9 мая принадлежащий «Газпрому» морской трубоукладчик «Академик Черский» пришёл из российского Калининграда в немецкий порт Мукран.
Этот расположенный на острове Рюген морской порт является базой строительства газопровода «Северный поток-2» (СП-2), поэтому любые сомнения о роли «Черского» в будущих событиях уже отпали. Надо сказать, что такие сомнения существовали на протяжении всего длительного перехода «Черского» на Балтику с Дальнего Востока. Цель такого трансокеанского вояжа трубоукладчика хотя и была очевидна, но никогда не озвучивалась официально. Это было связано со спецификой антироссийских санкций США — введённые в прошлом году ограничения касались любых судов, которые могли быть использованы для прокладки труб СП-2. Поэтому декларация о намерениях «Черского» вполне могла создать ему ненужные проблемы ещё на этапе перехода на Балтику.
Скорое начало работ по укладке оставшихся труб СП-2 означает, что новый газопровод, хоть и с опозданием на целый год, но сможет включиться в общую сеть российской инфраструктуры, обеспечивающей поставки природного газа на рынок ЕС. Произойдёт это в достаточно напряжённый момент, поскольку европейский и, шире того, мировой рынок переживает отнюдь не лучшие времена. Эпидемия коронавируса, стагнация экономического роста и предельно тёплая прошедшая зима в Северном полушарии стали теми факторами, которые привели к серьёзном падению цен на природный газ и даже к сокращению объёмов его потребления.
Таким образом, в среднесрочной перспективе пять основных маршрутов «Газпрома», а именно – сухопутные ветки через Украину и Польшу, морские газопроводы «Турецкий поток», СП-1 и СП-2, становятся избыточными для транспортировки газа в Европу. Ещё одним моментом является то, что на протяжении следующих четырёх лет, в ситуации уже пущенного СП-2, не менее 40 млрд. кубометров газа надо будет прокачивать через украинский маршрут.
Так что, катастрофа? Трубы никому не нужны? Нет, скорее наоборот.
Начнём с того, что собственное производство газа Европой падает, и сделать с этим ничего нельзя: старые месторождения исчерпаны, а для освоения новых нужна такая цена природного газа, которой на европейском рынке пока что нет и в помине. Трудно рассчитывать и на Норвегию. Там уже заявили, что любые новые газопроводы — например, широко разрекламированный Baltic Pipe в направлении Польши — будут черпать свою ресурсную базу из тех же месторождений, что и раньше. В общем, «газа нет, но вы держитесь». Приходите, когда газ будет стоить по 500 долларов, тогда запустим ещё что-нибудь на шельфе.
Безнадёга пока что и с американским сланцевым газом. На фоне падения добычи нефти в США внезапно выяснилось, что «чудо» дешёвого сланцевого газа определялось в основном его попутной дармовой добычей вместе со сланцевой нефтью. И как только производство этой нефти обвалилось, природный газ в США тут же «выстрелил» по цене вверх. Никакой веры в светлое будущее цен на газ в Америке тоже нет и в помине: биржевые котировки фьючерсных поставок «голубого топлива» увеличиваются по шкале будущих месяцев.
В такой ситуации «Газпром» оказывается отнюдь не в худшем положении. У него понятная и устойчивая ресурсная база, а большая часть транзитных мощностей построена уже давным-давно и окупилась. При этом недавний шантаж со стороны Украины, который привёл к резервированию прокачки газа на четырёхлетний срок, оказался даже на руку российскому монополисту. Главной пострадавшей стороной оказалась… Польша, которая в этом году решила также добиться пересмотра истёкшего во втором квартале транзитного контракта с «Газпромом».
В ситуации сжатия рынка и наличия ещё трёх, а с пуском СП-2 — четырёх альтернативных маршрутов, шантаж Польши ни к чему не привёл — «Газпром» просто проигнорировал непомерные требования Варшавы, и полякам, скрепя сердце, пришлось забронировать российские объёмы транзита. Пока что на третий квартал, но по весьма низким ценам старого контракта.
Как может складываться ситуация дальше? Скорее всего, работу СП-1 и СП-2 в ЕС будут всячески ограничивать различными евродирективами, стараясь удержать их на половинной мощности. «Газпром», в свою очередь, вполне может удовлетвориться и вынужденным компромиссом — тем более, что за счёт различных особенностей учёта он реально сможет прокачивать по СП-1 и СП-2 где-то 60-70% от их проектной загрузки. Похожая ситуация будет складываться и с «Турецким потоком» — здесь России даже выгодно войти в кооперацию с среднеазиатскими и ближневосточными производителями «голубого золота», чтобы обеспечить квазиконкурентный режим на европейских отрезках продолжения этого газопровода.
А вот на двух сухопутных направлениях, т.е. на украинской и польской ветках, развернётся нешуточная борьба – борьба между Варшавой и Киевом за российский транзит и связанные с ним платежи. И уже с 2025 года эта борьба грозит стать смертельной — ведь условие об обязательной прокачке 40 млрд. кубометров через Украину прекратит действовать. Так что России надо просто подождать, пока украинские и польские паны начнут рвать чубы друг другу.