Донбасский режиссёр и писатель Владимир Агранович вместе с сестрой Катериной Агранович снял сериал «Резервисты», посвященный донецким мобилизованным в самом начале СВО.
Справочно: Аграновичи – сын и дочь одного из легендарных спартанских командиров - «Матроса», о котором Владимир Агранович написал целую книгу, недавно переизданную крупнейшим издательством страны АСТ – «Позывной Матрос» (книга посвящена военным судьбам ополченцев 14-го года - его отца, Матроса, и его дяди – Водяного, погибшего во время СВО). Агранович известен своими замечательным короткометражными фильмами о Донбасской войне и сериалом «Мобилизация», который, как понятно из названия, посвящён мобилизации в Донецке, прошедшей перед началом СВО. А сестра его давно занимается информационной политикой и продвижением патриотического дискурса в нашей медийке. Теперь донбасский, т.е. российский режиссер Агранович обратился непосредственно к теме войны и снял военное кино. Признаемся сами себе: такого военного кино – сложного, правдивого, думающего – нам сейчас критически недостает. Того, что снято на данный момент («20/22», «Позывной «Пассажир», «Ополченский романс») катастрофически мало. Поэтому каждый фильм, посвященной этой теме, обречён если не на успех, то на повышенное внимание к себе.
Сериал «Резервисты», впрочем, заслуживают не только внимания, но и положительной оценки. Это действительное серьезное, многослойное кино, нацеленное не столько на патриотическую пропаганду, сколько на осмысление произошедших с Донбассом и вообще со всей Россией событий. Вл.Агранович мастерски плетет нить повествования сериала, будто пишет книгу: все его герои непросты, не одномерны, у каждого своя история, свой путь и свое акме.
Так, мы встретим в «Резервистах» нескольких персонажей из прошлого сериала Аграновича – «Мобилизации», каждый из которых прошёл свой путь от мобилизации в Донецке до Мариуполя, где и разворачивается вторая часть сериала. Аграновичу удалось создать единую киновселенную Донбасса, и встреча героев из прошлого сериала очень радует зрителя. Когда в кадре появляется Артём (главный герой «Мобилизации») в бронике и с автоматом, становится понятно, какой путь он проделал после завершения «Мобилизации» от военного журналиста до добровольца, матёрого штурмовика, настоящего мастера войны. Акме этого персонажа, т.е. пик, вершина развития его личности, обретается именно здесь, в Мариуполе, и последующий его путь, будет ли он долог или короток, будет ориентирован именно на эту вершину, в которой он обрел полноту своего бытия. Когда Бог смотрит на человека, Он видит именно его акме. Достигнув акме, не страшно оставлять этот мир.
В сериале про войну, конечно, много смертей. Герои гибнут по-разному: кого-то расстреливают в плену, кто-то при штурме, кто-то погибает от пули снайпера, кто-то подорвавшись на мине уже после боя, в котором выжил… Агранович даёт целую галерею смертей.
Но в сериале про войну ещё, конечно, много любви. Агранович дает также и галерею образов любви. У древних греков было множество типов любви, обозначавшихся разными словами. Например, филия – это любовь-дружба. Агапе – благородная любовь. Сторге – родительская любовь. Эрос – любовь плотская. И так далее. И Агранович тоже описывает разные типы любви. Любовь к девушке, любовь к покойному отцу, любовь к семье, любовь к товарищам, к своему городу и его жителям, к Отечеству. Так, например, один из главных героев сериала, Федя, выбирает между любовью-долгом и любовью-страстью. Любовь-долг – это любовь к покойному отцу, ополченцу, к которому, как говорит сам же персонаж, он уже не сможет прийти на могилу, если сбежит от войны. А любовь-страсть – это его любовь к своей девушке. Персонаж, столкнувшись с реалиями войны, будет мучительно выбирать, метаться, но в итоге все-таки выберет высший тип любви, который поведет его дорогой войны…
Сериал наполнен философскими рассуждениями о добре и зле, о смысле и бессмыслице войны, о любви и смерти, о судьбе нашего Отечества и его трудном пути в истории. Почти все герои сериала философствуют, как это всегда и бывает на войне. Этому способствует особенная атмосфера сериала – будто все сцены происходят на развалинах андрейплатоновского Чевенгура: все герои ищут тепло в пустом, полуразрушенном и беспокойном мире, и наполняют этот мир теплом своих тел, греются от доброты и мыслей друг друга, одновременно учатся друг у друга жить и любить. И умирать.
Однако же сериал не столько о смерти, сколько о любви – о том, какое это непростое дело. Русский философ Петр Чаадаев, ветеран Отечественной войны 1812 года, сказал как-то: «Я не научился любить свое Отечество с закрытыми глазами». Это можно взять слоганом к сериалу Аграновича. Мы не найдем здесь официального ура-патриотизма. Здесь будет горечь от произошедшей трагедии и боль за людей, которые через неё прошли. В сериале много балабановских сцен, много неприглядной правды о произошедшем (большинство актёров в сериале –это не профессиональные актеры, а бывшие мобилизованные). Но тем сильнее пульсирует главный мотив всего сериала – любовь к своему Отечеству с открытыми глазами – глазами, которые видят все грехи и недостатки своей страны, но которые готовы положить свои жизни за её высшие достоинства и за её будущее. Которое мы строим прямо сейчас, во время войны.
Как написал сам режиссер, своим сериалом он желает отдать дань памяти всем тем донбасским мобилизованным, которые положили свои жизни за наше будущее. Я думаю, у него это получилось.