30 июля в 11:00 состоялся круглый стол, посвященный экспедиции в Китай «В поисках единого мышления», организованный Региональным Объединенным Движением «Русская Философия» совместно с издательством «Русская Философия», которая состоялась в июне 2025 года.
Отправной точкой дискуссии стало подведение итогов экспедиции в Китай «В поисках единого мышления», организованной Региональным Объединённым Движением «Русская философия» совместно с Издательским Домом «Русская Философия», которая состоялась в июне 2025 года.
Экспедиция была задумана как культурная миссия с национальными контекстами и мировыми значениями, ее целями стали развитие русской, китайской и общечеловеческой культуры мышления.
Мероприятие открыл директор движения «Русская Философия» Евгений Сергеевич Кирилловых, кратко поделившийся концепцией итогами экспедиции.
Евгений Сергеевич рассказал о трех направлениях экспедиции:
1. Проект Русская идея на Восток посвящен, прежде всего, презентации итогов Больших Философских Соборов, посвященных русской идее, в контексте развития русской культуры мышления.
2. Проект "Новая Китайская Философия". Презентация русского концепта развития любой национальной философии в контексте развития китайской культуры мышления. В рамках проекта подготовлен билингвальный сборник «Новая Китайская Философия», в который вошли работы российских философов, посвященные наведению культурных и интеллектуальных мостов между двумя цивилизациями.
3. Проект "Соборное мышление". Презентация нового формата становления философской мысли в контексте развития общей культуры мышления.

двойной клик - редактировать изображение
Первым докладчиком стал Вадим Маркович Розин, доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института Философии РАН. Тема доклада: Тема доклада: «Методологические соображения о диалоге России и Китая»
По мнению Вадима Марковича, основой для российско-китайского диалога должно стать совместное размышление над глобальными проблемами и ситуацией, в которой находятся обе великие цивилизации.
Эту ситуации можно обрисовать следующим образом
1.Для России Запад часто выступал как зона ближайшего цивилизационного развития, как сейчас выступает для Китая.
2. Завершение модерна и становление future-культуры. И в России и в Китае происходит переосмысление отношения к природе. Перестает работать концепция Фрэнсиса Бэкона об овладении природой. Происходит кризис основных институтов модерна и назревает необходимость в новых.
3.На повестке дня формирование новой планетарной сетевой общности, новых планетарных способов решения проблема. Все более остро встает проблема сохранения жизни на земле.

двойной клик - редактировать изображение
Следующей докладчицей стала Надежда Николаевна Миронова, доктор филологических наук, профессор МГУ им. Ломоносова. Тема доклада: «Рецепция художественной литературы как способ сближения русской и китайской культуры и философии»
По мнению Надежды Николаевны, перевод литературы является способом сближения разных наций. В связи с этим возникает проблемы выделения выявления одинаковых объектов исследования в сопоставляемых культурах. Сопоставляя все это, мы выходим на семантический уровень. Сегодня невозможно говорить о сугубо лингвистических, литературоведческих исследованиях. Современная компаративистика требует включения в рассмотрение все большего количества дисциплин, становится трансдисциплинарным направлением. Одна из интереснейших проблем – трансформация символов одной культуры в зеркале другой и отражение в них универсальных ценностей.
Надежда Николаевна высоко оценило выпущенный издательством «Русская Философия» в рамках экспедиции сборник «Новая Китайская Философия». По ее мнению, книга очень важна как вклад в формирование философского основания для диалога между русской и китайской культурами. Три раздела сборника соответствующие трем уровням китайской триады: небо, земля, человек могут рассматриваться как семантические поля, которые могут применяться в междисциплинарных исследованиях по компаративистике.

двойной клик - редактировать изображение
Следующей докладчицей стала Анастасия Владиленовна Маслова, кандидат философских наук, заведующая кафедрой философских наук МГЛУ. Тема доклада: «Философско-теологические интуиции в русской и китайской философии».
Анастасия Владиленовна подняла проблему философского суверенитета в интеллектуальном дискурсе крайне важная и для русской и для китайской философии. И здесь фундаментально важными становятся базовые философско-теологические интуиции. Если заниматься компаративистикой русской и китайской философии, возникает вопрос сопоставления подобных интуиций в обоих культурах, который во многом упирается в проблему непереводимости.
Радикальное отличие русской философии от китайской в том, что русская философия инициирована христианской онтологией и христианской антропологией. В Китае этого нет.
Русской философии близка религиозная интуиция сердца, молчание исихии. В Китае мы тоже видим свою традицию аскезы, связанную с у-вэй. Между двумя традициями можно наметить линию диалога, учитывая принципиальную несводимость их друг к другу.

двойной клик - редактировать изображение
Следующим докладчиком стал Вячеслав Иванович Моисеев, доктор философских наук, профессор и заведующий кафедрой философии, биомедицинской этики и гуманитарных наук МГМСУ им. А. Е. Евдокимова, сотрудник ИФ РАН. Тема доклада: «К теоретическим основаниям схемы У-син пяти первоэлементов»
Вячеслав Иванович поделился своим оригинальным конструктом на стыке китайской мысли и философии неовсеединства. В этом конструкте схема У Син соединяется с моделью полярного анализа и пять элементов становятся пятью базовыми векторными полярностями по которым текущий вектор совершает спиральный обход, приближаясь к вектору синтеза. В таком ракурсе схема У Син выступает как модель развития.
В видении Вячеслава Ивановича наиболее перспективным для сближения двух цивилизаций является не прошлое, а будущее, совместное создание новой интегральной философии и науки.

