Нужна ли нам память о девяностых?
Авторский блог Галина Иванкина 15:43 18 марта 2020

Нужна ли нам память о девяностых?

выставка фотомастера Игоря Мухина в Мультимедиа Арт Музее
22

«Этот мир был очень странным».

Виктор Пелевин о 1990-х.

Девяностые никто не воспринимает просто, как набор цифр, связанных с давно минувшим десятилетием. Это не 1990-е — две девятки, сжатые по бокам нулём и единичкой, но целое мировоззрение, знаковая система, по которой люди научились фильтровать «своих» и «чужих». Для нас по сию пору важно — за кого ты стоял в 1993 году? За перепуганного недо-тирана Бориса Ельцина и его друзей-богатеев или за пацанов, убитых в Доме Советов?

Что ты делал в 1990-е? Торговал цветметом и Родиной, молился в храме или учился, закрывшись книжками? 1990-е — это проверка на твою сущность. До сих пор не утихают споры: чем же были те годы — прорывом или проклятием? Нам пытаются всучить лживо-сусальное определение - «святые девяностые». Ан не до святости — на глазах развалилась великая страна, а русских повыгоняли из «суверенных держав», по сути выстроенных и окультуренных именно русскими.

Вместе с тем — девяностые по большей части мы создали сами и ответственны за них перед Богом и матушкой-историей. Перед собой лично. Все, за исключением детей, посильные творцы 1990-х — дикарских, кровавых, громких. Эту смесь блёсток и грязищи наворотили мы сами — попросту не умея что-то созидать в непонятной для нас системе ценностей. Многие привыкли искать виноватых, а лучше — главного козла отпущения. «Нас продал Горбачёв и предал Ельцин!» - голосят страждущие, забывая, как собственноручно жгли свои комсомольские билеты и пытались встроиться в вороватый бизнесок. «Во всём виноваты девяностые!» - говорят нам с высоких трибун. А кто такие эти девяностые? Чудовища из романов Стивена Кинга или вурдалаки из голливудских хоррор-фильмов? Существа параллельного мира, захватившие нашу цивилизацию?

Мы сами себя продали и предали. Кто-то в большей, кто-то в меньшей степени. И мы же себя вытащили из помоев, припорошенных пеплом и дешёвыми стразами. Социум всегда протаптывает путь и бежит по нему, а короли с президентами лишь озвучивают глас народа. Случилось так, что 1990-е оказались выбором — нелепым, роковым и страшным. Выбором тех, кто кричал вслед за Виктором Цоем: «Пе-ре-мен!» Злокозненная ирония судьбы — культовые гуру, вроде Цоя и Талькова, сложили крылья на излёте советской реальности. Как говорится у Пелевина: «Больше он не писал стихов: с гибелью советской власти они потеряли смысл и ценность».

Не надо обвинять «горбатые» 1990-е за то, что мальчики стали бандитами, а девушки — содержанками. То были вполне волевые решения. Человека можно поставить в ситуацию выживания — и тогда он становится вором, побирушкой или ещё какой-нибудь Сонечкой Мармеладовой. Но те ребятки и фемины желали не хлеба, но икры и зрелищ. И они — эти «несчастные жертвушки» учились с нами в одной школе, смотрели те же кинофильмы, воспитывались на тех же самых примерах.

Другие — мы — не пошли в мафию и в торговлишку. Стало быть, эта гниль жила и зрела — но вот настали 1990-е, когда вся мерзость хлынула из людей и затопила наши улицы. Но люди-то жили по-разному! Этим — разноцветным и разноплановым 1990-м посвящена выставка фотомастера Игоря Мухина, проходящая в Мультимедиа Арт Музее (бывшем Доме Фотографии) на Остоженке. «Наши 1990-е. Время перемен», - так называется экспозиция.  Как бы мы ни пытались откреститься от бесовского десятилетия, оно всё равно с нами. Так не будем его отрицать. Будем — осмысливать.

