5 мая в Махачкале боевики расстреляли патрульный автомобиль ГИБДД, заманив экипаж в ловушку с якобы произошедшим ДТП. Погибло двое полицейских, позже в тот же день были уничтожены и два боевика.
Это вторая вылазка в столице Дагестане менее чем за один год. Напомню, 23 июня 2024 года боевики расстреляли экипаж ГИБДД, завладели патрульной машиной (эту же схему пытались реализовать и в этот раз) и начали перемещаться по городу, обстреляв синагогу и православный Успенский собор. Синхронно по времени другая группа боевиков обстреляла и подожгла синагогу и православный храм Успения Девы Марии в Дербенте. Итог – 22 убитых, включая 17 сотрудников правоохранительных органов.
Незадолго до этого, 22 марта 2024 года, произошел и страшный теракт в Концертном зале «Крокус Сити Молл» в подмосковном Красногорске. По вызывающей наглости и числу жертв (145 погибших) теракт в «Крокусе» сравним с захватом заложников в театральном центре на Дубровке 23 – 26 октября 2002 года (130 погибших) и школы в Беслане 1 – 3 октября 2004 года (333 погибших), взрывах смертников в московском метро 6 февраля 2004 года (41 погибший) и 29 марта 2010 года (40 погибших), в двух пассажирских самолётов в небе над Россией 24 августа 2004 года (89 погибших) и в московском аэропорту «Домодедово» 6 января 2011 года (38 погибших).
А ведь, казалось бы, террористическое подполье в начале 2010-х годов было практически уничтожено. Почему оно не исчезло, будет показано во второй части статьи, а пока стоит показать, как и где происходило вооружённое противостояние в 2010 году, и откуда «росли ноги» у террористов как на Северном Кавказе, так и в других регионах.
Башкирский шейх и его медресе
2 марта 2010 года близ села Экажево (Ингушетия) был ликвидирован Александр Тихомиров, более известный как шейх Саид Бурятский. После его ликвидации деятельность бандподполья в республике сразу пошла на спад. В мае 2015-го я как журналист присутствовал на Международной богословской конференции «Умеренность в религии – путь к миру, добрососедству и прогрессу», проходившей в Магасе. В кулуарах исламской конференции местные чиновники за накрытым столом рассказывали, что в 2007 – 2009 годах боялись каждой замедлявшей рядом с ними движение автомашины, потому что из неё могла раздаться автоматная очередь или выстрел из ручного гранатомета. И это – прямо в столице Ингушетии и соседней Назрани.
Интересная деталь: «Первичное обучение Саид Бурятский проходил в медресе «Расул Акрам» сопредседателя Совета муфтиев России Нафигуллы Аширова, после чего приличное время работал у генерального секретаря той же организации Мухаммада Биджиева-Карачая». И медресе это (точнее, исламский колледж) действовало в 1998 – 2002 годах прямо в московском Зеленограде при Духовном управлении мусульман азиатской части России (ДУМАЧР) муфтия Нафигуллы Аширова. Что же касается Биджиева, то, как напоминал в 2010-м директор Казанского центра региональных и этнорелигиозных исследований Раис Сулейманов: «Мухаммад Карачай зарекомендовал себя как создатель первых (ваххабитских. – Прим. ред.) джамаатов в Карачаево-Черкессии еще в 1990-е годы». Об участии Биджиева в создании организаций радикальных исламистов в ауле Учкекен, выпускники медресе в котором затем прошли обучение в Чечне и стали исполнителями при взрывах домов в Москве в 1999 году, и ранее много писали в федеральной прессе, что не помешало (а может, наоборот, и помогло) Биджиеву сделать впечатляющую карьеру в руководстве Совета муфтиев России.
И еще один момент биографии Тихомирова, отмеченный мною в статье 2010 года в «НГ-Религии»: «Затем… переехал в Оренбургскую область, где поступил в находившееся в Бугуруслане медресе «Аль-Фуркан». Это медресе, где преподавали в том числе наставники-арабы, в 2004 году стало центром громкого скандала, когда в ходе его проверки оперативники обнаружили самодельную бомбу. А несколько учившихся в медресе «Аль-Фуркан» казахов позже оказались в рядах боевиков на Кавказе». Действовало это медресе при Центральном духовном управлении мусульман Оренбургской области (Бугурусланский муфтият) муфтия Исмагила Шангареева, также входившем в Совет муфтиев России.
