослужащих – на 2%.

В США сложная система бюджетного учета, с элементами кассового метода и метода начисления. В бюджет конкретного финансового года, который вносится президентом и одобряется Конгрессом, закладываются расходы, которые законтрактованы и оплачены в конкретном году. Помимо этого возникают начисленные расходы будущих периодов, которые возникли в конкретном году, но их оплата пока не наступила, а также начисленные расходы прошлых лет с наступающим в конкретном году временем оплаты. Наибольшие расхождения возникают из-за начисления накопительных пенсий в недрах ведомственных государственных пенсионных фондов и обязательств по будущему медицинскому обеспечению.

Поэтому, согласно финансовому отчету Пентагона за 2022 год (Agency Financial Report, US Department of Defense, FY 2022), все оплаченные и начисленные расходы составили 1567 млрд долл., включая 1040 млрд долл. расходов текущего года и 527 млрд долл. начисленных расходов по будущим пенсиям военнослужащих (таблица Department of Defense Consolidated Statements of Net Cost – Пентагон, Консолидированный отчет о нетто затратах). Об оплаченных и начисленных расходах в размере 1,6 трлн долл. в 2022 году также сказано на официальном правительственном сайте usaspending.gov на страничке department-of-defense.

двойной клик - редактировать изображение

Источник Agency Financial Report, US Department of Defense, FY 2022, стр.100

По федеральному бюджету в целом показатели бюджетного дефицита и прироста государственного долга примерно совпадали лишь в трех годах из последних двенадцати, а в остальных расходились на 1-1,5 трлн долл. Так, в 2020 году дефицит составил 3,1 трлн долл. и долг вырос на 4,2 трлн долл., в 2021 году дефицит был 2,8 трлн долл. при росте долга на 1,5 трлн долл., в 2022 году дефицит упал до 1,4 трлн долл., а прирост госдолга увеличился до 2,5 трлн долл. Дефицит как разница между доходами и расходами покрывается именно за счет роста государственного долга и немного за счет изменения остатков денег на бюджетных счетах. То есть администрация Байдена в рамках своих "успехов" бюджетной политики "потеряла" в бухгалтерских недрах бюджетных расходов 1,1 трлн долл., из-за чего и возникла разница между 2,5 и 1,4 трлн долл.

Расходы 1,6 или 0,8 трлн долл. с учётом или без военных пенсий

Еще раз следует подчеркнуть, что политики и журналисты заявляют о военных расходах на уровне 800 млрд долл. в 2022 году и 858 млрд долл. на 2023 год, тогда как финансисты показывают расходы 1567 млрд долл. Через Пентагон проводится примерно 95% военных расходов, и с учетом других ведомств получается более 1,6 трлн долл.

Основное различие в цифрах политиков и финансистов заключается в пенсиях военным и гражданским служащим. В 2022 году военные пенсии (227 млрд. долл.) платились за счет доходов Пентагона (219 млрд долл.) и потому сальдировались в оценке политиков (Less Earned Revenue – минус заработанные доходы). Эти доходы складывались примерно на 2/3 из доходов на гособлигации из портфеля фонда накопительных пенсий, на 1/3 – из использования и продажи военного имущества и результатов НИОКР.

Оценка потерь по портфелю ценных бумаг фонда накопительных пенсий составила 527 млрд долл. (loses from Actuarial Assumption Changes for Military Retirement Benefits - убытки от актуарных расчетов изменений в выплатах военных пенсий) и также отражена в расходах в финансовом отчете (Консолидированный отчет о нетто затратах). Эти потери определяются двумя факторами: необходимостью индексации будущих выплат из-за инфляции в 7-9% и недостаточностью доходов по портфелю ценных бумаг, когда гособлигации покупались с доходностью 1-2%, а акции потеряли в стоимости в среднем 20%. Поскольку потери касаются будущих выплат по накопительным пенсиям и к выплатам конкретного 2022 года не относятся, то политики игнорируют эти потери.

Финансовый отчет отдельно раскрывает общую величину обязательств в рамках накопительных пенсий и медицинского обеспечения военных (в финансовом отчете Пентагона за 2022 год это таблица 13А Federal Employee and Veteran Benefit Liability). Эти обязательства составляют 3555 млрд долл., вроде обеспечены активами на 1491 млрд долл., и официальная дыра в будущих выплатах составляет 2064 млрд долл. Подавляющая величина активов представлена гособлигациями, долг по которым ни разу за последние 80 лет не снижался в номинальной величине, постоянно инфлировался и наращивался.

