Сообщество «Форум» 17:41 14 ноября 2020

О некоторых персонах, которых "Уж и гонишь,-- всё равно, // Ты их в дверь, -- они в окно!"

Осторожно! "Назой"!

На заставке -- Яндекс-картинки, визуально интерпретирующие содержание поговорки в названии темы рассуждений:

1. Кот, выпущенный через дверь некоторое время назад погулять, в окно напоминает о себе хозяйке, мол, впусти -- надышался...

2. Здесь уже переносный смысл. Этот хомо сапиенс когда-то "со своим уставом влез в чужой монастырь", а после неудачной попытки навязать его хозяевам был выставлен за дверь. Но назойливый характер непОнятого непрошенного гостя диктует ему: не сдаваться! подглядывай в окна, подслушивай (ведь "любопытство не порок") и разноси пережёванную тобой информацию "по секрету всему свету"...

Как тут не вспомнить В.И. Даля с его: "Заступи чёрту дверь, а он в окно".

Так известно ведь давно,
Ты их в дверь, -- они в окно!
Жизнь хотят нам сделать краше,
Веселей, -- грехи-то наши...

Уж и гонишь,-- все равно,
Ты их в дверь,-- они в окно!
Пусть погода, непогода,--
Как намазано им медом!

Поднимают и больных!..
Как вот спрятаться от них?..
Видно, так уж суждено,
Ты их в дверь,-- они в окно...

© Copyright: Наталия Бакулина, 2019

Словообразовательная история слова назойливый: (http://www.hintfox.com/article/dialektologija-i-sovremennij-rysskij-literatyrnij-jazik.html)

зеть «петь»→зой «крик», «шум»→зоить «громко говорить, кричать, ругаться» →назоить «норовить»→назой «настойчивость, навязчивость»→назойливый.

Назойливость. Ещё одно отрицательное качество личности! А один из его синонимов навязчивость -- не менее отрицательное... В первом существительном корень ЗОЙ (от ст. слав. - крик; а зоиться - бесноваться). Во втором существительном корень ВЯЗ (от др. русского вязати). В общем, сплошной кошмар!

Вот психологи и нашли два объяснения состоянию назойливости (навязчивости) хомо сапиенса:

1. Это -- недуг. Больного постоянно терзает внутреннее беспокойство. А причиной тому -- уровень повышенной тревожности.

2. Некий же субъект абсолютно уверен, что знает лучше других, как жить. Поэтому и желает всё контролировать и всем управлять. (Будем считать его условно здоровым).

И рекомендация специалистов: стоит, конечно, терпимо относиться к таким людям, но, по возможности, избегать общения с ними.

Навряд ли можно полностью согласиться с этой рекомендацией.

Однозначно! надо окружающих предупреждать о назойливости того, условно здорового, субъекта: Осторожно! "Назой"! (прозывая таковых этим именем существительным).

А вот и примеры таких "назойливых" из художественных произведений двух российских писателей, далеко отстоящих друг от друга по времени.

1. Пётр Верховенский из романа "Бесы" Ф.М. Достоевского (1872)

Как считают мыслители, человеку для его существования абсолютно необходима свобода. Вот Н.А. Бердяев писал, что «Достоевский берет человека отпущенным на свободу, вышедшим из-под закона, выпавшим из космического порядка и исследует судьбу его на свободе, открывает неотвратимые результаты путей свободы».

Одним из этих результатов, становится понятным, является опасность, соблазн, когда свободный человек может попасть под власть свободно выбранной им идеи. А бесовщина — это и есть одержимость идеей, отъединяющей человека от реальной, иррациональной жизни. От Христианства — религии свободы...

Первым образчиком назойливой персоны по теме, можно считать знаменитого Петра Верховенского, нигилиста, мелкого беса, лишь исполнителя с претензией на верховодство. Главный бес -- Николай Ставрогин (учитель)... И фактически весь роман «Бесы» посвящен разгадке тайны Ставрогина, так как душевная смута главного героя захватывает...весь город и распад его личности символизирует для Достоевского религиозный кризис, переживаемый Россией. (По Белову С.В. "Ф.М. Достоевский. Энциклопедия"). Об ученике его и речь.

Теоретическая бесовщина (это своего рода предостережение Достоевского) прозвучала как программа из уст Верховенского:

"... мы сделаем смуту - всё поедет с основ. Раскачка пойдёт такая, какой ещё мир не видал... Все рабы и в рабстве равны...Первым делом, понижается уровень образования наук и талантов. Не нужно высших способностей... их изгоняют или казнят... Чуть-чуть семейство и любовь, вот уже и желание собственности. Мы уморим желание, мы пустим пьянство, сплетни, донос, мы пустим неслыханный разврат; мы всякого гения потушим в младенчестве... Русский бог уже спасовал перед "дешёвкой". Народ пьян, матери пьяны, дети пьяны, церкви пусты... Когда в наши руки попадет, мы, пожалуй, и вылечим... если потребуется, мы на сорок лет в пустыню выгоним... Но одно или два поколения разврата теперь необходимо; разврата неслыханного, подленького, когда человек обращается в гадкую, трусливую, жестокую, себялюбивую мразь, — вот чего надо! А тут еще «свеженькой кровушки», чтоб попривык..."

