Сообщество «Символ веры» 18:00 18 февраля 2016

Новые святые

Архиерейский собор и канонизация

Андрей ФЕФЕЛОВ. Недавно состоялся Архиерейский собор РПЦ. Кроме принятия различных документов и резолюций на этом соборе были канонизированы или приобрели вселенскую канонизацию множество русских православных подвижников. Среди них есть очень громкие имена - это и великий князь киевский Ярослав Мудрый, и святитель Геннадий Новгородский, и святитель Серафим (Соболев), и воины Пересвет и Ослябя... В нынешний период переломов, испытаний появление именно этих духовных воинов в сонме русских святых –настоящее чудо, явленный нам Промысел Божий.

Леонид Евгеньевич, хочется вспомнить этих людей и немного поговорить об их жизни и об их значении для нас. Начнём разговор с архиепископа Серафима (Соболева), исторически он к нам ближе всего.

Леонид БОЛОТИН. Я хотел бы сначала пояснить - что произошло на соборе? Дело в том, что всецерковное российское почитание, например, святителя Геннадия Новгородского, было всё это время. Видимо, он не был внесён в святцы всех вселенских православных церквей, сейчас это действие было совершено. Ярослав Мудрый тоже как местночтимый святой почитался в России столетиями. Писались его иконы, во многих старинных месяцесловах князь присутствует как местночтимый Киевский, Ярославский, Новгородский, Ростовский святой. Его почитали там, где он княжил.

Если же говорить по персоналиям, то архиепископ Серафим (Соболев) - действительно, один из тех святых, что имеют особенное значение для современности. Его также чтили как святого уже долгое время. В болгарской церкви он был прославлен сначала как местночтимый святой, потом его стали почитать шире. Архиепископ Серафим был высокообразованным человеком, окончил Санкт-Петербургскую духовную академию. Современникисвидетельствовали, что владыка Серафим ещё в семинарские годы отличался необыкновенно развитым умом, аскетизмом и любовью к подвижничеству. В годы обучения в Академии определился особый талант Владыки к высокому богословию.

После революции Владыка Серафим оказался за границами Отечества. Зарубежный Синод РПЦ в 30-е годы предложил ему сделать доклад об особенностях русской идеологии, который впоследствии перерос в главную книгу владыки Серафима. Для многих из нас, в конце 80-х годов, в пору воцерковления народа, эта книга стала настоящей путеводительной звездой. Общий тираж «Русской идеологии», я думаю, исчисляется сотнями тысяч экземпляров. Это была одна из популярнейших книг ХХ столетия в церковной среде.

Андрей ФЕФЕЛОВ. Вы сказали «была»? Книга сейчас не переиздаётся?

Леонид БОЛОТИН. В интернете она есть. После вселенской канонизации труд Владыки обязательно должны переиздать большим тиражом.

Вообще, самого термина «идеология» церковный народ и церковные богословы, особенно в начале ХХ века, побаивались. А когда в 30-е годы стало ясно, что духовная брань проходит именно в этой сфере, когда возросли богоборческие идеологии -коммунизм, фашизм, идеология финансового нацизма, который развивался через транснациональные корпорации США...

Андрей ФЕФЕЛОВ. Идеология жёлто-коричневых.

Леонид БОЛОТИН. Очень хорошее название. Финансовый нацизм ведь действует не только через монеты или монетные отношения, там чётко сформулированы идеологемы, стратегемы, которые каждодневно воздействуют на сознание миллиардов людей.

И владыка Серафим – это тот самый подвижник, который одним из первых почувствовал гибельность расцветающих сатанинских идеологий, понял, что нам, церковным людям, нельзя отстраняться от этой формы духовной брани. Именно он сформулировал эти главные ключевые идеи русского государства, русской монархии, русского царства как идеи. Он говорил о том, что эти идеи обязательно пригодятся Руси грядущей. И перечитывая в веке нынешнем его труд, можно смело сказать, что воззрения святителя не были наивным взглядом на предмет. Я считаю, что во многом именно эта книга сформировала из нашего русского православного люда гражданских, политически подкованных личностей, подданных грядущего русского царства, готовых воспринять совершенно новые государственные отношения, пока ещё нам неведомые.

Значение владыки Серафима таково, что святость его признают и в других православных церквях, и тот же Константинопольпросто будет вынужден это сделать.

Андрей ФЕФЕЛОВ. Леонид Евгеньевич, немного расскажите о святителе Геннадии Новгородском.

Леонид БОЛОТИН. После решения Архиерейского собора о всеправославном признании святости святителя Геннадия Новгородского сомневаться теперь не приходится. Ведь хорошо известно, что в 60-е, в 70-е, в 80-е годы, когда церковь была притесняема советскими властями, церковные либералы даже ставили вопрос о деканонизации святителя. Почему, хотелось бы знать?

Святитель Геннадий - интереснейшая личность, образованнейший человек своего времени, архимандрит кремлёвского Чудового монастыря в 70-е годы XV века. Чудов монастырь в те времена был высшей школой российского великого княжества. В ней учились как духовные, так и светские лица, желающие изучать древние языки и историю. Выпускники были настоящими книжниками, могущими переводить и печатать книги. Святитель Геннадий Новгородский был одним из таких знатоков. Уже будучи на кафедре в Новгороде, он первым составил канон Библии на церковнославянском языке. Тогда Библия существовала в разрозненных переводах и такого библейского свода как Константинова Библия, на Руси не существовало. Для перевода Библиина церковнославянский язык он использовал не только Септуагинту - греческий вариант Священного Писания, но и те книги, которые сохранились только на латинском языке.

