Сообщество «Форум» 10:07 29 ноября 2014

О национализме

Понимание наций и этносов. Национализм истинный и ложный.

В статье "Об истинном и ложном национализме" русский философ Н. С. Трубецкой отмечает, что "человек с ярко выраженной эгоцентрической психологией бессознательно считает себя центром вселенной. Поэтому всякая естественная группа, к которой человек принадлежит, признается им, без доказательств, самой совершенной. Его семья, его племя, его сословие, его раса кажутся ему лучше всех остальных. Какую ситуацию в межэтнических отношениях Н. С. Трубецкой считает оптимальной? Начнем с понятия национализма", который в его "истинном" виде он считает безусловно, положительным. "Истинный национализм состоит не в заимствованиях у чужих этносов и не в навязывании соседям своих навыков и представлений, а в самопознании. Это долг, хорошо сформулированный двумя афоризмами: "познай самого себя" и "будь самим собой". Принцип самопознания "одинаково приемлем для всех людей без различия национальностей и исторических эпох". Прочность и жизнеспособность этого принципа Н. С. Трубецкой видит в диалектическом единстве задач самопознания, решаемых на личном уровне и на уровне этноса. Культура каждого этноса своеобразна, и именно эта мозаичность человечества как вида придает ему пластичность, благодаря которой вид Homo Sapiens выжил на планете Земля. Этническая пестрота - это оптимальная форма существования человечества. Культура, опирающаяся на национальный принцип, стимулирует "духовно возвышающие человека ценности".

«Тезис интернационализма – это грандиозная сила, и в основе ее лежит абсолютная правда. Но ложь не замедлила вкрасться и сюда: мысль, будто все народы по своим характерам, по своей одаренности и по своему историческому долженствованию равны между собой, - пустая демагогия. Разумеется, одного или нескольких народов, особо предпочтенных перед остальными и которым поэтому позволено больше, чем остальным, - нет. Но каждый народ предназначен - если угодно, избран – для решения некоторых особых исторических и культурных задач; и эти миссии неповторимо своеобразны. Как для личности, так и для народа повышенная одаренность и масштаб суть основания не для повышенных требований к другим, а только к самому себе. Вообще, исключительность не дает абсолютно никаких дополнительных прав: она накладывает только дополнительные обязанности. Именно такое понимание заключает в себе опровержение любых расистских или национальных теорий. И только нравственные дикари могут полагать, будто большая национальная одаренность и мощь дают народу право на эксплуатацию меньших. Просвещать темных, кормить голодных, нести радость горюющим, лечить больных, поднимать отсталых, озарять, украшать и смягчать их жизнь – вот истинное бремя великих наций. Народ, возомнивший себя мессией, а все остальное человечество – блуждающим во тьме, обрекает себя на одно из двух: или на трагедию разрушения своей исторической цитадели, или на бесплодное кипение и выкипание в самом себе, в тех самых границах, которые он счел броней против великих культурных и этических соблазнов: вспомним Византию. Давно уже осознан и выражен тот факт, что всякий народ, несущий в мир, как говорил Достоевский, новое слово, ощущает свое избранничество. Но это избранничество – не единственное, и всякое самообольщение на этот счет грозит катастрофой».

Л.Н.Гумилевым была предложена концепция «этноса как поля биофизических колебаний с определенной частотой или ритмом. Теперь она находит подтверждение. Это замкнутая система дискретного типа - корпускулярная система. Она получает единый заряд энергии и, растратив его, переходит либо к равновесному состоянию со средой, либо распадается на части. Именно как системы такого типа существуют в биосфере природные коллективы людей с общим стереотипом поведения и своеобразной внутренней структурой, противопоставляющие себя всем другим коллективам. Это явление противопоставления связывает социальные формы со всеми природными факторами. Это как раз тот механизм, при помощи которого человек влияет на природу, воспринимает ее составляющие и кристаллизует их в свою культуру. У всякого этноса есть начало и конец, как есть начало и конец у человека. Этнос рождается, мужает, стареет и умирает. Каждый этнос - или скопление этносов, суперэтнос, - возникает вследствие микромутации, изменяющей бытующий стереотип поведения, то есть мотивацию поступков, на новую, непривычную, но жизнеспособную. Возникший этнос проходит фазы подъема активности, перегрева и медленного спада за 1200- 1500 лет, после чего либо рассыпается, либо сохраняется как реликт - состояние, в котором саморазвитие уже не ощутимо».