А что на практике? Некоторое из перечисленного смутьян сумел "сотворить" в отдельно взятом городе. А это ведь была, по сути, его разведка боем. Но какая! Уже и с человеческими жертвами под его, теоретика, дирижёрскую палочку.

Как назвала Петра Верховенского писатель и литературовед Л.И. Сараскина, это есть уродливый гибрид политики и уголовщины.

К сожалению, Ф.М. Достоевский не раскрывает нам внутреннего мира сего "политического деятеля смуты", но даже по озвученной им программе вырисовывается то зло, которое он понесёт людям.

Добавим ещё лишь несколько качеств этой личины.

Безжалостный манипулятор, не допускающий от выбранной жертвы никакого сопротивления и добивающийся её руками выполнения намеченного.

Его абсолютное равнодушие к происходящему с окружающими -- своего рода завеса от стороннего воздействия на его психику.

Бесчувственный делец, он испытывает удовлетворение, когда, к примеру, самоубийство Кириллова вписывает в свой план...

И конечно же, это -- назой, природный наглец, практически, ногой открывающий любую дверь и сваливающийся на хозяев, как снег на голову. А вот в передние надобных людей, как то -- губернатора и Ставрогиных, вползающий хитрым змеем с подобострастной улыбкой на губах...

Но лицедей Верховенский -- злобен, нетерпелив, груб: он «властно» кричит на Ставрогина, требуя денег... А ведь это его властитель дум: "Мне вы, вы надобны, без вас я нуль. Без вас я муха, идея в склянке, Колумб без Америки".

Эта беса-личность многажды представала перед нами в театральных постановках и фильмах.

Но, наверное, образ Петра Верховенского, созданный актёром Антоном Чагиным в телевизионном фильме "Бесы" (2014г., по мотивам романа, режиссёр В. Хотиненко), совпал с представляемым многими читателями Достоевского.

Вот и кадры из фильма, соответствующие поведению "назоя":

двойной клик - редактировать изображение

1 2 3 4

1,2. Назойливые наставления своим подельникам

3. Привычное возведение рук, будучи пойманным за подслушиванием

4. Весь в напруге до окрика "кто там": любопытный разговор, чем закончится

P.S.

"Назой" этот сделал своё дело и покинул город, скажем, через дверь. В каком направлении? Как всегда. Заграница его прикроет, до поры... А как он вернётся назад? Возможно, и через "окно"...

А что же его учитель? Он сам себе судья, разобрался с собой на месте...

2. Василий Горелов из романа Гузель Яхиной "Зулейха открывает глаза" (2015)

Книга раскрыта уже на странице 164. Мы познакомились с главными действующими лицами Зулейхой и Игнатовым. Но как события 1930-1946гг. в их жизни могли бы стать историей, не окажись рядом с ними в забитом до отказа "пассажирами" товарном составе (из Казани в Сибирь), увозящем семьи раскулаченных, политических ссыльных и пр. "нарушителей", этой назойливой "тюремной" личности -- Горелова ("две ходки" имеющего)?

Лохматый, с диким взглядом калмыцких глаз, с пёсьими повадками, он, проходя вдоль вагона перед хмурыми испуганными лицами увозимых в неизвестном направлении людей, просипел: "Не гоношись, буду вашим смотрящим. В обиду не дам -- я бродяга честный, Горелого все знают". Он сразу, как хозяин, занял место у буржуйки и присвоил себе право делить еду (себе за труд отмерял две порции) и докладывать начальству состава при ежедневном обходе, что "происшествия не имели места быть". Однако, в пути массовый побег переселенцев из вагона через крышу предотвратить не сумел; связанный мужиками, с кляпом во рту, был только его свидетелем. Потерпевший фиаско, стал самым яростным и подобострастным "докладчиком", "назоем".

Да и чему удивляться. Горелов Василий Кузьмич -- "такой где угодно приспособится, перекрасится в любой цвет, переметнётся к кому нужно, присосётся, перегрызёт пару глоток, выживет".

Интересно, что же движет по морю житейскому этими смотрящими? Любовь ли к жизни, страх ли смерти? Шесть месяцев продвигался состав с переселенцами до Красноярска, неделями простаивая в тупиках. Практически половина из этого временного социума в дороге умерло от голода (при скудном кормлении) и от болезней. Горелова среди оных не случилось. Повезло ему и далее. Не оказалось его и среди оставшихся от состава сосланных, запиханных в трюм старой баржи, ушедшей затем при движении по Ангаре к месту ссылки под воду из-за перегруза. Именно он в то время оказался востребованным для охраны не поместившихся на водный транспорт и взятых на катер сопровождающего баржу офицера из органов.