 двойной клик - редактировать изображение

Первое, что бросается в глаза — это резкие контрасты, попытка схватиться за наиболее острое — Игорь Мухин отличается тем, что ловит случайные виды. Общую динамику. Некую смазанность и скомканность сюжета. Перед нами проносятся толпы или — отдельные персонажи, часто никак не поименованные. Тут есть нечто от «фото-охоты» 1920-х и ловли мгновения 1960-х — какие-то осколки бытия, которые предстоит собирать не художнику, но зрителю. Кроме того, Мухин вообще не раздаёт оценки тому, что видит, и мрачно-торжественные бойцы-лимоновцы (организация запрещённая на территории РФ!) для него — коллективный портрет молодых, красивых парней. Их убеждения совершенно не волнуют автора, как не тревожит его моральный облик двух ярких блондинок, важно шествующих мимо ряда машин. Кто они? Фотомодели? Супруги джентльменов удачи? Успешные менеджерицы из совместного предприятия, спешащие на фуршет? Или, быть может, хорошие барышни, наконец-то дорвавшиеся до вечерних платьев, как в кино «про заграницу». Или — это актрисы, идущие на открытие кинофестиваля?

Фотографии Мухина — яркие, но не парадные свидетельства эпохи. Бомж, лежащий на тротуаре, спокойно гармонирует с жизнеутверждающей рекламой заокеанских авто, а тётенька, роющаяся в помойке — с благодушной и беспечно-расслабленной парой влюблённых. Не пересекающиеся миры — вот лучшее выражение злых и хлёстких девяностых. Я отлично помню это фантастическое по своей жути «не пересечение», когда в районе Баррикадной убивали и жгли, а в километре от эпицентра шла столичная жизнь, и в окне какого-то ресторана сидела богато одетая пара: пышный деляга и болезненно-тоненькая девица с немного косящими, заспанными очами. У Мухина — ровно такие же сюжеты. Бабулька, торгующая сигаретами и — нарядная девочка в импортном платье. Девочке интересна сцена торга — там происходит спор, а сутулая мама тянет своё нарядное чадо куда-то в сторону перехода. Вокруг — люди, массы и все - отдельно. Толпа 1990-х не создавала общность. Даже рокеры на своих мото-конях, выглядят не волчьей стаей, но строем одиноких волчат.

 двойной клик - редактировать изображение

Эра тотальной распродажи! Все торгуют всем. Диваны из мебельного салона выставлены прямо на мостовую. Вакханалия тряпично-табачных (sic!) ларьков — отовсюду выглядывают знакомые лейблы. Ветхие стены гастрономов и галантерейных отделов не ремонтируются — выщебленность и ущербность прикрыта щитами с ковбоями Мальборо.

Изумляющая частота бело-красного логотипа Marlboro на фотографиях Юрия Мухина, будто эти суровые парни в стетсоновских шляпах — наряду с бело-красными же виньетками Coca Cola взяли без боя нашу Красную Империю, победившую когда-то империю белых. Эту феерию значков и знаков отлично высмеял Виктор Пелевин: «На его нагрудном кармане посверкивал сложный герб, напоминающий эмблему с пачки «Мальборо». Морковин сказал, что этот пиджак – клубный». Клубы и в особенности — ночные клубы. Казино. Дискотеки. Игорно-икорный беспредел.

Повсеместный Exchange – доллар правит бал. На баксы можно купить и спирт «Ройаль», и офисное помещение, и долгоногую девочку в каком-то катастрофически-убойном мини. Мелькание стройных ног в чёрных колготах, на каблуках-шпилечках. Задорные глазки-щёлочки, подведённые дешёвой, но — импортной косметикой. Широкоплечие плащи, распущенные волосы, сумки-капельки на узких металлических ремешках.

Рядом девчонки в «прикидах» стиля гранж — тяжёлые ботинки на босу ногу, растянутые свитера или мужские майки, рюкзаки из дерматина, плееры. В 1990-х не стало андеграунда, зато наступила цветущая пора неформалов — их перестали замечать, им разрешили носить чёрные «косухи» и слушать любой панк-рок — теперь он преспокойно лился с телеэкранов. 

