Не секрет, что многие прошлогодние релоканты (тьфу! слово-то какое, напоминает репликантов или даже рептилоидов, прости Господи) или уже вернулись, или возвращаются. Очень интересно с ними беседовать. Особенно интересна группа 30–35 лет, хотя есть и даже великовозрастные дядьки-горожане, как я, подвизающиеся в свободных профессиях.
Это довольно разные люди. Кто-то действительно верил в то, что после наших неудач лета-осени 2022 года Россия развалится и лучше наблюдать за этим историческим катаклизмом с безопасного расстояния. Кто-то действительно был уверен в себе — в своём таланте, своей востребованности, своей фортуне — и надеялся на то, что в огромном мире, полном возможностей, обязательно найдёт себе применение.
Кто-то, что уж греха таить, подумывал вписаться в некий рынок антирусскости, который возник на Западе. Кто-то просто испугался мобилизации. Кто-то давно подумывал о переезде на Запад и посчитал, что сейчас самое время это сделать.
Кто-то (уже ретроспективно это осознавая) поддался некому стадному чувству и сорвался с места, так как «все из моего круга поехали». У нас почему-то мало говорят о стадности в либеральной среде. А стадность эта ой как есть, так как нашим туземным либералам и сочувствующим, как правило, не свойственно критическое мышление, они очень такие массовидные. Это в конечном счёте довольно податливая и легко управляемая толпа со всем набором стадных инстинктов.
Есть ещё одна группа — это уж совсем безмозглые создания, очень молодые, настоящие продукты «Инстаграма»* и прочих соцсетевых сред. Это уже классические номады, без малейших корней, без проблеска мысли в голове, абсолютные потребители, причем эдакого шерингового свойства — они просто шерили страну. Они, собственно, никогда в России и не жили. С русским государством никогда особенно не пересекались. Такие номады, с моей личной точки зрения, скорее, такое инстаграмное мясо, ходячие возможности и вероятности человека. При малейшей угрозе их потребительскому существованию они срываются с места и начинают метаться по всему земному аквариуму без какой-либо цели. Как рыбки Дори с короткой памятью.
И вот вся эта гремучая смесь в прошлом году шумною толпой двинула в Казахстан, Грузию и прочие места. Уезжали они толпой, а возвращаются сейчас по одиночке. И у каждого своя история возвращения.
Для многих недолгое пребывание за границей по своей напряженности и насыщенности стало жизнью. Что я увидел общего у всех вернувшихся, с которыми я пообщался лично? Они вернулись какими-то немного придавленными и притихшими. И дело не в том, что многим из них пришлось возвращаться несолоно хлебавши или у них всё плохо. Напротив. Те, с кем я говорил, сейчас даже ещё более востребованы, чем раньше. И в профессии у них всё очень хорошо. Просто мне показалось, что они что-то стали понимать.
На время их вынули из комфортного существования и оставили вариться в неком экзистенциальном бульоне. Они начали что-то понимать про реальный, а не придуманный Запад, они стали больше понимать про себя самих. Самое главное — они стали больше осознавать свою русскость. Они стали больше понимать про свою страну. Как минимум они стали понимать, что очень многое про свою страну не понимают.
Мы все сейчас познаём свою страну как бы заново, так как она, наша страна, постоянно нас удивляет. Вроде бы экономическая колония Запада, Россия вдруг неожиданно устояла экономически, реально устояла. Кстати, и потребление в нашей стране отнюдь не деградировало, а скорее наоборот. У нас ускорилась тенденция на кастомизацию потребления, появилось множество будто ждавших своего часа локальных брендов с высокой добавленной стоимостью (надо написать об этом отдельно).
Наша армия, при всей казавшейся неэффективности и забюрократизированности, удивительно быстро перестроилась, показала свою способность быстро меняться. И все это без всеобщей мобилизации. Ждали большой бузы от «Вагнера», а получилось все как-то совершенно не так, как ожидали мы сами и наши враги. Мало кто ожидал, что будет так много контрактников и добровольцев. Совсем никто не ожидал, что молчаливое патриотическое большинство станет так активно, упорно, системно помогать нашей армии донатами.
Последние полтора года нас очень удивили. Наша страна нас всех удивила. Мы сами себя удивили. Пора уже всем нам опять познакомиться друг с другом.
* Принадлежит Meta, запрещённой в России