Вот их-то, 30 полуголодных, полураздетых беззащитных людей и выбросил сей командир в форме на голый берег Ангары. Зимы ждала природа. Игнатов же, начальник того злополучного состава, уполномоченным товарищем был оставлен комендантом будущего посёлка. Мол, ждите подмоги.

Но она, эта "подмога", до начала судоходства так и не прибыла...

Когда по весне катер, сопровождающий баржу с ещё двумя сотнями невольников, причалил к берегу, тот самый уполномоченный, Зиновий Кузнец, был жутко удивлён, увидев первопроходцев живыми...

Испытание холодом и голодом зимовки Горелов выдержал вместе со всеми. В отличие от остальных, он был на "лёгком" труде. Игнатов, ответственный за вверенных ему спецпоселенцев, весь световой день находящийся в лесу (с револьвером пытающийся добыть для котла хоть какую-то живность), поручил именно Горелову "приглядывать" (по выражению самого приглядчика) за в поте лица вкалывающими, чтобы выжить.

Теперь же вместе со строительством посёлка началась и у этого пройдохи новая жизнь, он на законных основаниях надел форменный коричневый китель смотрящего. Довольный, про себя заключил: "А всё-таки правильно его на агентурную работу определили. Кузнец -- голова, сразу разглядел пропадающий в нём талант"...

Однако "трудовые успехи и лояльность к администрации" не стали препятствием к его призыву в 1942 году в армию в соответствии с возрастом. (11 апреля 1942 года ГК Обороны СССР принял постановление о призыве трудопоселенцев на военную службу).

Но такие персонажи, что лёд: "Ни в огне не горят (Горелов!), ни в воде не тонут". В 1946 году явился не запылился в посёлок в военной форме органов, с медалью на груди (поселенцы уже были наслышаны о его службе на фронте "ездовым при кухне да в тылу снабженцем") и с бланком назначения, сложенным в чемоданчике, вместо Игнатова на должность коменданта. Так решил тот самый Кузнец, ставя точку в этой истории: "Он здесь свой человек - не подкачает". И история эта, наверное, -- одна из многих подобных о таких "назоях", которых ты -- в дверь, а они -- в окно. Но только в этом случае -- с другим концом. Горелов, уходя на фронт, на радость поселенцев покидал посёлок, прикрыв за собой дверцу в каюту катера, хмурый, отвернув красный нос от берега и глубоко утопив уши в плечи... Вернулся же "победителем". Широко шагал! Все двери для него теперь были открыты...

3. Как старая поговорка в одночасье может стать страшилкой от современных (2016г.) "назоев": "Ты нас в дверь, а мы тебе -- гранатку в окно".

Гранатку! А где возьмут? Да удивительного ничего нет. Современный "левша" не блоху, так муху точно подкуёт. Ну не гранатку, а бутылочку с зажигательной смесью приготовит. И даже женщина. Зачем далеко ходить. 2 мая 2014 года. Дом Профсоюзов в Одессе. Кучка "одесских девочек" , прямо на тротуаре, дозировала горючую смесь в бутылки. А потом мальчики этим "коктейлем" заживо сжигали людей, загнанных внутрь здания...

А теперь к теме. О современных "назоях". 2016 год. Конец января. Ночь. Мирный российский город Ульяновск.

Жители одноэтажного частного дома, расположенного в тихом районе города, услышали плач ребенка. В комнату, где спали двухлетний мальчик и его 56-летний дедушка, прямо в форточку влетела бутылка. Это было не банальное хулиганство: по кровати, на которой лежал малыш, разлилась жидкость, которая тут же загорелась. Дед бросился тушить огонь, но пламя уже обожгло плачущего ребёнка - в больницу его доставили с сильными ожогами лица, рук и дыхательных путей. (https://rg.ru/2016/01/29/kollektor.html)

Сие действо с "коктейлем" осуществил 44-летний мужчина -- коллектор, думается, никого это и не удивит. Не мытьём (телефонными звонками и СМС), так катаньем (записками в заборе с физическими угрозами), этот служака "выколачивал" долг в сорок тысяч у человека, взявшего микрокредит всего лишь в четыре тысячи рублей, обросший затем из-за просрочки платежа большими процентами, хотя отдельными суммами и периодически погашаемый.

Ясное дело, коллектору предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного статьей 105 УК РФ "Покушение на убийство двух лиц". Это ему за "гранатку". А за моральный террор от участника неконтролируемого криминального бизнеса? Оказывается, в это время не было закона о коллекторах.

И случай в Ульяновске, возможно, ускорил его принятие. Оно состоялось 03.07.2016г. за №230-ФЗ. Как он работает? Уж точно знают те, кто вынужден по жизненным обстоятельствам пользоваться этими злополучными микрокредитами.

1.0x