Эфир, особенно в интернете, переполнен какими-то феерическими глупостями и домыслами о происходящем в Беларуси. Аналитики и журналисты соревнуются, кто выдаст фейк похлеще. Ловят хайп.
Даже солидные СМИ подзапачкались в этом мутном потоке дезинформации. При том что сам поток в основном бессодержателен, состоит из каких-то банальных стонов и завываний, «демократических» штампов и выдачи желаемого за действительное.
Среди российских патриотов заметен раскол — дает знать себя застарелая контузия от многолетней антилукашенковской пропаганды в наших СМИ, подогретая провокацией с задержанием «вагнеровцев».
Несчастные патриоты мечутся между оценками «за» и «против». Трезвых оценок очень мало.
А правда — она проста.
В конце мая, находясь на том самом Минском тракторном заводе, где сейчас митинги, Президент Белоруссии Александр Лукашенко прокомментировал предложение о разгосударствлении предприятий ради проведения реформ: «Красиво звучит… Это значит, что госсобственность, которая у нас есть, в том числе этот завод (он же государственный), завтра продадут и эти деньги направят на некие реформы. Думаю (я же уже не первый год президент): наверное, продадут, но деньги не пойдут на реформы. Мы это уже видели в России. Деньги разложат по карманам, будьте уверены». Лукашенко добавил, что помнит советы своей мамы, которая учила его, что «чужого трогать нельзя». Нельзя «просто так» распродавать то, что создавались предыдущими поколениями, подчеркнул батька.
В этих цитатах — вся суть конфликта, лежащего в качестве скрытой подоплеки «минского майдана». Вернее почти вся. Лукашенко давно уже бельмо на глазу как у коллективного Запада, особенно его восточноевропейских сателлитов, так и у российских олигархических элит. Но почему именно сейчас решили так жестко ломать через колено Беларусь и навязать миллионам ее законопослушных граждан волю агрессивного меньшинства? Неужели из-за Ковида, в борьбе с которым стратегия Лукашенко, плевать хотевшего на международных церберов из ВОЗ, оказалась самой успешной?
Возможно, и история с Ковидом сыграла свою роль. Но главное, конечно, не в этом. Думаю, неслучайное совпадение, — что в эти же августовские дни состоялся физический пуск первого энергоблока Островецкой АЭС, новейшего реактора, построенного российскими атомщиками для братской республики? Что означает эта АЭС? Уже очень скоро она сможет удовлетворить почти половину потребности Беларуси в электроэнергии. Батька получит великолепное подспорье для выживания и развития экономики, не только снизит свою зависимость от российских энергоносителей, но и снизит тарифы для своего потребителя, а кроме того сможет продавать довольно большую часть электроэнергии соседям.
А это означает, что вновь сорвутся планы хищной олигархии как с Запада, так и с Востока, а откуда она — решительно неважно (у олигархии, как известно, родины нет). Вновь Лукашенко, уже в который раз, обведёт вокруг пальца своих недругов. Вновь выскользнет из приготовленной для него ловушки.
Поэтому-то натиск так силен, вложены как никогда большие средства, используются самые изощренные технологии дестабилизации, из которых главные — медийные, соцсететвые, накачивающие интернет через Телеграм, Вайбер и несколько сайтов политическими вбросами, троллингом и спамом.
Отсюда такие наглые, беззастенчивые фейки, разоблачаемые на следующий же день — но это хоть кого-то вразумляет?
Приведу несколько примеров.
Раскаявшиеся силовики, сжигающие свою форму, почему-то все как один оказываются бывшими, так, один из этих «ложных спецназовцев» работает сейчас «русским тренером в Берлине». Столь же липовые десантники рвали тельняшки на груди, попадались иногда и липовые журналисты. Наконец, очень сейчас в ходу липовые белорусы.
Бесконечные преувеличения количества протестующих: где 100 человек — там тысяча, где тысяча — там десятки тысяч. Но на фотографиях, когда дается широкий ракурс — все прекрасно видно!
Жидкие цепи вдоль дорог, маленькие стайки в городах (кроме Минска и Гродно, где удалось вывести массовку) — и это выдают за всенародный протест. При этом, надо отдать должное, голоса крикунов хорошо поставленные, отработанные, орут синхронно и, вероятно, с использованием усилителей (не иначе как тренировались в польских лагерях и на украинском майдане).
Смехотворная «всеобщая забастовка», в которой участвует несколько шоуменов и несколько подставных лиц. Минский тракторный завод, на котором работает 17 000 человек, почему-то на митинг против Лукашенко выдвинул только одну тысячу человек. Это даже не 10 процентов, отданных Тихановской по данным ЦИК, это меньше 6 процентов. Если предположить, что там были люди только с одной заводской смены, все равно это не более 18-20 % пришедших на работу в то утро. Хотя непонятно, почему во имя гражданского долга активные рабочие, возмущенные фальсификацией выборов, не смогли прийти на митинг в чужую смену?