Данное Л. Н. Гумилевым определение этноса позволяет понимать неравенство наций, не противопоставлять их, а различать особенности характера, культуры, стереотипа поведения. Гумилев пишет: "Очевидно, сама живая личность создает вокруг себя какое-то напряжение, обладает каким-то реальным энергетическим полем или сочетанием полей, подобно электромагнитному, состоящему из каких-то силовых линий, которые находятся не в покое, а в ритмическом колебании с разной частотой. Закономерен вопрос: какое отношение имеет энергетическое поле человека к проблеме этноса и этногенеза? Для ответа на него вспомним, что в основе этнического деления лежит разница поведения особей, составляющих этнос. Поэтому нас интересует прежде всего то влияние, которое оказывает наличие поля особи на ее поведение.

Так как особи нового настроя взаимодействуют друг с другом, то немедленно возникает целостность – однонастройная эмоционально, психологически и поведенчески, что, очевидно, имеет физический смысл. Скорее всего, здесь мы видим одинаковую вибрацию биотоков этих особей, иными словами, - единый ритм (частоту колебаний). Именно он воспринимается наблюдателями как нечто новое, непривычное, не свое. Но как только такое пассионарное поле возникло, оно тут же оформляется в социальный институт, организующий коллектив пассионариев. При этом охватываются особи не пассионарные, но получившие тот же настрой путем пассионарной индукции. ...Каждый живой организм обладает энергетическим полем, которое можно назвать этническим полем, создаваемым биохимической энергией живого вещества. (Понятие биогеохимической энергии живого вещества биосферы ввел В.И. Вернадский в работе "Химическое строение биосферы Земли и ее окружения"). Если принять эту энергетическую модель, модель силового поля, и применить ее к проблеме этноса, то этнос можно представить себе в качестве системы колебаний определенного этнического поля. А если это так, тогда мы можем сказать, в чем различие этносов между собой. Очевидно, в частоте колебаний поля, т.е. в особом характере ритмов разных этнических групп. И когда мы чувствуем своего, это значит, что ритмы попадают в унисон или строятся в гармонию; когда в унисон ритмы не попадают, мы чувствуем, что это чужой, не свой человек".

Подобное понимание нации высказывалось в начале 20 века и в теософических учениях. Так, в работе Безант А. «Древняя Мудрость», в той части, где говорится о материальности мысли человека как некоторого поля, говорится: «Какое огромное влияние имеют они (мысли), созидая национальные и расовые чувства и кладя, таким образом, основания для ограничения сознания и для предрассудков. Мы все растем, окруженные атмосферой, наполненной мыслеобразами, воплощающими известные идеи: национальные предрассудки, национальные взгляды на всевозможные вопросы, национальные оттенки чувствований и мыслей, все это действует на нас с минуты рождения. Мы видим все сквозь эту атмосферу, каждая мысль более или менее преломляется в ней, и наши собственные астральные тела вибрируют в созвучии с ней. Отсюда разница, с которой на ту же самую идею посмотрит индус, англичанин, испанец и русский; некоторые понятия, легко усваиваемые одним, будут почти недоступны для другого, обычаи, стихийно привлекательные для одного, будут так же стихийно противны для другого. Мы все подпадаем под власть нашей национальной атмосферы, т.е. той части астрального мира, которая непосредственно окружает именно нас. Мысли других, сформованные подобно нашим, влияют на нас и вызывают гармонические вибрации; они усиливают точность наших соприкосновений с окружающей нас средой и сглаживают различия в мыслях, и это неустанное воздействие на нас извне через наше астральное тело кладет на нас национальное клеймо и прокладывает готовые пути для умственной энергии, по которым мысли и устремляются с наибольшей легкостью. Во сне и наяву – эти токи мыслей действуют на нас, и самоё наше неведение делает их влияние на нас еще более действительным. И так как средние люди гораздо сильнее в пассивной восприимчивости, чем в активном творчестве, то они и действуют почти как автоматические воспроизводители всех мыслей, достигающих до них, и таким образом способствуют постоянному усилению национальной атмосферы».

1.0x