Фигура женщины с пакетом West – ещё одна марка табака и очередная мечта постсоветского обывателя. Мы не видим её лица, да и мешковатая фигура малоинтересна — всё внимание сосредоточено на белом куске пластика с брендовой подписью.

Спины уверенных мужчин в кашемировых пальто и добротных пиджаках, мощные и тупые затылки. Эти хомо-сапиенсы тоже взялись не из Преисподней — они выросли в соседнем дворе, завидуя «мажорам» и гладким отличникам. Настало, накатило время, когда пятёрочные аттестаты перестали означать успех. «Сейчас есть реальная возможность вписаться в эту систему, придя прямо с улицы. Ты чего, в Нью-Йорке полжизни кладут, чтобы только с правильными людьми встретиться за обедом, а у нас…», - убеждал персонаж «Generation П». И тех правильных потом расстреливали в упор другие — не менее правильные.

1990-е — эра политической борьбы и уличных боёв. Воевало не столько новое-бизнесовое со старым-коммунистическим, сколько все -  со всеми. За место под Солнцем и — за место в Парламенте. За барскую кормушку и за чёрствую горбушку. Митинги и сходы. Портреты Сталина и — хоругви.  Общественная мысль бурлила и клокотала. На выставочных фото — калейдоскоп течений, флагов и нарукавных повязок. Пожилые дамы и чернорубашечный молодняк на фоне равнодушной милиции. Колоритные личности и — стёртые физиономии. Названия газет, имена, прозвища. Сообщества и партии создавались не для победы, но ради самого движения. Был важен и нужен воздух, а Мухин как никто из современных фотохудожников, умеет подавать атмосферу. Его герои находятся в хаотическом столпотворении. 

 двойной клик - редактировать изображение

Лужковская Москва — фрагмент помпезного, выспреннего 850-летия Москвы. Сам Юрий Михалыч сверкает лысиной или — машет кепкой посреди развесёлого безвкусия. Если мэра Собянина обвиняют в уничтожении самобытности города, то Лужков сеял многослойное бесстилье. К слову, сама стихия 1990-х обладала внестилевой и разнородной, но такой крепко-настоенной безвкусицей!  

«Она была одета в самое дорогое платье, какое только можно купить в самом дешёвом итальянском магазине. Мне показалось, что от нее веет все тем же неистребимым запахом пережаренных котлет, слегка облагороженным дуновением французского парфюма», - это насмешливое описание из поляковского «Козлёнка в молоке» великолепно подошло бы и всей тогдашней бытности.

Фотопортреты звёзд эстрады и шоубизнеса. Какие-то сборища и толковища. Сполохи и закаты. Несусветное количество смеющихся лиц — ржут девки, парни, продавцы блескучей пакости и «райского блаженства Баунти».

Глядя на эти потрясающие по своей правдивости, фото, возникает вопрос: а нужна ли нам память о 1990-х? А если нужна, то — какая? Вот — краешек литературно-книжного развала, где заявлено всё, что ты думал прочесть. Лосев, Лотман, Лосский. Тот, кому хотелось читать — тот читал. Тот, кому хотелось распродавать себя и душу — торговал. Мечтал курить «Мальборо»? Кури, хоть всему миру в лицо. Мы записывались в опасные организации и выпускали боевые листки. Мы носили ужасные шмотки, свезённые из всех отстойников Европы. Мы учились в институтах — и вовсе необязательно бизнесу и отъёму денег у граждан. Некоторые — искусствознанию.

Тупой братуха шёл в рэкет. Умный — брал подержанный компьютер и учился программировать. Первого убивали в его золотистой «тачке», рядом с такой же золотистой девочкой. Второй — бежал в Америку, чтобы стать миллионером.  Мы жили, предоставленные сами себе. Замечательное фото — женщина и мужчина, развёрнутые каждый в своём направлении. А позади — несущееся авто и громадные, во всю вселенную они — ковбои Мальборо. Феномен «не святых — девяностых» следует изучать с лупой и пинцетом, отделяя пласты и напластования. И помнить главное — девяностые — это не «восставшие из ада», это мы сами.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Комментарии Написать свой комментарий
17 марта 2020 в 13:21

Мы не умеем писать свою историю. Я 90-тые и так не забуду. А моим детям и внукам такая память не нужна, они ее все равно не поймут. Такое можно только прочувствовать. И врагу не пожелаешь.

