1. "Успех нас первый окрылил..."
И.Е. Репин. Картина "Пушкин на лицейском экзамене...". (Написана в 1911г. к 100-летию Лицея)
2. Писатели Золотого века русской литературы. Матрёшка "Русские писатели". Автор серии худ. Т. Семенникова
Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны... [Иносказательно: легко критиковать чужие действия, советовать, гораздо труднее сделать самому, то есть воплотить в жизнь хотя бы свои собственные советы (шутл.-ирон.)].
Шота Руставели "Витязь в тигровой шкуре"
Клеветник без дарованья,
Палок ищет он чутьем,
А дневного пропитанья
Ежемесячным враньем.
А.С. Пушкин (1821г.)
Одарённость -- потенциально высокие способности человека. Она обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков. Притом, одарённость может быть специальной ( к одному виду деятельности) и общей ( к разным видам деятельности). (По Б.М. Теплову).
-- Один из синонимов -- талантливость.
-- Антоним же её -- бездарность, т.е., отсутствие этих высоких способностей.
Поговорим об одарённости в творческой деятельности пишущих людей.
Современный поэт Игорь Губерман в одном из своих "гариков" ропщет на изгойство элитарности (первоклассности) и на засилье бездарности:
Когда кругом кишит бездарность,
Кладя на жизнь своё клише,
В изгойстве скрыта элитарность,
Весьма полезная душе...
Высказыванию Губермана своим четверостишием поддакивает советский поэт Лев Озеров:
Пренебрегая словесами
Жизнь убеждает нас опять:
Талантам надо помогать,
Бездарности пробьются сами!..
А вот некоторые из одарённых интернет-служащих сочувственно констатируют, что "бездарность", та, кишащая кругом, "дорого обходится её обладателям" (выделенное жирным курсивом -- цитата). Имея в виду, как кажется, то, что место под солнцем, в лучах одарённости, бездарностью добывается всеми "доступными средствами"..., не исключая, видимо, и материальных... Может ей-то, как раз, и нужно помогать?
И кто прав?.. Кто же её измерит -- эту бездарность?
"Пушкин -- наше всё" в веке Великой русской литературы. Любовь народа -- высший балл...
На заставке публикации размещено фото куклы Матрёшка "Русские писатели".
Некоторое время назад, получив в подарок такую Матрёшку, испытала некоторую неловкость, точно такую, как при виде матрёшек с изображением политических деятелей. Но прочитав на сайте https://www.b17.ru/article/134437/ статью психолога О. Толмачёвой "Русская матрёшка -- символ и загадка", взглянула на подарок уже другими глазами. Стала понятна идея нашей матрёшки... Открываешь верхнюю матрёшку, появляется следующая, и т.д., что символизирует непрерывность рождения русских талантов (одарённых)...
Аполлон Григорьев (1822-1864) в своей работе 1859г. "Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина" в статье первой "Пушкин-Грибоедов-Гоголь-Лермонтов" как раз отметил все грани одарённости Великого поэта:
"Пушкин был совершенным выражением своего времени. Одаренный высоким поэтическим чутьем и удивительною способностию принимать и отражать всевозможные ощущения, он перепробовал все тоны, все лады, все аккорды своего века; он заплатил дань всем великим современным событиям, явлениям и мыслям, всему, что только могла чувствовать тогда Россия..." (курсив А. Григорьева).
Здесь же, в этой статье, и знаменитое на века: " А Пушкин -- наше всё"...
Великим быть желаю,
Люблю России честь,
Я много обещаю —
Исполню ли? Бог весть!
А.С. Пушкин (автоэпиграмма)
И что же с оценщиками его способностей?
-- Вначале со своими "плюсами"-- прижизненные почитатели поэта.
Среди первых назовём Державина. О нём у поэта в главе 8 "Евгения Онегина":
... В те дни, когда в садах Лицея...
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стала мне.
Моя студенческая келья
Вдруг озарилась: муза в ней
Открыла пир младых затей,
Воспела детские веселья,
И славу нашей старины,
И сердца трепетные сны.
И свет ее с улыбкой встретил;
Успех нас первый окрылил;
Старик Державин нас заметил
И, в гроб сходя, благословил.
Потом -- Жуковского с его портретом и надписью (орфография автора):
"Победителю-ученику от побежденного-учителя в тот высокоторжественный день в который он окончил свою поэму Руслан и Людмила 1820 Марта 26 Великая пятница".
И далее, к примеру:
А.А. Дельвига с его:
... с младенчества он обучается
Воспевать красоты поднебесные,
И ланиты его от приветствия
Удивлённой толпы горят пламенем.
И Паллада туманное облако
Рассевает от взоров, – и в юности
Он уж видит священную истину
И порок, исподлобья взирающий!
Пушкин! Он и в лесах не укроется;
Лира выдаст его громким пением,
И от смертных восхитит бессмертного
Аполлон на Олимп торжествующий.