двойной клик - редактировать изображение
Круглый стол продолжил Владимир Владимирович Видеманн, писатель, свободный журналист. Тема доклада: «Русско-китайский философский диалог».
По мнению Владимира Владимировича, «информационная революция раскрыла перед исследователями и мыслителями громадный контент, не вмещающийся в узкие рамки сертифицированной академической традиции. Кроме того, новые технологии поставили перед человеком массу взрывных вопросов, от ответа на которые может критически зависеть будущее глобальной цивилизации.
Все это заставило русских и китайских философов, как лидеров интеллектуальных сообществ обеих стран, критически переоценить роль, как своих стран, так и национальных культур в контексте глобальных вызовов».
Областью сближения, по мнению В.В. Видеманна могут стать новые типы рациональности, сближение науки с мистическими традициями.
Владимир Владимирович, также поделился своими впечатлениями от сборника «Новая китайская философия». По его мнению, сборник является культурно-историческим фактом, своего рода интеллектуальным манифестом, приглашающим к размышлению.

двойной клик - редактировать изображение
Следующим выступил Ли Чжоу, аспирант социологического факультета МГУ. Тема доклада: «Взаимосвязь между законами развития общественных форм и развитием социальных структур с точки зрения исторического материализма»
Основные результаты доклада сводятся к следующим положениям:
Во-первых, хотя социализм выступает закономерным итогом капитализма, историческая практика подтверждает возможность непосредственного перехода к социализму в специфических условиях, минуя зрелый капитализм. Россия и Китай иллюстрируют подобный путь через мобилизацию коллективных форм собственности — российской сельской общины и китайской модели государственной собственности.
Во-вторых, установлено, что ключевым фактором «скачка» является сочетание определённых внутренних и международных условий: кризис мировой капиталистической системы, наличие пролетариата и революционной партии, способной обеспечить необходимые субъективные предпосылки.

двойной клик - редактировать изображение
Круглый стол продолжил Тарас Викторович Ивченко, РГГУ, институт лингвистики. Тема доклада: «Целостность китайского мировосприятия».
По мнению Тараса Викторовича, при построении российско-китайского дискурса нужно опираться на мудрость традиции исправления имен: «если названия не соответствуют сущности, то и со словами неблагополучно. Если со словами неблагополучно, то дела не будут ладиться…в словах благородного мужа не должно быть неточности».
В контексте дискурса это означает необходимость предельной аккуратности при работе с терминологией, переводами. Мы должны понимать какие концепты возможны в традиционном китайском дискурсе, а какие нет.
Также необходимо принять марксистский тип мышления, как действительность, которую нужно учитывать, выстраивая диалог с современным Китаем.

двойной клик - редактировать изображение
Последним выступил Андрей Анатольевич Сафонов, зам. директора РОД РФ, философ, писатель. Тема доклада: «Культурно-гуманитарная делегация «В поисках единой культуры мышления» как геофилософский импульс»
В докладе Андрея Анатольевича прозвучали наработки Движения в рамках проектов Единая Культура Мышления и Новая Китайская Философия.
Докладчик подчеркнул, что представляет собой открытый исходный код, в который можно вносить дополнения и изменения. Он скорее ставит вопросы, чем дает ответы, а также то, что разрабатываемый Движением концепт не является реконструкцией традиционной китайской мысли, а является новым концептом на стыке русского и китайского логоса.
Философская мысль – это движение, которое происходит не в вакууме, а в конкретных историко-географических координатах. Можно сказать, что она движется в неких культурных локальностях, которые изнутри воспринимаются как тотальности, т.о., что находящемуся внутри них кажется, что за их пределами в принципе не может ничего существовать.
Поэтому выход из нее влечет за собой создание новой культуры мышления, расширение геоисторических горизонтов приводит к расширению философских горизонтов.
В рамках проекта иным для русской философии становится великая китайская цивилизация.
Так возникает проект Новая Китайская Философия. Новая Китайская Философия – это самобытный русский взгляд на богатейшее наследие китайской мысли.
Для выстраивания пространства коммуникации выстраиваются три измерения: небо -- ценностный уровень, человек - уровень на котором сопоставляются антропологические модели, выстраиваются горизонтальные, геополитические связи между цивилизациями, земля – уровень на котом находятся наука и техника, которые должны занимать правильное, подчиненное человеческому и небесному место. Наука и техника не должны их аннигилировать, как часто происходит в западном дискурсе.
На этом круглый стол завершился. Гостями был отмечен высокий уровень мероприятия, широкий охват тем.
Нужно отметить, что круглый стол, хоть и был посвящен подведению итогов экспедиции «В поисках Единого Мышления» в большей степени обращен в будущее и на него можно посмотреть как на проложение путей к будущим исследованиям. Прозвучавшие доклады войдут во второй сборник Новая Китайская Философия, который, в свою очередь, будет не завершением, а еще одним шагом в разработке проекта.
Важное само по себе наведение коммуникации с китайской цивилизации, является в тоже время шагом к фундаментальной для Регионального Объединенного Движения «Русская Философия» теме «Единая Культура Мышления», которой будет посвящен Четвертый Большой Философский Собор, который состоится в ноябре 2025 года.
Купно Заедино!
Вместе Заодно!
Ссылка на трансляцию в VK


