Авторский блог Владислав Мальцев 13:31 27 июля 2020

Нарьян-Мар, Хабаровск: новый регионализм

почему люди то тут, то там массово встают на защиту своих регионов

Невиданные по мобилизации выступления в Хабаровске и других городах Хабаровского края, где митингуют каждый день уже неделю с лишним, – на самом деле, явление одного типа с майскими протестами в Ненецком автономном округе против объединения с Архангельской областью. Назовем их суть так – новый регионализм.

То, что на в Нарьян-Маре на митингах люди пели гимн Ненецкого автономного округа, а на самый массовый марш 18 июля вышли с флагами Хабаровского края, отнюдь не случайно. Люди начинаются задумываться о защите своих прав уже на уровне регионов.

Стоит отметить, что и Ненецкий национальный округ, и Хабаровский край – территории, не просто далекие от Москвы, а вполне официально числящиеся «районами Крайнего Севера или приравненными к ним». Здесь физически очень тяжело выживать. Вокруг дикая природа во всем ее величии и жестокости. Все это формирует особый характер, обычно называемый «таежным». В определенном смысле, это наш Дикий Запад со своими скваттерами и ковбоями. Кстати, аналогия не такая уж натянутая.

Бородатые «землепроходцы» XVII-го и геологи ХХ-го века. Охотники и оленеводы. Военные из окраинных гарнизонов. Наконец, просто ссыльные и завербовавшиеся вахтовики. Все это не та публика, которая приучена трепетать перед любым начальством.

Золотая советская классика – «Карьера Димы Горина», «Сибириада», «Хозяин тайги», «Территория», «Злой дух Ямбуя» – это все про тот самый таежный характер. Точно так же, кстати, как отображенные в литературе и кино легенды про лихих таежных атаманов.

двойной клик - редактировать изображение

В том числе поэтому, в ходе протестов в Хабаровске или Нарьян-Маре полицейские, в отличие от Москвы, никого не трогают и вообще ведут себя подчеркнуто вежливо и доброжелательно. Во-первых, чаще всего они местные и думают так же, как прочие жители региона. Во-вторых, все понимают: «Нам еще здесь жить…»

Хотя на маршах в Хабаровске периодически звучат лозунги, направленные против Москвы, речь идет – пока! – про не сепаратизм. Против чего выступают люди?

Во-первых, против бюрократов из федеральных ведомств, для которых люди – только циферки в отчетах, а иногда и просто «чистая доска» для смелых экспериментов. Скажем, год назад Министерство сельского хозяйства Российской Федерации вознамерилось отрегулировать сбор грибов, ягод и прочих дикоросов, которым живут (точнее, выживают) люди во многих регионах. Какое ощущение от этого у людей, кроме издевки над ними?

Добавим сюда слухи о том, что Москва готовит сокращение числа субъектов Федерации. Семь лет назад на выборах в Рязанскую городскую думу местные видные политики мне говорили о готовящейся ликвидации Рязанской области с дальнейшим ее разделом между соседями, потому что область бедная и протестная. Я, признаюсь, не поверил. Но вот 24 апреля 2016 года глава Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила в эфире НТВ: «Надо укрупнять регионы… Есть субъекты РФ, которые точно нежизнеспособны самостоятельно в силу объективных причин». Думаете, жители этих регионов в восторге?

Во-вторых, против чисто колониальной модели экономики, когда корпорации с офисами в Москве «высасывают» из регионов лес и рыбу, газ и нефть, алмазы и минералы в необработанном виде, а взамен присылают дешевый ширпотреб и алкоголь. Все как с туземцами Африки и Америки, только вместо ярких бус – новые модели телефонов.

двойной клик - редактировать изображение

Кстати, в такой модели экономики «туземцы», как правило, даже мешают. Их заменяют завозимыми рабами, в нашем случае – не неграми из Африки, а гастарбайтерами из Средней Азии. Сейчас их орды буквально повсюду, в каждом крупном городе России.

В-третьих, регионам очень не нравится то, что они ощущают себя объектами экспансии. Простой пример – в любой области вы столкнетесь с одними и теми же сетями магазинов, с одним и тем же выбором товаров, произведенных транснациональными компаниями. Пробиться в них местному производителю крайне сложно. Вся прибыль уходит в Москву, и там же платятся налоги, а местным остается только работа продавцами и грузчиками.

Это проблема в том числе и для местной политики. Я помню, как в свое время Игорь Могилев, известный в своем регионе националист, рассказывал мне, что в 2000 году в Волгограде газета Союза русского народа «Колоколъ» выходила в качестве вкладки к общегородской, а спонсировали националистов владельцы крупнейших сетей магазинов областного центра. Но потом федеральные сети при поддержке Москвы вытеснили местные, крупный региональный бизнес «загнулся» – а вместе с ним исчезли и спонсоры.

Но, если Москва и дальше будет игнорировать региональные проблемы, может появиться и сепаратизм, причем даже во вполне русских регионах.

Как выходить из ситуации? Повышать финансовую и иную самоуправляемость регионов. Менять критерии оценки губернаторов, для которых пока на первом месте – обеспечение высоких результатов «Единой России» на голосовании, а все остальное – потом.

И, главное, менять стратегию развития страны в целом – уходя от колониальной, основанной на продаже полезных ископаемых за границу, к новой, основанной на «людском капитале», наукоемком производстве, поощрении частной инициативы.

1.0x