17 марта 2020 в 14:18

Галина, и ДЛЯ ЧЕГО вы это написали? От последнего бомжа и до Президента это знают и так! Объяснять будут по-разному, но ЗНАЮТ!

17 марта 2020 в 15:54

«… На этот раз наша планета устоит, несмотря на тяжкие потрясения. - писала Е.И. Рерих в начале 1952 года - Но в конце этого столетия грозные симптомы появятся снова» Эти слова оказались пророческими: В 90-х (да и сейчас еще) «грозные симптомы появились снова». Темные энергии - энергии низких мыслей и страстей - резко усилились в ауре планеты, что породило настоящее безумие среди землян (в том числе «либеральную» идеологию), одним из последствий которого и стало падение Советского Союза и всего социалистического лагеря европейских государств.
Все это действие космического Огня на планету - выявление самого темного в людях для его трансмутации перед наступлением Новой Эры - Эры Добра и Света на всей планете.
Ибо сейчас время - предприходное. Великий Приход (т.н. «Второе Пришествие»), после которого и начнется эта Новая Эра - эра Света, в наше время уже не за горами, а за плечами. Сказано «Огонь к порога». Также и Сказано «что близятся, близятся Сроки, что мир - у последней черты»
А значит перед этим в мир должен явиться т.н Антихрист и править миром.
Но, как и Царствие Небесное, он тоже «не придет приметным образом». Ибо Сатана внутри нас есть. Вот он и явил себя внутри всех нас в 90-х.
И до сих пор он правит. Ибо нынешний мир - в глубочайшем духовном кризисе. ЭТО И ЕСТЬ ЕГО ПРИХОД. Поэтому сегодня он действительно «восседает в храме» - только под храмом надо понимать не церковные здания, а сердца и умы, т.е сознания, нынешних людей.

19 марта 2020 в 17:09

О несправедливости безумной с оплатой ежемесячной труда. в России.Вот почему при Советской власти была платёжная ведомость где первой была фамилия дипектора совхоза с зарплатой в 200 р и летом у механизатора зарплата более 1.5 тысячи р Животноводы откормсовхоза "Куликовский" добротно одеты в пальто с меховыми воротниками в Румынию Югославию Венгри. за аппаратурой ,коврами и т.дНыне же дичайшее расслоение.Скоро всё это непременно рухнет.Так хочет народ.А он всегда прав,даже когда не прав,потому нас миллионы и миллионы и не надо нас злить.А злят цуже давно и накалили до самого предела критического. Фото: "Советская Россия"

19 марта 2020 в 18:24

Нужна ли вам память о прошлом?
"Вам" - это кому?
Пусть каждый сам выбирает, чего ему нужно.
Не спрашивая иванкиных, которые пытаются решить это за других.

20 марта 2020 в 08:41

Презревшие равенство обречены на равенство.
Советские люди клюнули на миражи "свободы", западного потребительского "рая", на приманку "собственности" и, разумеется, были нагло обмануты.
Шустрые наперсточники развели партийных профессоров, академиков, ученых как последних лохов брехней про "рынок", "конкуренцию", "демократию", "права человека" и прочими дурилками. Каждый возжелал иметь больше ближнего своего. Каждому внушили, что ложь - это правда, что рабство есть свобода, что пожирание конкурента есть незыблемый закон природы. За предательство своей Родины, дела строительства коммунизма закономерно следует историческая расплата, которую мы еще только начинаем платить.

20 марта 2020 в 09:03

Точно!

20 марта 2020 в 12:23

Ошибку допустил. Следует читать:
Презревшие равенство обречены на рабство.