То, что я говорю, не означает, что протестующих нет или что их совсем мало. 10% за Тихановскую и 4 — за остальных оппозиционных кандидатов — это уже 14%. Еще 4% против всех. Итого 18%. Сама по себе цифра достаточная для организации внушительных массовых манифестаций с лозунгом «Уходи!».
Но здесь важно вот что: антироссийская, антилукашенковская прослойка была в Беларуси всегда, даже в конце 90-х их было примерно столько же. Я с ними лично сталкивался, например, в поезде «Москва — Минск». Это часть интеллигенции, мелкобуржуазный слой, польское и прозападное лобби.
Сейчас выросла в этой прослойке доля молодежи, политическим просвещением которой, надо сказать, власть мало занимается. (И в этом ее существенная ошибка.) Сегодня к этой прослойке добавились и люди, которые психологически устали от довольно жесткого и авторитарного стиля отца нации. Наивные овцы, как их верно охарактеризовал «диктатор». А 10-11 августа к ним добавились еще и нейтральные люди, которых очень зацепили кадры избиений и насилия. Пропаганда в эти дни через соцсети и на улицах была яростная и оголтелая. Так что возбужденных людей в Беларуси действительно сейчас много.
Насколько соответствуют цифры ЦИКа реальной ситуации? В целом по Беларуси, на мой взгляд, они не очень далеки от реальности. Разница в том, что протестное меньшинство — энергично и агрессивно, использующие его манипуляторы циничны и подлы. А вторая сторона — инертна и безобидна. Молчаливое большинство белорусов на митинги, тем более ночью, не ходит. И правильно делает. Если бы оно вышло на улицу и начались бы столкновения — «сакральной жертвы» избежать бы не удалось. Поэтому позиция обычного белоруса проста: власти и ребята из полиции сами разберутся.
«Мы здесь власть!» «Не забудем, не простим!» — и прочие кричалки стандартны, и много раз мы это уже наблюдали во многих городах и странах. Но сами по себе они поистине несерьезны, достойные детского сада. Если вы действительно не овцы — докажите это делом. Предъявите программу, а не абсолютную пустышку в лице мадам Тихановской.
Программы нет и у других кандидатов, даже у такого колоритного персонажа как Цепкало, этого трансгуманиста, несостоявшегося «кока-кола-гуру» нового религиозного направления а заодно и несостоятельного торговца водкой под маркой «Марк Шагал» (подробно, что такое Цепкало — можно почитать в анализе газеты «Завтра»).
А усталость от Лукашенко — разве это может быть серьезным аргументом в политике? Разве на усталости можно строить будущее страны и своих детей?
На усталости можно строить планы выспаться, чтобы прийти в себя.
Безусловно, в толпе в Минске немало искренне возмущенных людей, людей, воспитанных на идеях безальтернативности западного пути развития, «свободы» и «демократии». Много школьников и студентов колледжей. (Молодежь, повторюсь, во многом упущена.) Но эти люди — ведомые. За ними стоят те, кто действует расчетливо, четко и последовательно.
Доказательств тому множество.
Не могут быть случайными и стихийными 11 за 2 дня «сознательных наездов» автомобилистов на сотрудников органов внутренних дел, о чем заявил министр Караев.
Не может быть случайным поток фейков на канале Nexta.
Не может быть спонтанной так называемая «звериная тактика» — с «коктейлями Молотова», взрывпакетами, фейерверками и петардами, лазерными указками, слепящими спецназовцев.
Не могут быть случайными засады против омоновцев во дворах и подъездах жилых домов. Не могут быть случайными слаженные действия, когда нападают по команде, когда отступают по команде, когда в первую цепь выдвигают девушек, прикрываясь ими как щитом.
Из видео, распространяемых в Телеграм, меня ужаснули кадры нападения на силовиков, когда их мало — «мирные протестующие» в этих видео-сюжетах напоминали остервенелых крыс. Да, это и впрямь не овцы. Среди этих овец есть весьма хищные и опасные зверки. Предпочитающие нападать подло, со спины, или тогда, когда их явное большинство. Все это напомнило киевский майдан.
Как заметил один блогер, «самое главное в мирном протесте, побольше камней. Сначала кидаешь камень в силовика, а потом даришь ему для картинки в западных СМИ цветы и скандируешь «милиция с народом»».
Какой вывод? Вывод простой: тот, кто не хочет «мирной демонстрации», кто хочет крови — должен быть подавлен жестко и сесть в тюрьму.
Именно такую, единственно возможную, тактику и выбрала власть в Минске.