двойной клик - редактировать изображение

Источник Agency Financial Report, US Department of Defense, FY 2022

В бюджетной стратегии до 2032 года предполагается лишь удерживать бюджетный дефицит с умеренным наращением с 1,4 до 2 трлн долл., с продолжением роста и без того рекордного госдолга с 31,2 до 44,8 трлн долл. Получается, что накопительные пенсии для военнослужащих фактически "обеспечены" пирамидой госдолга (на 40%) и официально признаваемой дырой (на 60%). Текущие доходы пенсионных фондов и выплаты пенсий в 2022 году были результатом наращивания пирамиды госдолга. Пока же политики просто стараются не думать о будущем военных пенсий.

Основной причиной скачка обязательств по будущим выплатам военных пенсий на 527 млрд долл. или на седьмую часть от всей пирамиды накопительных пенсий в 2022 году стал скачок инфляции. Принятыми нормативными документами по пенсионному обеспечению предписывается индексировать будущие выплаты по официальной инфляции. Активов, текущих взносов и доходов фондов накопительных пенсий в принципе не хватало еще до всплеска инфляции и тем более не хватает с учетом этого всплеска.

В 1983 году выплаты по военным пенсиям составляли 16 млрд долл. при расходах на денежное довольствие действующих военнослужащих в размере 46 млрд долл., то есть 35%. В 2022 году выплаты по военным пенсиям были 227 млрд долл. и выплаты денежного довольствия 169 млрд долл., то есть военные пенсии составили уже 134% от денежного довольствия. Соотношение выплат увеличилось в 4 раза и будет расти дальше, обостряя проблематику пирамиды и дыры в военных пенсиях.

Примерно 1/3 доходов Пентагона от имущества и НИОКР, помимо 2/3 процентных доходов, в финансовом отчете за 2022 год в деталях не раскрывается. Так, операционная деятельность (operations, readiness and support) обернулась расходами в 316 млрд долл. и принесла дохода 28 млрд долл., НИОКР (Research, Development, Test & Evaluation) потребовала расходов на 157 млрд долл. и принесла доходов на 51 млрд долл., закупки военной техники (procurements) потребовали расходов на 142 млрд долл. и принесли доходов 10 млрд долл. Неизвестно, были ли это реальные доходы или результаты бухгалтерских манипуляций с оценкой имущества и НИОКР. Как минимум, внимание к доходам Пентагона подчеркивает стремление американских политиков и финансистов зарабатывать на военной тематике и хотя бы частично покрывать военные расходы.

Отдельное принятие оборонного бюджета США как отражение паузы бюджетного кризиса

Бюджетный кризис в США поставлен на паузу в 2022 году из-за уникального стечения обстоятельств, которое в ближайшие годы не повторится. Формально администрация Байдена в два раза сократила бюджетный дефицит, точнее, всего-то нормализовала его с 2,9 трлн долл. до все еще внушительных 1,4 трлн долл., с указанной выше оговоркой про прирост государственного долга на более значительные 2,5 трлн долл.

Сверхдоходы 2022 года были связаны с частичным возвратом налоговых стимулов ковидного года, дополнительными налогами на доходы от резкого роста акций в 2021 году с их выплатой на полгода-год позже, со скачком инфляции еще без последствий этого скачка. В 2023 году первые два фактора больше не будут пополнять бюджет, а инфляция приведет к увеличению индексации бюджетных выплат и росту процентов по казначейским облигациям.

Бюджетная стратегия США на 2020-е годы списана с бюджетной стратегии 1990-х годов. Необходимы приличная инфляция в 4-6% с инфляционным ростом бюджетных доходов, запаздывающая индексация бюджетных расходов в среднем на 2% и умеренный рост процентов по госдолгу с 2 до 3% годовых. По нескольку процентных пунктов разницы в инфляционном росте доходов и расходов за десятилетие должны значимо сократить бюджетный дефицит.

Фактически высокая инфляция провоцирует увеличенную индексацию расходов, а рост доходов бюджета начинает отставать от официальной инфляции, что стало проявляться в динамике фактических доходов за октябрь и ноябрь 2022 года. Стоимость обслуживания американского госдолга выросла с 1-2% в 2020-2021 годах до 4-4,5% в конце 2022 года, то есть стала выше величин, заложенных в бюджетной стратегии.