Где учился, понятно, а где потом преподавал? В большой статье в «Коммерсант-Власть» 13 марта 2010 года об этом упоминается коротко: «Вернувшись в 2005 году Москву уже под мусульманским именем Саид Абу Саад аль-Бурьяти, он стал работать в Московской соборной мечети». Мечети, принадлежавшей Духовному управлению мусульман европейской части России (ДУМЕР) Равилю Гайнутдина, входившему в состав Совета муфтиев России. А вот муфтий Чечни Салах Межиев 29 сентября 2016 года без обиняков сказал об этом моменте жизни Тихомирова: «Напомню один факт – некий Саид Бурятский работал в сфере просветительской деятельности Совета муфтиев». Комментируя очередное заявление Гайнутдина против запрета ваххабизма, Межиев сделал вывод: «Невольно создается впечатление, что вы и возглавляемый вами Совет муфтиев России занимается потворством радикализму и ваххабизму в нашей стране».
От Нового Уренгоя до Башкирии
17 августа 2010 года в лесу близ деревни Кургаш в Александровском районе Башкирии спецназом МВД и ФСБ была обнаружена и уничтожена вооруженная бандгруппа, в ночь с 11 на 12 июня 2010 года расстрелявшая в соседнем Пермском крае пост ДПС и похитившая табельное оружие убитого милиционера Андрея Коробкина (автомат Калашникова и пистолет Макарова с патронами), а затем пытавшаяся подорвать магистральный газопровод «Челябинск – Петровск» в Бирском районе Башкирии. К счастью, заложенную под газопровод 30-литровую канистру с 20 кг аммиачной селитры и алюминиевой пудры (взрыв стер бы с лица земли и расположенную у газопровода деревню Угузево, и районный центр Бирск) местные жители случайно нашли в ночь с 2 на 3 июля. После того, как вечером 3 июля засевших на месте закладки бомбы силовиков обстреляли из автоматов неизвестные в камуфляже, в Бирский район стянули башкирские ОМОН и СОБР, прибывший из Москвы спецназ «Альфа» ФСБ, БТРы и вертолеты.
В лесистых горах (труднодоступных, так что спецназ пришлось перебрасывать на вертолетах) боевики оборудовали полноценный лагерь. Как рассказал 5 января 2011 года в интервью «МК-Уфа» начальник Управления ФСБ по Республике Башкортостан Виктор Палагин: «В пяти схронах, оставшихся после уничтожения боевиков, кроме огромных запасов продовольствия длительного хранения и обмундирования, баллонов с газом, навигационных приборов, экстремистской литературы, оружия и боеприпасов, мы обнаружили 40 килограммов взрывчатки и 18 взрывных устройств». Еще ряд деталей описаны 19 апреля 2011 года побывавшими на месте событий журналистами «Комсомольской правды-Уфа»: «Жить в лагере, судя по всему, собирались долго. Под брезентовым навесом сложили оружие, в вырытую яму поместили провиант, по периметру разбросали спальные мешки. Оружия у парней было тоже немало – два автомата Калашникова, пара обрезов, винтовка с оптическим прицелом, несколько самодельных взрывных устройств, несколько десятков патронов для автомата и столько же охотничьих». Для бандгруппы численностью 7 человек вполне достаточно.
Как быстро выяснили силовики, создатели бандгруппы прониклись идеологией ваххабизма в Новом Уренгое (Ямало-Ненецкий автономный округ), где с 2001 года работал вахтовым методом будущий главарь бандгруппы Нафис Шаймухаметов, под влиянием которого туда в 2006 году выехали его одноклассник Ирек Гайнуллин и двоюродный брат Ильшат Шафиев. Позже в процессе следствия и суда стали известны новые подробности. Как отмечала 18 апреля 2011 года «Комсомольская правда-Уфа»: «В Новом Уренгое Нафис в одной из мечетей тесно общался с местным имамом, неким Иссаметдином Акбаровым, уроженцем Узбекистана. К слову, этот Акбаров находился в международном розыске за экстремизм. В России на протяжении нескольких лет он занимался привычным делом – призывал к джихаду… На родине Нафис быстро запудрил мозги нескольким односельчанам – Ильшату Шафиеву, Иреку Гайнуллину и Вадиму Карамову, который сейчас на скамье подсудимых».