П.А. Вяземского;
И.В. Киреевского с его "Нечто о характере поэзии Пушкина";
Н.М. Карамзина;
И Н.В. Гоголя с его "Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа".
А также и после ухода поэта, к примеру:
Ф.М. Достоевского с его: "... Жил бы Пушкин долее, так и между нами было бы, может быть, менее недоразумений и споров, чем видим теперь. Но бог судил иначе. Пушкин умер в полном развитии своих сил и бесспорно унес с собою в гроб некоторую великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем". (1880г.)
Н.Г.Чернышевского, который печатает в «Современнике» в 1855 г. четыре обширные статьи, называя в них Пушкина «истинным отцом нашей поэзии» и признавая за ним, вследствие этого, право «на вечную славу в русской литературе».
-- А вот со своими "минусами" и "румяные критики, насмешники" пожаловали.
Прижизненные, к примеру: М.Т. Каченовский; А.Ф. Воейков; Н.А. Полевой: Н.И. Надеждин;
Ф.Б. Булгарин, с его: "...очарование [знаменитых] имён исчезло. И в самом деле, можно ли требовать внимания публики к таким произведениям, какова, например, глава VII Евгения Онегина. <...> Ни одной мысли в этой водянистой VII главе, ни одного чувствования, ни одной картины, достойной воззрения! Совершенное падение..." (Ст. от 22 марта 1830 года в "Северной пчеле", №35)
В.Г. Белинский по поводу творчества Пушкина 30-х годов: "Где теперь эти звуки, в коих слышалось, бывало, то удалое разгулье, то сердечная тоска; где эти вспышки пламенного и глубокого чувства, потрясавшего сердца, сжимавшего и волновавшего груди, где теперь эти картины жизни и природы, перед которыми была бледна жизнь и природа?.. Увы! Вместо них мы читаем теперь стихи с правильною цезурою, с богатыми и полубогатыми рифмами, с поэтическими вольностями" (Ст. "Литературные мечтания", 1834 г.)...
И после ухода, к примеру, Н.А. Добролюбов с его: «Прочтите всего Пушкина., много ли найдете вы... задушевных звуков, вызванных простыми, насущными потребностями жизни? Повсюду фантазия, аллегория, эфир» ( Ст. в "Современнике", 1860 г.).
Писарев Д.И. с его: "Пушкин - художник и больше ничего! Это значит, что Пушкин пользуется своею художественною виртуозностью, как средством посвятить всю читающую Россию в печальные тайны своей внутренней пустоты, своей духовной нищеты и своего умственного бессилия". (Ст. "Пушкин и Белинский"(1865г.)
-- В отдельные моменты одно и то же лицо может менять позицию критика на позицию почитателя, и наоборот.
К примеру, В.Г. Белинский с его высказыванием: "Муза Пушкина — это девушка-аристократка, в которой обольстительная красота и грациозность непосредственности сочетались с изяществом тона и благородной простотой и в которой прекрасные внутренние качества развиты и еще больше возвышены виртуозностью формы, до того усвоенной ею, что эта форма сделалась ее второй природой» ("Белинский о Пушкине", Ст.5).
Ф.Б. Булгарин в " Письмах о русской литературе": "... Пушкин стоит выше всех поэтов в России, и если мне укажут несколько мелких пьес других поэтов одинакового достоинства с произведениями Пушкина или даже выше их достоинством, то все это еще не отнимает первенства у Пушкина. Что ни говори, как ни раздробляйся в суждениях и эстетических тонкостях, а все-таки Пушкин со всеми своими красотами и недостатками (скажу даже, с важными недостатками) останется первым русским поэтом". ..
И что же далее? Наверное (моё предположение), поэт и писатель А.С. Пушкин в ответ на положительные отклики о его творчестве благодарил своих почитателей, знакомых ему лично, -- при встрече, или запиской с посыльным (как жаль, что он не дожил до мобильных и интернета!). Иных же, покупающих его произведения в книжных лавках, он, благодарный, просто представлял воображением, но понимал, что их очень много, судя по тому, как быстро распродавался каждый новый тираж. Именно те, которые читали напечатанное или переписанное от руки пушкинское, и собрались на Мойке в последние часы такой короткой, трагически сложившейся жизни их кумира. И это ведь он о них:
...И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал...
А отвечал ли он критикам?
Ведь, как считал С.Я. Маршак, "Литература без критики – это улица без фонарей.
На ней возможен любой разбой".
И не найти у Пушкина ответов им, выше названным.
Нам же, ответы вот здесь:
Пушкин А. С. <Опровержение на критики > // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 16 т. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937—1959.