В частности, во внесенном в Конгресс бюджете на 2023 год предполагалось, что военные расходы увеличатся с 795 до 891 млрд долл. с 2023 по 2032 год или в 1,12 раза. При этом суммарные расходы увеличатся с 5792 до 8867 млрд долл. за эти же годы, то есть в 1,53 раза. (Budget of the US Government. Fiscal Year 2023, стр.122). Однако оборонное лобби настойчиво требует, чтобы оборонный бюджет поддерживался на заданной планке относительно размеров экономики, а не запаздывал относительно инфляции. Одобренные политиками в конце 2022 года военные расходы на 2023 год в размере 858 млрд долл. уже "пробежали" 2/3 планировавшегося еще в начале 2022 года роста на всю десятилетку. Планка расходов на 2032 год в размере 891 млрд долл. будет превышена в 2023 году с учетом находящихся на рассмотрении и упоминавшихся выше законопроектов о дополнительных военных расходах в связи с Украиной (38 млрд долл.) и Тайванем (10 млрд долл.).

двойной клик - редактировать изображение

Источник Budget of the US Government. Fiscal Year 2023, стр.122.

Американские политики внимательно наблюдают за ростом забастовок в Британии, где правительство пытается удержать индексацию бюджетных расходов на минимальных нескольких процентах. Среди политиков нарастают опасения возврата массовых протестов 1970-х годов, подоплекой которых была не только субкультура хиппи, но и высокая инфляция. То есть минимальная индексация вызывает политические проблемы сегодня, а фактический отказ от бюджетной стратегии сокращения дефицита – завтра.

Бюджетный год в США начинается 1 октября и заканчивается 30 сентября, а весь федеральный бюджет США на 2023 год не принят даже в конце декабря. Чтобы оплачивать бюджетные расходы, в конце сентября и в середине декабря был задействован режим продолженного финансирования. Этот режим означает финансирование бюджетных расходов по нормам предыдущего бюджетного года, то есть без индексации, за исключением отдельно принятых статей расходов, в том числе оборонных.

В январе-феврале 2023 года будет очередное политическое шоу с откладыванием повышения потолка госдолга и части расходов. Это обнажит фейковость достижений бюджетной политики администрации Байдена 2021 и 2022 годов, которая фактически заключалась в манипуляциях инфляцией и индексацией, размерами госдолга и остатков денег на бюджетных счетах. Один раз протащить очередное внушительное повышение потолка госдолга со ссылками на успехи 2022 года, скорее всего, удастся, но дальше будет все более зримым политический тупик.

Сравнение американских бюджетных возможностей 1986 и 2023 годов

Администрация Байдена и демократический Конгресс гордятся тем, что утвержденный оборонный бюджет на 2023 год окажется больше пикового оборонного бюджета Рейгана 1985 и 1986 годов (в ценах 2022 года с поправкой на официальную инфляцию). Такие выводы представлены в публикации Бюджетного офиса Конгресса "О долгосрочных затратах администрации [Байдена] в оборонном бюджете" (Long-Term Costs of the Administration’s 2022 Defense Budget, Office for Budget Responsibility, January 2022).

В так называемых сопоставимых ценах в 1986 и 2023 годах военные расходы на денежное довольствие и зарплату составляют 154 и 168 млрд долл., текущие операционные расходы 167 и 294 млрд долл., закупки военной техники 187 и 148 млрд долл., расходы на НИОКР 72 и 106 млрд долл., на строительство инфраструктуры и домов 17 и 11 млрд долл. То есть прирост расходов в сопоставимых ценах в основном произошел из-за роста текущих операционных расходов (в 1,8 раза), с приличным падением расходов на закупки военной техники с компенсирующим ростом расходов на НИОКР.

двойной клик - редактировать изображение

Источник: Long-Term Costs of the Administration’s 2022 Defense Budget, Office for Budget Responsibility.

двойной клик - редактировать изображение

Источник: Annual Report to the Congress. US Department of Defense, 1986.

В номинальных долларах военные расходы в 1986 году были 314 млрд долл. и выросли к 2023 году в 2,6 раза. За 1986–2022 годы медианная стоимость частного дома в США увеличилась с 88 до 455 тыс. долл., т.е. в 5,2 раза. За эти 36 лет основной индекс американских акций S&P500 вырос примерно с 650 до 4000 или в 6,2 раза. Минимальная зарплата на федеральном уровне в 1986 году была 1,9 долл. в час и в 2022 году будет 7,25 долл. в час, то есть вырастет в 3,8 раза. Стоимость кВт/ч электроэнергии для домохозяйств выросла с 6,4 до 16,7 цента или в 2,6 раза, а стоимость тушки-курицы - с 0,75 до 2,1 долл. за фунт или в 2,8 раза.

