Так уж повелось, что каждый год на склоне лета я пишу об образовании. Что нового в этом сезоне?
«...если в начале 2000-х в систему среднего профобразования (СПО) шел только каждый третий девятиклассник, то в 2019 году - уже больше половины. Эксперты прогнозируют: в 2020-м прием в колледжи может побить все рекорды», - сообщает «Российская газета».
Да, выпускники 9-х классов всё охотнее идут в техникумы и ПТУ (выражаясь по-старому). Притом идут не худшие, как это было в мои школьные годы, пришедшиеся на 70-е. Сегодня идут часто лучшие. Самые практичные, решительные, готовые изменить наезженную колею на новую. Есть мнение, что ученики просто боятся ЕГЭ, но мне кажется, это не главная причина. Главная: они боятся никчёмности и пустопорожности. Ненужности своей боятся. Ненужности не просто на рынке труда, а шире – в жизни. И хотят получить профессию. Ремесло. Умение, которое позволит и заработок иметь и какое-никакое самоуважение.
Скорее всего, далеко не все так вот ясно это формулируют, но ведь они же не слепые, они видят, как разворачиваются события у тех, кто остался в 10-ом классе, а дальше пошёл в вуз. И приходит понимание того, что за вычетом десятка лучших вузов страны, к тому же традиционных факультетов этого десятка вузов, всё остальное – это просто раздача дипломов населению. Иногда за деньги, а порой и даром – такое тоже бывает. От возможности получить приличную работу у выпускников массовых, особенно новодельных, и особенно гуманитарных вузов (все эти юристы-экономисты-лингвисты-журналисты) молодого человека ограждают, так сказать, две линии обороны. Во-первых, его подготовка очень слаба, т.к. учили его зачастую не профессионалы, а просто пересказчики учебников. А во-вторых, людей этих профессий вообще не нужно в том количестве, в котором они уже имеются. Новые уж точно не нужны.
Видя такое положение, ребята всё чаще и охотнее идут получать более быструю и практичную специальность. В техникум идут. Это при том, что техникумов – недостаточно, множество их позакрывали в процессе рыночной вакханалии, а кое-какие перевели в статус вуза.
Вот к этой тенденции надо внимательно присмотреться организаторам образования. Не это ли, дорогие товарищи, и есть подлинный бакалавриат, т.е. первая ступень высшего образования? Не тот имитативный, невесть для чего затеянный, бакалавриат, которым объявили первые четыре курса советского вуза, а реальный, настоящий? И, что особенно важно, к нему стремится сам народ, а не образовательные бюрократы.
Ведь сама идея бакалавриата-магистратуры, очищенная от всех уродств и идиотских наслоений, состоит в следующем. Человек в своём профессиональном становлении сначала получает квалификацию среднего уровня и может по ней работать, т.к. он уже профессионал. Это бакалавриат. Но он может учиться дальше и получить квалификацию высшего типа – это магистратура. То есть сначала готовится техник, потом при желании – инженер. Сначала медсестра, потом – врач. Это англосаксонский тип образования, как он сложился ещё в XIX в. Наша система, списанная с немецкой, состоит в том, что сразу готовят инженера или врача. Такая же примерно система в большинстве стран Европы. Сейчас там тоже происходит имитативная возня под знаменем Болонского процесса по разделению университетского курса, но изначально, по идее – высшее образование в континентальных странах задумано как единый монолит.
Я не знаю, нужны ли нам эти термины – бакалавриат и магистратура; скорее, не нужны, своих слов что ли нету? Но не пора ли нам пойти навстречу пожеланиям трудящихся, как выражались в советское время, и сделать профессиональное образование повсеместно двухступенчатым? То есть сначала техникум или ПТУ, а потом – вуз. Кое-где это уже осуществлено, и вузовская программа адаптирована под техников, так вот и надо, чтобы это стало повсеместной практикой. Пусть после 9-го класса (лучше б после 8-го, как в наши дни) ученик поступает в техникум, учится там, осваивает специальность. Потом, если хочет и может, поступает в вуз по тому же профилю. Притом вузовский курс можно, наверное, уместить года в три. А не хочет учиться дальше – пускай идёт работать в качестве техника. Техник – это вовсе не инженер-недоучка, как ныне бакалавр) – это вполне полноценный специалист, нацеленный на практическую работу по специальности. Его теоретическая подготовка ограничена, но для практики жизни - достаточна. Для изобретения чего-то нового, невиданного – тут да, нужен кругозор, теоретическая подготовка, словом, высшее образование. А для большинства производимых в народном хозяйстве работ требуется твёрдое образование техника.
У нас в хозяйстве главный (заметьте: главный!) агроном имеет среднее образование, полученное в местном сельскохтехникуме. Он прекрасно знает своё дело, знает все поля, как свой огород, любит своё ремесло и гордится им. Он вовсе не заскорузлый «колхозник», он интересуется новыми технологиями в земледелии – учатся ведь не только в учебном заведении, тем более сегодня.
Сама жизнь подсказывает верное решение: сначала техникум, потом вуз.
Фото: "Рабочий путь". Рославльский железнодорожный техникум