The Economist, следуя традициям, в середине ноября публикует ребус на 2024 год.
В этот раз к нему приложено письмо Тома Стэндеджа, редактора журнала The World Ahead 2024 («Мир впереди 2024»), «Десять трендов Тома Стэндеджа, за которыми стоит следить в 2024 году»:
двойной клик - редактировать изображение
«Жизнь приходит к вам быстро. Будь то рост вооруженных конфликтов, перекройка глобальной карты энергоресурсов или быстрый прогресс в области искусственного интеллекта (ИИ), мир меняется с ошеломляющей скоростью. От ситуации на Ближнем Востоке до внедрения электромобилей и лечения ожирения – все выглядит совсем иначе, чем всего год или два назад. Наша цель — помочь вам поддерживать свое мировоззрение в актуальном состоянии и рассказать, что может быть дальше. Для начала, вот десять тем, на которые стоит обратить внимание в наступающем году.
1. Голосуй!
Выборы по всему миру, в которых будет участвовать больше избирателей, чем когда-либо прежде, привлекут внимание к глобальному состоянию демократии. В 2024 году будет проведено более 70 выборов в странах, в которых проживает около 4,2 миллиарда человек — впервые это более половины населения мира. Но хотя голосов сейчас больше, чем когда-либо, демократии не обязательно больше: многие выборы не будут ни свободными, ни честными.
2. Глобальный выбор Америки
Избиратели и суды вынесут свои вердикты Дональду Трампу, у которого есть один из трех шансов вновь стать президентом. Результат может составить несколько десятков тысяч избирателей в нескольких колеблющихся штатах. Но последствия будут глобальными и затронут все: от климатической политики до военной поддержки Украины.
3. Вперед, Европа
Соответственно, Европа должна сделать шаг вперед и предоставить Украине военную и экономическую поддержку, необходимую для долгой борьбы, одновременно прокладывая путь к возможному членству в ЕС. Это страховка от риска того, что Трамп вернет себе власть и лишит Украину поддержки.
4. Беспорядки на Ближнем Востоке
Нападение ХАМАСа на Израиль и ответные меры Израиля против сектора Газа перевернули регион и опровергли идею о том, что мир может продолжать игнорировать тяжелое положение палестинцев. Станет ли это более широким региональным конфликтом или предложит новый шанс на мир? Для Америки, сверхнапряженной сверхдержавы, это также проверка того, сможет ли она адаптироваться к более сложному и угрожающему миру.
5. Мультиполярное расстройство
План Америки повернуть в сторону Азии и сосредоточиться на соперничестве с растущим Китаем был сорван войной на Украине, а теперь и в секторе Газа. Россия тоже отвлекается и теряет влияние. Замороженные конфликты тают, а локальные холодные войны разгораются по всему миру. Нестабильность в Сахеле растет. Мир готовится к новому конфликту теперь, когда «момент однополярности» Америки закончился.
6. Вторая холодная война
Поскольку экономический рост Китая замедлился, напряженность вокруг Тайваня растет, а Америка продолжает ограничивать доступ Китая к передовым технологиям, риторика «новой холодной войны» ужесточилась. Но западным компаниям, пытающимся уменьшить зависимость своих цепочек поставок от Китая, будет гораздо легче сказать, чем сделать. Тем временем оба лагеря будут добиваться расположения «средних держав» глобального Юга, не в последнюю очередь из-за их зеленых ресурсов.
7. Новая энергетическая география
Переход к чистой энергетике порождает новые зеленые сверхдержавы и перекраивает карту энергетических ресурсов. Литий, медь и никель имеют гораздо большее значение, тогда как нефть и газ, а также регионы, которые доминируют в их поставках, имеют меньшее значение. Конкуренция за зеленые ресурсы меняет геополитику и торговлю, создавая неожиданных победителей и проигравших. Между тем, среди избирателей, которые считают политику, благоприятную для климата, заговором элиты против простых людей, идет «зеленая атака».
8. Экономическая неопределенность
Западные экономики в 2023 году показали лучшие результаты, чем ожидалось, но они еще не вышли из кризиса, и сохранение процентных ставок «высокими и дольше» будет болезненным как для компаний, так и для потребителей, даже если рецессии удастся избежать. (Следите за банками и их риском для коммерческой недвижимости, где дела могут пойти плохо). Китай может впасть в дефляцию.
9. ИИ становится реальным
Бизнес принимает его, регулирующие органы регулируют его, а технические специалисты продолжают его совершенствовать. Дебаты о том, какой подход к регулированию лучше всего, будут обостряться, а также о том, являются ли аргументы по поводу «экзистенциального риска» приманкой, приносящей выгоду действующим операторам. Неожиданные способы использования и злоупотребления будут продолжать появляться. Существует множество опасений по поводу влияния ИИ на рабочие места и возможности вмешательства в выборы. Его самое большое фактическое влияние? Более быстрое кодирование.
10. Объединение мира?
Возможно, идеологические разногласия будут отброшены в сторону, поскольку мир наслаждается Олимпийскими играми в Париже, полетами астронавтов (возможно) вокруг Луны и чемпионатом мира по крикету среди мужчин среди юношей до 20 лет.
Но столь же вероятно, что те, кто надеется на какое-то глобальное единство, окажутся в тупике.
***
Сам ребус, как всегда интересен.
Комментарий редактора журнала схематичен и довольно примитивен.
Поэтому каждый может трактовать этот ребус по своему усмотрению, исходя из политических убеждений и знаний.