По официальным данным с 1986 по 2022 год численность армии США сократилась на 38% при официально сопоставимых расходах на денежное довольствие и заработную плату. Армия США насчитывала в 1986 году 2,2 млн военнослужащих и 1,1 млн гражданских служащих, а в 2022 году – 1,3 и 0,75 млн человек соответственно. Это означает, что среднестатистический служащий "подорожал" в официальных сопоставимых ценах на эти самые 38%, при том что номинальные расходы на армию существенно отстали от роста стоимости американских домов и акций.

Вопрос "эффективности" или "достаточности" денег в военном бюджете США еще более интересен на примере авиации, которая отражает тенденцию обеспеченности военной техникой в целом. Формально в сопоставимых ценах операционные расходы выросли в 1,8 раза, расходы на закупку боевой техники вместе с НИОКР остались на прежнем уровне. Только в 1986 году было в строю порядка 10 тыс. единиц авиатехники всех видов и было закуплено 1,1 тыс. единиц, а в 2022-2023 годах – 5,2 и 0,3 тыс. единиц соответственно. То есть в строю вдвое меньше единиц авиатехники с расходами на их содержание в 1,8 раза больше, а закупается авиатехники в 3,5 раза меньше при якобы тех же сопоставимых расходах.

Денежное довольствие капитана армии США в пересчёте на рубли

Пересчет доходов американцев в рублевый эквивалент по номинальному курсу доллар-рубль не вполне адекватен как минимум из-за высоких американских налогов на доходы физических лиц. Американские военные и гражданские лица платят со своих доходов внушительные налоги, и условный армейский капитан заплатит взнос на накопительную пенсию 6%, федеральный подоходный налог по ставкам 12 и 22% (на каждую половину доходов), подоходный налог штата 5% и муниципалитета 5%, то есть суммарно на налоги уйдет примерно треть денежного довольствия.

Для понимания фактических выплат денежного довольствия "на руки" после вычета налогов воспользуемся калькулятором на сайте Пентагона (Regular Military Compensation Calculator). Рядовой тарифного разряда E-2 со сроком службы до 2 лет получает 2 тыс. долл. до вычета налогов, которые, впрочем, невелики для такой небольшой зарплаты. Старший сержант разряда E-8 с выслугой 10 лет получает 5 тыс. долл. в месяц до вычета налогов, платит налоги по ставке суммарно 28% и получает на руки 3,9 тыс. долл. Капитан тарифного разряда O-3 с выслугой 10 лет получает 7 тыс. долл. в месяц, платит налоги по суммарной ставке 33% и у него остается "на руках" 4,7 тыс. долл.

Средняя стоимость жилой недвижимости в США составляет 455 тыс. долл., в России – 6 млн руб., и в пересчете по номинальному курсу американское жилье дороже российского в 5 раз. Базовые продукты питания, например, тушка курицы или бургер с рыбой в "Макдоналдсе" в США стоят примерно в 2,2-2,5 раза больше по сравнению с российскими в пересчете по номинальному курсу. Для американских детей, точнее, их родителей, садики и колледжи платные, кружки и секции тоже платные, школы бесплатные только при уплате внушительного местного налога на недвижимость.

В США на средний частный дом капитан будет копить, откладывая всё денежное довольствие, 97 месяцев или 8 лет. Если разделить 6 млн руб., необходимые в России на трехкомнатную квартиру в областном центре или частный дом (без учёта Москвы, ближнего Подмосковья и Петербурга), на 97 месяцев, получим российский эквивалент денежного довольствия американского капитана в 62 тыс. руб. в месяц "на руки".

В США тушка курицы в середине 2022 года стоила 2,1 долл. за фунт или 4,6 долл. за килограмм, а в России порядка 135 руб. за килограмм, бургер с рыбой в "Макдоналдсе" в США стоит в среднем 5,9 долл., в России – 160 руб. Американский капитан на свое денежное довольствие за месяц после уплаты налогов может купить примерно тонну курятины, что делает величину этого денежного довольствия эквивалентным российским 135 тыс. руб., а в пересчете по цене бургера с рыбой получается 128 тыс. руб.

Так что растущие номинальные бюджетные возможности армии США вытекают из высокой текущей и накопленной скрытой инфляции, хронического бюджетного дефицита и огромного государственного долга, особенностей долларового "печатного станка" и значительно не дотягивают до уровня 1986 года по натуральным показателям количества личного состава и военной техники. Проблематика госдолга США временно "поставлена на паузу" в 2022 году из-за уникального сочетания экономических факторов, факторов динамики бюджетных доходов и расходов, которые не повторятся в ближайшие годы и приведут к частичной потере контроля над долгосрочной бюджетной стратегией.

Автор – доктор экономических наук, профессор Департамента общественных финансов Финансового университета

5 апреля 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
20 марта 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
1.0x