И, надо сказать, сработали очень четко. Тяжелых увечий среди задержанных нет или почти нет. «Сакральной жертвой» на данный момент оказался уголовник, отсидевший убийца, у которого в руках взорвалось взрывное устройство (не успел бросить его в омоновцев) — на такой «сакральной жертве» кукловоды далеко не уедут. Хотя и пытаются.
Теперь пару слов по поводу 33 вагнеровцев, так сильно взбеленивших некоторых из наших патриотов. Что они там делали — и по чьей указке — мы, возможно, никогда не узнаем. Но российская «легенда» об опоздании на самолет в Стамбул рассыпалась в прах. Даже Юлия Латынина была вынуждена признать правоту ненавистного для нее батьки, при этом по ходу сравнив его с Геббельсом, — тот, дескать, тоже иногда бывал прав, например, когда говорил про расстрелы русскими поляков в Катыни. (Для Латыниной Лукашенко и Путин — это не иначе как Гитлер и Сталин сегодня.) Не опаздывали 33 богатыря на самолет, поскольку договаривались о размещении в санаторий под Минском за 19 часов до официального времени вылета в Стамбул. Кто стоял за этой провокацией, СБУ, или частные заказчики — не совсем ясно.
Но известно другое — среди российских силовиков упорно ходят слухи, что на батьку планировалось нажать, чтобы сделать его более сговорчивым, подтолкнуть в объятия Москвы. Отзвуки этой версии звучат и сейчас в наших СМИ из уст некоторых политологов и блогеров. Дескать, беспорядки России на руку.
Тем не менее, Россия итоги выборов признала, и президент своего коллегу поздравил. И вот здесь должен быть озвучен последний критерий истины, самый, может быть, неопровержимый — это реакция на выборы за границей. Кто не признает эти выборы? В первых рядах Великобритания, США, Польша, Прибалтика. Если кто-нибудь скажет, что эти государства желают добра и благополучия белорусскому народу — такому человеку плюньте в его лживые глаза!
Лукашенко — великий политик, настоящий гений нашей эпохи, сделавший почти невозможное. Сколько раз он уже обманывал ожидания и ломал прогнозы всевозможных экспертов и специалистов! Находил выходы из самых сложных ситуаций — и в 90-х, когда создание союзного государства закономерно забуксовало, и в начале нулевых, когда интеграция с Россией захлебнулась не по белорусской вине, и в 2011 — когда практически все уже списывали белорусскую экономику со счетов. Все это было пройдено блестяще, филигранно. Выстоит ли он на этот раз?
Лукашенко от других политиков отличает не только большой талант, но и то, что у него есть миссия. Громко он об этой миссии никогда не говорит.
В чем же она? Лавируя между разными мировыми центрами, он сохраняет в Беларуси самостоятельную, утонченную модель, и индустриальную, и аграрную, социальную, преемственную по отношению к великому СССР. Миссия Лукашенко — в том, чтобы не дать разрушить эту модель, пронести ее из точки А в точку Б, туда, где он сможет передать ее с рук на руки надежным преемникам. 26 лет он ведет страну в расчете на чудо: на то, чтобы она вернулась в Русскую цивилизацию, в такую, в которой Россия будет готова к реальной интеграции, без уничтожения драгоценного белорусского уклада. Без огульного попрания социальных гарантий для человека труда.
Интеграция Беларуси и России должна пройти по принципу Дэн Сяопина «одна страна — две системы». Этот путь неприемлем для Запада и для олигархической элиты, скрежещущей зубами на Лукашенко, он нарушает их догму о том, что существует только один универсальный путь развития — Западный. И путь этот лежит, в частности, через полное уничтожение постсоветского уклада, его раздербанивание между агентами мирового капитала.
Однако путь органичной интеграции возможен, шанс на него до сих пор не упущен. Более того, опыт Беларуси может быть использован в отдельных областях и отраслях нынешней РФ.
Именно к этому вел и ведет дело батька Лукашенко. В этом его миссия.
На фоне этой миссии как жалко выглядят и наши рассерженные патриоты, и наши по-шакальи озлобленные либералы. И даже уважаемый мной Константин Затулин, который журит Лукашенко за колебания курса. И Маргарита Симоньян, высокомерно поучающая батьку, играя тем самым на публику. А желчный Невзоров раздает всем им оплеухи и, подобно матерому уголовнику, награждает термином «зашквар». Причем он даже не скрывает, что Владимир Спиваков, который отказался от белорусского ордена, «вероятно, умнее прочих и прекрасно понимает, где зашквар, а где нет». Иными словами, главное сегодня — не правда жизни, не свое мнение, главное — не зашквариться, попасть в унисон с моментом!
(Кстати, как верно заметил один блогер, от Ордена почетного легиона Спиваков не отказался, несмотря на полуторогодовое избиение «жёлтых жилетов» французским режимом и жертвами среди тамошних протестующих в 53 человека: «Потому что это другое, надо ж понимать!»)
О времена, о нравы!