"Будучи русским писателем я всегда почитал долгом следовать за текущей литературой и всегда читал с особенным вниманием критики, коим подавал я повод. Чистосердечно признаюсь, что похвалы трогали меня как явные и вероятно искренние знаки благосклонности и дружелюбия. Читая разборы самые неприязненные, смею сказать что всегда старался войти в образ мыслей моего критика, и следовать за его суждениями, не опровергая оных с самолюбивым нетерпением, но желая с ними согласиться со всевозможным авторским себя отвержением. К несчастию замечал я, что по большей части мы друг друга не понимали. Что касается до критических статей, написанных с одною целью оскорбить меня каким бы то ни было образом, скажу только, что они очень сердили меня по крайней мере в первые минуты и что следственно сочинители оных могут быть довольны. Если в течение 16-ти летней авторской жизни я никогда не отвечал ни на одну критику (не говорю уж о ругательствах), то сие происходило конечно не из презрения".
Какой пример выдержанности для современных пишущих людей!
В одарённости почитателей Пушкина, как представляется, сомнений нет. Классики! Их имена во времени не забыты.
А как же с его критиками, названными в работе? Ведь существует расхожее мнение, что "критик -- несостоявшийся писатель"...Ничего подобного, труд критика усердный, именно -- писательский труд. А останется ли он во времени -- ответит само время. К примеру, не все пушкинские критики признаны классиками русской литературы. Возьмём за ориентир последний "Список русских классиков" с сайта (https://ruizdat.ru/list.php?g=20&link=4593).
От творчества же нашего поэта, с лёгкой руки известного литературного критика М.А. Антоновича (статья "Литературный кризис", 1863 г.), XIX век в русской литературе, вплоть до его последнего десятилетия, назван "Золотым веком". В последствии, границы века, литературоведами, отмечены и именными рамками: "От А.С. Пушкина до А.П. Чехова". Здесь и Л.Н. Толстой на равных с Ф.М. Достоевским, так в жизни и не встретившиеся; здесь и И.С. Тургенев, много лет проживший за границей...
-- У "Золотого" -- эстафету принял век "Серебряный", но уже как период расцвета русской поэзии с появлением большого количества поэтов, поэтических течений... Название "Серебряный век" дано по аналогии с "Золотым веком". И термин этот ввёл русский поэт и переводчик Николай Оцуп. Временные же рамки "века" определены с 1892 до 1921гг. (по некоторым источникам -- 1917г.).
Таланты, таланты... Дилетант, брось хоть в одного камень, и он рикошетом вернётся к тебе.
А вот и герои:
Ахматовой и Пастернака,
Цветаевой и Мандельштама
Неразлучимы имена.
Четыре путеводных знака —
Их горний свет горит упрямо,
Их связь таинственно ясна.
Неугасимое созвездье!
Навеки врозь, навеки вместе,
Звезда в ответе за звезду.
Для нас четырехзначность эта —
Как бы четыре края света,
Четыре времени в году.
Их правотой наш век отмечен,
Здесь крыть, как говорится, нечем
Вам, нагоняющие страх.
Здесь просто замкнутость квадрата,
Семья, где две сестры, два брата,
Изба о четырех углах...
Мария Петровых
19 августа 1962, г.Комарово
И ведь под стать им и профессиональные критики -- сами известные поэты, к примеру: Белый, Гумилёв, Блок...
Поэт и критик В. Ходасевич писал: «Отражение эпохи не есть задача поэзии, но жив только тот поэт, который дышит воздухом своего века, слышит музыку своего времени. Пусть эта музыка не отвечает его понятиям о гармонии, пусть она даже ему отвратительна – его слух должен быть ею заполнен, как легкие воздухом...
Поэт, пользуясь явлениями действительности как материалом, создает из них свой собственный мир. Так и критика делает то же самое, лишь иными приемами, и творит свой мир, пользуясь как сырым материалом, явлениями мира поэтического. И как цель поэтического творчества – вскрыть правду о мире, показав его в новом виде, так цель критики – вскрыть правду о поэзии, посмотрев на нее с новой точки зрения". (Из материала М.В. Михайловой "Литературная критика Серебряного века").
У каждого современного человека есть почитаемый, а может и не один, и не два... из русских писателей и поэтов. Вот любопытно, кишела ли тогда бездарность, заслоняя элитарность избранных?.. И где тот знаток, кто назовёт хоть одного того бездарного имя?
Вместо эпилога
В преамбуле я задавала вопрос особо одарённым: где же та мера бездарности, которая мешает им жить?
Не вот это ли она:
-- Все талантливые люди пишут разно, все бездарные люди пишут одинаково и даже одним почерком (С.Д. Довлатов).
А я -- не сужу, да несудима буду!
Насчёт же интернет-служащих в качестве критиков, похоже, лучше не скажешь: "...Главный принцип интернета, который считается проявлением крайне-радикальной свободы, это то, что истины, как таковой, не существует, а существует лишь разница мнений. Ничьё мнение в интернете не значит больше, чем мнение кого-то другого... И если у вас есть одно мнение, а у кого-то другое, то в принципе -- вы равны".
Борис Якеменко, зам. директора ЦИЭ при РУДН
http://livedom2.ru/18163-vecher-s-vladimirom-solovevym-29062020.html