Акбаров был имам-хатыбом (настоятелем) мечети «Нур Ислама», относившейся к упомянутому выше ДУМАЧР в составе Совета муфтиев России. Процитирую заявление прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа Александра Герасименко о ликвидации местной религиозной организации «Нур Ислама» ДУМАЧР от 13 апреля 2011 года: «Согласно сведениям правоохранительных органов Республики Узбекистан и регионального Управления Федеральной службы безопасности РФ, а также Центра по противодействию экстремизму УВД по Ямало-Ненецкому автономному округу имам мечети «Нур Ислам» Акбаров Исомитдин Салохитдинович был причастен к ячейке МТО (международная террористическая организация. – Прим. ред.) «Исламская партия Туркестан», деятельность которой решением Верховного суда РФ признана террористической и запрещена на территории России. Имам мечети Акбаров И.С. и его заместитель Нурматов О.Т. разыскивались правоохранительными органами Республики Узбекистан за совершение преступлений экстремистской направленности и объявлены в международный розыск. В отношении Акбарова И.С. СО ОВД Уйчинского района Наманганской области 30.03.1999 года было возбуждено уголовное дело № 993950 по ч. 1 ст. 159 УК Республики Узбекистан (посягательства на конституционный строй), при этом имелась санкция на арест (не выдан, поскольку является гражданином РФ)… Бывший заместитель Акбарова И.С. Нурматов Одил Тогаевич на территории Республики Узбекистан признан виновным в совершении преступлений экстремистской направленности и торговле людьми, приговорен к длительному сроку тюремного заключения».
Членство в террористической организации не помешало (а может, опять же, как в случае с Биджиевым – помогло) Акбарову возглавить мечеть ДУМАЧР и превратить ее в центр пропаганды радикальных идей. Цитирую еще заявление прокурора Герасименко: «Согласно показаний граждан Республики Узбекистан, проживавших в мечети г. Новый Уренгой имамом мечети Акбаровым и «Абдусаматом» (помощником имама МРО г. Ноябрьска «Имам Вера» – Хурановым А.Х.) проводились лекции ваххабитского толка… По результатам проверки, проведенной весной 2010 года прокуратурой г. Новый Уренгой… изъяты распространяемые среди прихожан мечети CD и DVD диски с проповедями «Сайда Бурятского» (А. Тихомиров, один из лидеров банд формирований Северного Кавказа, причастен к подготовке и совершению террористических актов, в том числе с использованием террористов-смертников) носящие экстремистский характер и содержащие призывы к «джихаду». А еще в мечети был изъят целый список экстремистской литературы, перечень которой я здесь опущу.
Неудивительно, что и другие посещавшие заполярную мечеть вахтовики из разных регионов по возвращению домой проявляли себя как террористы. Например, житель села Андрей-Курган Ставропольского края Замир Терекбаев, который 5 сентября 2010 года протаранил на набитых взрывчаткой «Жигулях» ворота полигона «Дальний» 136-й мотострелковой бригады близ Буйнакска (Дагестан) и совершил подрыв, в результате которого погибло 4 и было ранено 35 военнослужащих.
«Лесные» в Татарстане
Ещё один регион, где в 2010 году внезапно проявились «лесные», – Татарстан. 11 ноября 2010 года в Чистополе бомба взорвалась в автомашине ВАЗ-2109 начальника территориального управления Центра противодействия экстремизму МВД. Двое местных жителей были объявлены в федеральный розыск. Проявились они неожиданно – утром 24 ноября 2010 года в лесу близ деревни Селенгуши Нурлатского района егерь обнаружил двух мужчин и, приняв за браконьеров, вместе со знакомым охотником попытался их задержать, но те открыли огонь из автомата и уехали. Позже в тот же день банда обстреляла дежурный автомобиль ЧОПа у деревни Новое Альметьево в том же районе.
