Авторский блог Рами Аль-Шаер 02:03 7 июля 2024

О возможных сирийско-турецких переговорах в Багдаде. Какова роль Кремля?

внутрисирийские факторы являются ключевыми для выхода из текущей трагической ситуации

Кремлю нечего сообщить о возможных переговорах Сирии и Турции о нормализации отношений, которые якобы планируется провести в Багдаде. Об этом заявил на брифинге пресс-секретаря президента России Дмитрий Песков.

Это заявление вызвало недоумение у многих наблюдателей, которые стали задаваться вопросами из серии: а приглашена ли Россия для присутствия на переговорах? По моей информации, встреча в Багдаде всё-таки не состоится. При этом могу смело заявить, что Москва приветствует любые подобного рода усилия, особенно когда они предпринимаются государством Ближнего Востока, имеющим общие границы как с Турцией, так и с Сирией. Россия как никто другой заинтересована в устранении разногласий, установлении мира и стабильности в регионе. Слова Пескова также вписываются в аксиому, согласно которой Турция понимает позицию России по нормализации отношений с Сирией, независимо от того, будет ли российская делегация присутствовать на переговорах. С другой стороны, Турция опасается вовлечения третьих сторон в процесс нормализации, и поэтому может предпочесть двусторонний формат встречи. Анкара остерегается нового витка переплетения сирийского кризиса с другими региональными вопросами со всеми вытекающими последствиями. Смею предположить, что это расходится с приоритетами переговоров между двумя странами на начальном этапе.

Напомню, что Россия протянула руку помощи Сирийской Арабской Республике, да и странам региона в целом, на фоне острых разногласий, который привели к беспрецедентной активности группировок, признанных террористическими не только Сирией, но и всем международным сообществом.

Карта распределения зон влияния в Сирии и в регионе претерпела существенные изменения после военного вмешательства России по официальному запросу от сирийского правительства, что полностью соответствует нормам устава ООН и международного права, допускающего в случае необходимости обращение за военной помощью к другим государствам. Ранее уже неоднократно приходилось констатировать, что согласие России на просьбу легитимного руководства САР явилось спасательным кругом, позволившим сохранить сирийскую государственность. За этим последовало создание астанинского формата при участии России, Турции и Ирана с целью установления зон деэскалации, прекращения боевых действий и снижения активности террористических группировок.

Затем страны астанинского формата стали содействовать началу диалога между самими сирийцами, внесению конституционных поправок, отвечающих чаяниям всех представителей сирийского общества, в соответствии с резолюцией № 2254 СБ ООН и итогами Конгресса сирийского национального диалога в Сочи в 2018-ом году.

К сожалению, эти планы до сих пор не осуществились, а ответственность за это несут все сирийцы без исключения.

Тем не менее, сегодня определённый оптимизм внушают инициативы арабских стран по оказанию содействия Сирии. Если бы не эти инициативы, выдвинутые на последних двух саммитах Лиги арабских государств (ЛАГ), или инициатива Багдада, то мы бы и не услышали циничного заявления Госдепа о том, что Вашингтон не намерен идти на нормализацию отношений с Дамаском и доводит свою позицию до сведения партнёров в регионе, включая Анкару. Тем не менее, комментируя сообщения об антисирийских провокациях и погромах в Турции, Госдеп признает необходимость прилагать усилия для защиты гражданских лиц.

Циничность подобных заявлений кроется в уклонении США от признания ответственности за введение экономических санкций, явившихся прямой причиной ежедневных страданий сирийского народа в последние годы.

Нормализация сирийско-турецких отношений откроет окно возможностей для прекращения дальнейшей деградации экономического положения в Сирии, урегулирования многих проблем, в частности, на севере САР, вопросов с беженцами, статусом оппозиции и боевиков, сохранением целостности территории государства и возобновлением диалога между режимом и оппозицией. Если быть лаконичным, то все это позволит вывести Сирию из деградирующего день ото дня положения, негативно влияющего на жизнь всего сирийского народа.

Здесь стоит отметить, что последние витки напряжённости, в частности, на севере САР, являются результатом нежелания отдельной группы сирийцев урегулировать отношения с Турцией, поскольку это расходится с их личными политическими и недальновидными материальными интересами. В последние годы представители этой группы, а их число может - ни много ни мало - доходить до миллиона, привыкли извлекать выгоду из сложившейся ситуации. Теперь же они увидели угрозу их личным интересам и возможности наживаться на контрабанде, нелегальной торговле и беззаконии, и это всего лишь одна из проблем, которые придётся решать для полного восстановления сирийской государственности с превалированием принципов верховенства закона на всей территории страны. Также необходимо достигнуть справедливого урегулирования курдского вопроса, чтобы курды могли спокойно жить в соответствии со своими традициями и культурой на своих территориях в рамках единого сирийского государства. Лично я уверен, что сирийские курды далеки от сепаратистских настроений.

Не следует забывать и ту позитивную роль, которую сыграли курды в борьбе с террористическими группировками на северо-востоке Сирии, управлении этими территориями и жизнеобеспечении около двух с половиной миллионов сирийских граждан. Благодаря этому, ситуация на их территориях гораздо лучше, чем, скажем, на северо-западе Сирии. Это необходимо учитывать на этапе мирного перехода к новой политической системе Сирии при участии всех компонентов сирийского народа, в том числе и курдов.

Поэтому, возвращаясь к начальной точке, можно констатировать, что Россия поддержит любую арабскую инициативу по сближению позиций и преодолению разногласий между государствами Ближнего Востока. Москва приветствует сближение Саудовской Аравии и Ирана и несомненно позитивно воспримет приглашение к участию в усилиях по нормализации сирийско-турецких отношений. Этот процесс, в свою очередь, придаст импульс началу конструктивного диалога между режимом в Дамаске и сирийской оппозицией в соответствии с резолюцией № 2254.

В завершении хотелось бы подчеркнуть, что внутрисирийские факторы являются ключевыми для выхода из текущей трагической ситуации. Всем без исключения сирийцам следует понимать, что никакие арабские инициативы и усилия не принесут результата до тех пор, пока они сами не проявят воли к выходу из текущего положения. Представителям как оппозиции, так и режима следует проявить ответственность, отказаться от обоюдных обвинений и перекладывания друг на друга ответственности в пользу толерантности и принятия другой стороны. Единственным выходом из текущей ситуации является национальное примирение с последующими совместными усилиями по возрождению Сирии. Восстановление привычных отношений с главным соседом Сирии Турцией станет ключевым фактором успеха на этом пути.

В этой связи удивляет то, что некоторые сирийские деятели и представители исламских советов стали обвинять Турцию в плохом отношении к беженцам, забывая при этом о роли Турции в принятии около 3.5 млн. сирийцев на своей территории, создании зон деэскалации в рамках астанинского процесса и стабилизации ситуации в приграничных районах Сирии. Всё это напрямую связано с вопросами национальной безопасности Турции. И Анкара неоднократно заявляла об уважении суверенитета и целостности территории САР.

1.0x