20 марта 2020 в 19:46

"Люди клюнули на миражи свободы."
А коммунизм, как я понял, не мираж?
Его реализуемость бесспорна? Доказана на практике?
И равенства нет и быть не может. Как ни конструируй общество, равенства в нём всё равно не будет. Даже если платить всем одинаковую зарплату, люди будут не равны хотя бы в силу разных условий труда и разного положения в общественной иерархии. Равенства не было даже в пещерном обществе, где не было никаких рыночных отношений. Равенства нет и в солдатском строю, где тоже нет капитализма.
Неравенство создано не деньгами и капитализмом, а элементарным разделением функций в обществе.
Капитализм даёт хоть какую-то свободу, а социализм даёт только власть самозванцев над трудящимися, причём власть ничем не ограниченную.
В топку социализм. Все его сторонники - бездельники и болтуны, которых интересует только власть.
А коммунизм вообще блеф и утопия, греющая душу только дуракам и подлецам.

20 марта 2020 в 20:45

Коммунизм - мираж для тех, кто в силу разных причин не способен на адекватный разговор

20 марта 2020 в 21:40

У коммунистов было несколько десятилетий времени, масса ресурсов (людских и природных), а главное - немеряно власти. Столько власти ни у кого вообще в истории не было. Ни у одного фараона, императора, султана.
Поэтому список в студию, как говорят телеведущие. Список стран, где удалось построить коммунизм.
Только такой разговор может быть адекватным.
А разубеждать сильно верующих людей, которые уверовали в коммунизм чисто по-религиозному, я не собираюсь. Из юродивых нормальных людей не сделаешь, особенно если юродство добровольное.

20 марта 2020 в 23:38

Для успешного взаимопонимания необходимо сначала договориться об определении коммунизма. Или вы в этом не нуждаетесь?

21 марта 2020 в 21:20

Определение коммунизму дали его теоретики.
"Коммунизм - ... когда люди работают из сознания необходимости работать на общую пользу" (Ленин)
"Разделение труда в его теперешнем виде совершенно исчезнет" (Энгельс)
"Труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни" (Маркс)
Таким образом, коммунизм - это общество без разделения труда, в котором труд является потребностью людей, то есть не нуждается в поощрении или же в принуждении.
Это по Марксу-Энгельсу-Ленину.
А вот что такое коммунизм по Ермошкину, я не знаю. И полагаю, что это не имеет существенного значения.

21 марта 2020 в 21:37

Добавлю ещё.
Ленин в работе "Государство и революция" (1916) писал, что уже на ранней стадии социализма исчезнут чиновники и профессиональные военные, а потом государство и вовсе отомрёт. Маркс и Энгельс тоже заявляли об отмирании государства в ходе перехода к коммунизму, потому что государство якобы "порождено частной собственностью".
На практике отмена частной собственности только расширила функции государства, о чём предупреждали теоретики либерализма ещё в 19 веке.
Несостоятельность марксистского понимания природы государства сейчас очевидна любому здравомыслящему человеку.
Историки это подтверждают. По их данным практически у всех народов сначала возникла публичная власть, а потом частная собственность (по Марксу было наоборот).
В направлении отмирания государства советское общество за 74 года не продвинулось ни на сантиметр.

21 марта 2020 в 22:22

Дорогой МаркелКин!
Спасибо за подобранные цитаты. Приведённые вами цитаты вовсе не являются ОПРЕДЕЛЕНИЕМ. Сравните с фразами - СТОЛ - это когда люди едят; Когда у людей будет СТОЛ, они перестанут принимать пищу сидя на полу и т.д.
На перечисленных вами классиках наука не остановилась, тем более что КОММУНИЗМ в то время был лишь ПРИЗРАКОМ, бродящим по Европе. Прочитали бы хоть хрущёвскую ПРОГРАММУ КПСС. В ней дано сталинское определение КОММУНИЗМА. Если отбросить лирику, то главной чертой коммунизма является ОБЩЕСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА. Это вовсе не по ЕрмошКину, а по Сталину, данное им по крайней мере в 1930-е годы.

21 марта 2020 в 22:26

Кстати, при социализме государство буржуазного типа действительно приказало долго жить. Ви будет смияться, но СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ дала совершенно новый тип политической структуры, о котором Ленин в 1916 году, несмотря на свою гениальность, имел весьма смутное представление.