В Нурлатский район так же, как в Башкирии, были стянуты спецназ, вертолеты, БТРы, для руководства операцией лично прибыл глава республиканского МВД. Заблокированные в одном из нежилых домов в деревне Старое Альметьево бандиты 25 ноября были после ожесточенной перестрелки уничтожены. В последующие дни в лесу близ деревни Бутаиха Нурлатского района была найдена землянка с оборудованными спальными местами и печкой-«буржуйкой», загодя вырытая боевиками для зимовки. Наряду с элементами бомб был обнаружен и целый «идеологический арсенал» исламистской литературы.
И ведь это было не выступление одиночек. Исследователи обращают внимание что в ноябре 2010 года «Имарат Кавказ»* запустил сайт «Вилаята Идель-Урал».
Опять-таки, боевики появились не из ниоткуда. После проведенной проверки 14 февраля 2011 года была приостановлена деятельность Нурлатского медресе Духовного управления мусульман Республики Татарстан (ДУМ РТ), которое и ранее привлекало внимание правоохранительных органов. Так, в 2007 году среди жителей района были выявлены 4 участника вооруженных формирований в Афганистане, причем, как отмечалось, «все четверо в 2004 – 2005 годах обучались в Нурлатском медресе».
А перед этим 13 января 2011 года на пленуме ДУМ РТ в отставку внезапно подал муфтий Гусман Исхаков, менее чем годом ранее (27 февраля 2010 года) в четвертый раз (с 1998 года) безальтернативно и единогласно переизбранный на свой пост. Что характерно, об отставке Исхакова сообщил журналистам не он сам, а его заместитель Ильдус Файзов, а уже месяцем спустя председатель Совета улемов ДУМ РТ Габдулла Галиуллин заявил о том, что Исхакова вынудили уйти со своего поста.
Смена муфтия ознаменовала смену политики в ДУМ РТ, который Исхаков через созданную им в 2000 году «прокладку» в лице Духовного управления мусульман «Казанский муфтият» (который он возглавлял одновременно с ДУМ РТ) ввёл в состав Совета муфтиев России. Новое руководство ДУМ РТ иронично заявило, что Исхаков всё это время состоял в Совете муфтиев сугубо персонально, и начало борьбу с религиозными радикалами, в том числе среди татарстанских имамов. Как отмечал в 2018 году бывший председатель Совета улемов ДУМ РТ (2010 – 2013 годы) и первый заместитель муфтия Татарстана (2013 – 2017 годы) Рустам Батров, «при Ильдусе Файзове в Татарстане был запущен процесс деваххабизации республики».
Муфтий Гайнутдин по поводу ухода ДУМ РТ заявил 26 сентября 2016 года на заседании-шуры Совета муфтиев России: «Потеря Духовного управления мусульман Татарстана из рядов Совета муфтиев России по вине авантюристов от религии, и продавшихся черносотенцам и крестоносцам, нужно признать, была болезненна для нас». Как отметил по этому поводу в газете «НГ-Религии» исламовед Роман Силантьев, глава Совета муфтиев России «в своей программной речи зачем-то использовал столь любимый идеологами террористов термин "крестоносцы"». Можно напомнить, что в 1998 году «Аль-Каида»* выпустила программный манифест о создании «Мирового исламского фронта джихада против иудеев и крестоносцев». По поводу последнего термина, исламовед Александр Игнатенко указывал в 2015 году: «"Крестоносцы" (араб. салибийюн) для Усамы бен Ладена и его последователей – не участники Крестовых походов, а все те, кто кресту (распятию) поклоняется, т.е. христиане». Поэтому, отмечает Игнатенко, боевики «Исламского государства»* (изначально носившим имя «Аль-Каида в Междуречье» и статус легитимных представителей Усамы бен Ладена в Ираке) в захваченных в 2014 – 2015 годах городах сбивали кресты с христианских церквей.
Уже вызывает вопросы – что это за муфтий такой и возглавляемый им Совет муфтиев России, не правда ли? Подробнее об этом – во второй части статьи.
*террористические организации, запрещённые в Российской Федерации