Те, кто испытывает ностальгию по Советскому Союзу, всегда говорит об образовании: тогда-де оно было бесплатным, а теперь - платное. От частого повторения эта мысль приобрела значение непререкаемой истины. И вот я столкнулась с этим делом практически, житейски: моя дочка заканчивала школу и поступала в вуз.
Признаться, я никогда не была особо включена в школьные дела детей, на собрания ходила через раз, а когда появился электронный дневник, потеряла какой-то код и я вовсе стала не в теме. Но вот наступил последний класс, и я волей-неволей кое-что узнала.
И это кое-что меня изумило.
Насчёт ЕГЭ я уже не раз писала. Немного вникнув в него, я поняла: чтобы сдать на высокие баллы, надо подлинно иметь знания. Ну, разумеется, чтобы просто выпуститься – ничего не надо. Так было и в наше время: «три пишем – два в уме».
Какие-то предметы превосходно соответствуют этой форме экзамена: математика, физика, история; какие-то – похуже, например, иностранный язык, но в целом всё это объективно и подлинно выражает уровень подготовки. Я удостоверилась: ученик, набирающий больше баллов, знает предмет лучше того, который набирает меньше. Только и всего. «Натаскаться» на ЕГЭ без понимания – невозможно: вопросов и заданий слишком много.
Сам экзамен, по словам моей дочки и её подруг, был организован хорошо, из их знакомых никто не списывал, хотя постоянно ходили рассказы о каких-то удивительных шпаргалках, но никто их не видел. Видели только одного мальчика, у которого на входе выпала классическая шпаргалка-гармошка. Вот, собственно, и всё. Про егэшный туризм – сдачу ЕГЭ где-то в Дагестане – все слышали, но никто сам не видел.
После сдачи ЕГЭ одноклассники разносили документы в разные вузы (сейчас разрешено сдавать в пять), потом был драматический момент выбора среди тех, куда они прошли, и вот снова все сошлись, чтоб поделиться результатом.
Результат поучительный. ВСЕ, кто сдал ЕГЭ на более 90 баллов – все, буквально все, прошли «на бюджет» в вузы, входящие в топ-10. И это, поверьте, вовсе не гении: просто они потрудились освоить программу. Которую никто не скрывает, а, напротив, публикуют массовым тиражом.
Готовились по-разному: Некоторые ходили на курсы – некоторые нет; некоторые занимались с частными преподавателями – некоторые нет. Иные – по интернету:
есть интерактивные сайты, где ты делаешь задания, а тебе говорят, на сколько баллов ты решил. Это, правда, платно: две тысячи, кажется, стоило.
Опытные, как теперь говорят, «прошаренные», мамаши учили: нечего и пытаться просто так, с налёта, сдать ДВИ – дополнительное вступительное испытание, проводимое вузом. Мне рассказывали, что это специально придумано, чтобы сохранить хоть какой-нибудь островок коррупции внутри вуза. Говорили: надо непременно ходить на курсы в данном вузе по подготовке к ДВИ, а там – отыскивать «внутреннего» репетитора, чтоб готовил. В общем, страсти-мордасти.
Оказалось всё буднично и просто. Моя дочка никуда не ходила, а в нужный день съездила в МГУ написать это самое ДВИ. Вопросы, как она говорит, были в пределах программы; потом назначили день, когда можно было посмотреть с преподавателем свою работу. Многие, придя «с улицы», благополучно сдали этот «великий и ужасный» ДВИ.
Знакомые абитуриенты, что сдали ЕГЭ поплоше, поступили в тоже неплохие вузы, но, так сказать, второго плана. Положим, не МИФИ, а МЭИ. Но тоже на бюджет. Любопытно, кстати, шкала престижа мало изменилась за прошедшие десятилетия: всё тот же МГУ, МГИМО, МФТИ… Вклинилась разве что безмерно распиаренная ВШЭ.
Тогда у меня вопрос: если просто нормальные выпускники довольно легко поступают на бесплатные места в престижные вузы, то кем же заполняются все эти бессчётные финансово-культурологические эколого-лингвистические? Зашла ради любопытство на сайт одного вполне приличного по меркам заведений подобного рода института. Там требуется набрать 150 баллов за три экзамена. Теперь я знаю, что это значит. Это значит, что принимают туда беспросветных троечников. И это ещё не «днище», как выражается молодёжь. «Днище» - это когда 20 за экзамен.
Что же получается?
В наши дни (70-е годы) нам говорили в школе, что статистически в вуз на дневное отделение поступит только 20% от выпуска 10-х классов.
Сегодня, вузовских мест заготовлено на 100% выпускников школ. При этом, как сказала министр Васильева, 57% из них - бюджетные.
Так есть у нас или нет доступное бесплатное высшее образование?
По-моему, есть, и в размерах, превышающих способность его переварить. В платных богадельнях, как я вдруг открыла, обучаются люди, которые абсолютно не готовы и не способны ни к какому высшему образованию. Те, кто так-сяк готов, т.е. исправно освоил школьную программу, поступают в топовые вузы на бюджет. Это было моим маленьким открытием. И нечего беспокоиться о подготовке выпускников этих богаделен: он не может быть никаким иным, как никаким.
Будь у нас вузовских мест 20% от числа выпускников – качество первокурсников было бы несравненно выше.