22 марта 2020 в 12:53

Определения коммунизму не дали ни Маркс, ни Энгельс, ни Ленин.
Коммунизм в их трудах обозначен фрагментарно. Его приходится собирать как мозаику.
Но всё же многое понять можно.
1) Общество без товарного-денежного обмена.
2) Общество с трудом как потребностью.
3) Общество с отмирающим государством. На начальной стадии - с самоуправлением трудящихся (не вполне понятным и конкретным).
4) Общество без разделения труда и с исчезающими различиями между городом и деревней.
Довольно развёрнутое понимание коммунизма дали до-марксовские теоретики коммунизма, но их сам Маркс уничижительно обозвал утопистами.
Ленин в работе "Государство и революция" много чего написал о том, как должна функционировать власть при социализме (всё это он сам опроверг, когда пришёл к власти), но почти ничего не написал о том, как должна функционировать экономика этого строя.
Маркс тоже самое - он довольно много уделил времени критике капиталистической экономики, но почти ничего не написал о грядущей социалистической экономике. Всё говорит о том, что он её сам плохо представлял. Вообще Маркс избегал внятного описания социализма-коммунизма.
В работе "Анти-Дюринг" много чего написал Энгельс по поводу того, чего НЕ ДОЛЖНО быть при коммунизме. Но почти ничего о том, что ДОЛЖНО быть.
Вот и получается, что основатели марксистско-ленинской доктрины призывали своих сторонников к тому, о чём сами не имели ясного представления.
До-марксовские коммунисты (Мор, Кампанелла, Оуэн, Фурье и др.) описывали свой общественный идеал подробно и развёрнуто. Но они не были революционерами. Они мыслили переход к коммунизму как череду последовательных реформ.

22 марта 2020 в 13:01

Насчёт "общественной собственности на средства производства".
В СССР такой собственности не было.
Была собственность государства, а фактически частная собственность того человека, который государство возглавлял.
"Общественная собственность" - не более чем пропагандистский выхлоп.
Я сам был рабочим в СССР (Ермошкин наверняка не был, он был трутнем и дармоедом) и знаю точно - мне и моим коллегам в СССР ничего не принадлежало. Всё принадлежало тому, кто стоял на вершине пирамиды и принимал все важнейшие решения.
Если сталинутое быдло не согласно, то пусть перестанет валить всё на Горбачёва. Бредни о том, что власть была у всех, а виноват во всём один человек, надоели. Тупое, безмозглое сталинутое стадо никак не может понять, что у них каждый пункт противоречит какому-то другому пункту.

22 марта 2020 в 13:14

мордвину Ермошкину
И запомни, мордвин - моя фамилия Маркелов.
Не смей меня больше называть на свой мордовский манер.
Ты всё понял, мордвин?
Тараскин, Чиндяйкин, Танайкин, Вашуркин, Кирдяпкин, Иваньшин, Ермошкин - типично мордовские фамилии.
Я тебе не "маркелкин", а Маркелов. Всё понял, мордвин? В моей родне неруси нет.
Хами своим соплеменникам, а русских не трогай. Я твою мордву не трогал. Пока не трогал.

22 марта 2020 в 14:17

"Я твою мордву не трогал"
- Я, сударь, с вами пиво не пил1 А буквовку приписал, чтобы обратить ВАШЕ внимание на правильность написания моего ника, в данном случае действительно совпадающего с фамилией.
Про мордву достаточно? Да, за экскурс про фамилии спасибо, не знал, признаюсь. Хотя припоминаю знакомых из мордвы с окончанием на -кин.
Что касается темы, то я ведь не настаиваю ни на чём, а с вами и желания такого не возникает.
Так что до свиданья.

29 марта 2020 в 13:27

Александр, смысла в споре с тем, кому "Капитализм даёт хоть какую-то свободу", не вижу. Мы все знаем, что это свобода эксплуатации и грабежа. А строить подлинно общественную жизнь люди будут всё равно, как бы она ни называлась (социализм, коммунизм и т.п.). Индивидуалисты и мизантропы будут сметены