Авторский блог Объединённое Движение Русская Философия 13:53 8 февраля 2019

О "национальном вопросе" в философии.

В философии разных эпох нередко вставал вопрос национальной принадлежности того или иного философа и той или иной философской доктрины. Причина постановки вопроса совершенно очевидна: философия есть часть культуры, порождение национального духа, благодаря чему можно судить о характерных для данной национальности чертах. Однако, для каждого личный интерес может быть свой.

Из чего может произрастать вопрос национальности в философии? Из вопроса генезиса философии. И здесь возникает другая проблема - рождается ли философия из историко-культурного контекста или из самой себя? Если мы отвечаем на вопрос вторым ответом, то, очевидно, никакой другой философии, кроме античной существовать не может. Все становится либо подражанием, либо попыткой обнаружить феномен философской мысли там, где он изначально не предполагался. Так критикуют поиски философии, например, в индийской культуре. Иногда этим аргументом критикуют и русскую философию. Дав ответ №1, мы продолжаем дискуссию.

Что нам известно о национальности в философии? Известно, что Георг Гегель был немцем, а Вольтер - французом. Каждый из них родил свою философию, очевидно, в контексте эпохи и культуры. Так, философии Гегеля присуща методичность, последовательность и строгая системность - то, что обычно выделяют как черты менталитета немецкого народа. Вольтер же энциклопедист, антиклерикал, порой публицист и писатель. Он часто переходит от одной темы к другой, использует для выражения философской мысли художественную форму, а внутри произведения сочетает разные жанры - прозу и поэзию, часто обращаясь к темам гражданства, религии, предопределенности, любви. Говорит ли это о Вольтере как о французе? Трудно спорить. По крайней мере, не как о немце.

Значительно большие проблемы составляет типологизация философствований других мыслителей. Возьмем один пример.

Семен Людвигович Франк - русский религиозный философ, родившийся в еврейской семье и получивший серьезное домашнее образование своего религиозного деда-еврея, лидера московской еврейской общины.

Глубина проникновения в проблематику, присущую русской философии, и вклад С. Л. Франка в русскую мысль позволяют неминуемо относить его к русской философской традиции. Его происхождение и образование, реализовавшись в отечественной культурной среде, в большей степени говорят именно об отечественной среде. Различные национальности, реализовавшие себя в русской культуре показывают характеристики русской культуры, расширяют ее масштабы до иного уровня, тем самым становясь катализатором изменений внутри национальности - она больше не мыслится так, как прежде.

Таким образом, стоит говорить о национальности в философии, подразумевая под ней контекст. Однако и этот контекст - лишь второстепенный признак. Главная ценность философской идеи - универсальность. И, если она есть, ничто не остановит идею, время которой пришло.

Текст: Дмитрий Барановский

Иллюстрация: Hermann Struck, Jew Studying Torah, 1926

http://odrf.org

1.0x