Сообщество «Советская Атлантида» 00:09 27 августа 2023

О чём был любой советский кино-детектив?

спите спокойно, честные люди

Чем отличался любой детективный фильм, снятый в благословенную брежневскую пору? Тем, что преступники известны зрителю с самого начала, и вся интрига заключается в процессе поимки, обезвреживания, а заодно - увещевания тех, кто уже оступился, но ещё не упал.

Ещё в каждой из таких кинокартин можно увидеть добрую Москву (оксюморон!), её просторные улицы, по которым ходят граждане, уверенные в стабильности – реальной, а не декларативно-лозунговой. Впрочем, не только Москву, но и Ленинград, Киев, Свердловск, Ташкент, Ригу…

Да-да. Уверенность в завтрашнем дне, метро за 5 копеек, гарантированное право на труд и отсутствие страха за детей, сбежавших в кино (в до_мобильную-то эру). Я куда-то ушла не туда? Всё - туда.

В советском детективе главное – это бытовой и даже бытийный фон, а милиция – страж порядка, оплот устойчивости системы. Задача милицейского детектива – внушить успокоенность. Дескать, на любого нарушителя всегда отыщутся наручники.

Спите спокойно, честные люди. Особенность тех остросюжетных историй - …скромность уголовных притязаний, а «дерзкие грабители» смотрятся, хотя, и брутально, зато не очень страшно.

Возьмём киноклассику, «Петровку-38» (1980), снятую по книге Юлиана Семёнова. Итак, жулики-бандиты в тёмных очках - Сударь и Чита походя вовлекают в свою профессиональную деятельность мальчика-мажора Лёньку, и он, будучи вовремя пойманным, становится помощником в расследовании серии ограблений.

Это примерно то, что я увидела в детстве, когда этот фильм крутили во всех кинотеатрах. Судьба старшеклассника, чьи респектабельные родители (отец – много старше ухоженной, нервной, тощей маман) постоянно ругаются в присутствии Лёньки.

Нам транслируют: если бы не ужасная обстановка дома, Лёньку бы не смогла подцепить сия мини-банда. Как обычно, само расследование в фильме показано быстро_смазано, и часто вообще неясно, откуда и как милиция сделала важные выводы.

И вот уже гад-ворюга сидит напротив следователя и путается в показаниях. И это – ещё одна особенность милицейского детектива. Надо предъявить зрителю, что взяли с поличным и доказали.

Но не в том же суть! Важно, что в кадре – великолепные мужчины: Василий Лановой, Георгий Юматов, Евгений Герасимов и Николай Ерёменко-старший. Те, у кого амплуа «хороших парней», как это называют в Голливуде.

И, как всегда у Юлиана Семёнова, эхо войны. Преступники оказываются в связке с бывшим власовцем, а ныне – матёрым главарём Прохором. Кого грабят? Обеспеченных и при том честных граждан, типа музыкальных мэтров и профессуры, живущей в центре.

Ещё? Сберкассы. Ювелирка. По советским меркам по-крупному работают. Но, повторюсь, эти бравые (на самом деле – не очень) уголовники – не самое интересное в «Петровке – 38». Тут – постоянная дидактика!

Например, симпатичная Алёна в исполнении Людмилы Нильской. Антураж квартиры говорит о том, что девушка …идёт в не самом верном направлении – импортный алкоголь и, кажется, Рафаэлла Карра из колонок.

И – точно. Очаровательная дева-кудряшка честно говорит: «Я – дpянь». Стыдно перед настоящим, привлекательным мужчиной, милиционером из угрозыска. И вот вам ещё знаковая деталь наших детективов!

Невыносимый стыд, который испытывали неидеальные персонажи от соприкосновения с кристальным миром правопорядка. От рецидивистов - до модных дев облегчённого поведения, все страдали от несовершенств и в 99 из 100 бывали готовы исправляться.

Динамичный финал – захват Прохора, который длится чересчур долго для нашего кино. Долгая поимка преступника – это элемент криминального триллера, когда зрителя держат в горячем оцепенении.

Финал – патетический, а монолог майора Костенко, изобличающего Прохора, сыгран, по крайней мере, очень красиво. Пишут, что этот фильм так эффектно явил работу наших «органов», что после него усилился поток в юридические вузы. А знаете, я в это верю…

Cообщество
«Советская Атлантида»
1.0x