Он также создал в Новгороде мощнейший интеллектуально-духовный центр, что позволило ему начать борьбу с тайным движением против православия – ересью жидовствующих.

Андрей ФЕФЕЛОВ. Здесь речь идёт о том, что внутри православия появилось течение, которое фактически низводило Новый завет до Ветхого завета. По сути дела эта ересь сквозь учение православной церкви проводила иудейскую линию?

Леонид БОЛОТИН. Дело в том, что талмудические представления при столкновении с христианством проявляются как всецелое богоборчество, борьба против триипостасного Бога - Бога Отца, Бога Сына и Святаго Духа. И святитель Геннадий, как человек необыкновенно образованный и системный, как раз смог сформировать базу борьбы с этим злом. Он опёрся на один из духовных центров- на Успенский Волоколамский монастырь, ныне известный как Иосифо-Волоцкий монастырь, где существовала мощная библиотека и где во главе стоял игумен Иосиф. Еретическая гидра захватила к тому времени Москву, московское чиновничество, московского митрополита, вовлекла великокняжескую семью князя Димитрия, которого царь Иоанн Васильевич хотел видеть своим преемником, венчал его на престол. Страшное духовное бедствие напало на Русь. И в случае перехода власти к этому юноше это духовное извращение должно было стать религией для нашего государства. Этого Иоанн Васильевич допустить не мог, поэтомупоступил грозно, но праведно - дал возможность установления правды Божией.

Андрей ФЕФЕЛОВ. Получается, теперь борьба с церковной либеральной сектой, которая по своей сути является наследницей ереси жидовствующих, может вестись при молитвенной помощи святителя Геннадия и его благого образа, который должен распространиться по России после его прославления.

Фигура Ярослава Мудрого мне видится в свете просвещения, эффективной системы воспитания, образования...

Леонид БОЛОТИН. В старину титульные прозвища были редкостью. «Мудрым» великого князя Ярослава Владимировича назвал Карамзин. При всём нашем критическом отношении к либеральным взглядам Карамзина, здесь он поступил в русле научной общеисторической традиции. Преподобный Нестор летописец же называл Ярослава – «Премудрым». Нестор сравнивал его с библейским царём Соломоном Премудрым, а также превозносил за создание на месте битвы против печенегов Храма Святой Софии – Премудрости Божией.

Великая заслуга Ярослава в том, что он воцерковил Русь. Чин богослужения в Храме Святой Софии был образцом для богослужения во всех храмах. И для этого в Киев специально командировалось духовенство, чтобы они проходили школу этого богослужения. Потом по повелению великого князя такие же кафедральные соборы стали строиться в крупных и не очень крупных городах. Они становились богослужебными школами для местных монастырей и приходских храмов. Это не было административной инициативой князя. Природа подобных нововведений в высокодуховном отношении князя Ярослава, Георгия во святом крещении, к своему народу и к своему Отечеству. Народ это очень хорошо понимал, и поэтому почитание Ярослава Мудрого, по крайней мере, панихидное поминание, продолжалось вплоть до монгольского нашествия. Гробница благоверного князя никогда не была в забвении. После и во время панихид совершались чудесные исцеления, справедливые решения каких-то сложных дел, избавления от несчастий. Люди притекали снова и снова, заказывая панихиды уже в благодарность. Почитание началось в Киеве, потом перешло во Владимир, и далее - в Москву, где в кремлёвских палатах, на ныне утраченных фресках встречалось изображение Ярослава Мудрого -почитаемого святого благоверного князя.

Андрей ФЕФЕЛОВ. Нельзя не упомянуть, что Пересвет и Ослябя также канонизированы нашей Церковью.

Леонид БОЛОТИН. И это замечательное событие! Они всё это время тоже были только московскими да брянскими местночтимыми святыми. Хотя их, конечно, чтили по всей России, особенно с конца 80-х – начала 90-х годов. Это, безусловно, великие наши подвижники, сподвижники Преподобного Сергия, сподвижники Великого князя Димитрия Донского. Недавно я прочитал интересный материал о Челубее, написанный ныне действующим епископом Митрофаном (Баданиным). Оказывается, Челубей был не просто сильным и опытным татарским воином, а он подвязался в оккультных древнейших практиках боевой магии Бон-по в Тибете. И имя «Пересвет» записано в особой святой тибетской книге, как имя человека, чей Бог оказался сильнее всех их демонов, вместе взятых. Эта подробность для меня была совершенно неожиданной. И то далёкое великое сражение в моём понимании теперь не просто битва двух войск, а настоящая духовная победная брань православия с сатанизмом.

Андрей ФЕФЕЛОВ. Теперь, будем надеяться, в наших военных частях появятся образа Пересвета и Осляби, в кабинетах учителей и в Министерстве образования появится изображение Ярослава Мудрого, а в кабинетах Администрации Президента будут молиться перед иконой святого Серафима (Соболева). Ну, а те люди, что ведут информационную войну, идеологическую и политическую борьбу с врагами России могут теперь молиться святителю Геннадию Новгородскому. Слава Богу!

27 декабря 2024
Cообщество
«Символ веры»
1.0x