Подвиг как преодоление и самопожертвование во имя общего блага является отличительной чертой русского народа. 25 октября 1941 года Захар Сорокин, летавший в составе авиации Северного флота, поднял свой МиГ-3 в воздух по сигналу тревоги. Вскоре машина попала в густой слой облаков и стала пробиваться вверх. Четыре тысячи метров, пять тысяч, шесть... И вдруг неожиданно на фоне свинцовых туч появились контуры четырех двухмоторных самолётов. Это были истребители-бомбардировщики Мессершмитт Bf. 110. То, что произошло дальше, настолько невероятно, что будоражит сознание исследователей и по сей день. Поэтому Захар Артёмович писал в одном из своих писем: «Что же касается утверждения будто-бы я придумал “приключенческие” измышления, то могу сослаться на те-же авторитетные источники как газета “Правда” 11.XI-1941 года корреспонденция А. Жарова, и газета “Известия” от 20.XI-1941 года корреспонденция А. Склезнева, а также газета Северного флота “Североморской летчик” август 1944 года – очерк “Жажда боя” Д. Николаева. Первые две корреспонденции были написаны когда я находился в госпитале. … От рукопашной схватки… явственно виден на моем лице – глубокий шрам и отсутствие зубов. … Между прочим мои бывшие сослуживцы должны помнить что командование Северного флота сделало вывод из моего ранения финкой гитлеровца и отдало приказ о снабжении их летчиков финскими ножами». А произошло следующее. Сорокин атаковал головную немецкую машину. «Мессер» загорелся и начал падать, за ним потянулся шлейф дыма. Советский ас продолжает атаку, в сетке прицела ещё один «мессер». И вдруг по плоскости и кабине хлестнули вражеские пули – это из-за облаков вынырнул притаившийся там немец. В тот же момент Захар почувствовал тупой удар в правое бедро. Что делать? Боеприпасы были на исходе. И он повел свой самолёт наперерез немецкой машине. Она всё ближе. Ближе... Удар! Истребитель отбросило в сторону, а «мессер» с поврежденным хвостом пошел вниз. Но и «МиГ» был повреждён при таране… В длинном извилистом ущелье Захару удалось найти небольшое замерзшее озеро и сесть на лед, не выпуская шасси. Пытаясь выбраться из кабины, он вдруг увидел огромного дога – немцы иногда брали этих собак с собой. Выхватив командирский «ТТ», он застрелил зверя и тут же заметил лежащий неподалеку «мессер». Сразу же раздались выстрелы – это уже в него стрелял немецкий лётчик. Захар, присев за крылом самолета, сразил его двумя пулями. Внезапно началась полярная вьюга. Когда чуть просветлело, Захар увидел, что, перебегая от валуна к валуну, к нему бежит второй немец. Пистолет дал осечку, в руке немца блеснула финка, которой он полоснул Захара по лицу – на всю жизнь остался шрам от глаза до подбородка. После короткой рукопашной схватки Захару удалось перезарядить пистолет и застрелить немца. Он обмотался шарфом, чтобы остановить кровь, и тут обнаружил, что у него выбиты зубы…
двойной клик - редактировать изображение
Кругом завывала вьюга. Появились волки – одного Захар застрелил, остальные двигались на некотором удалении, ожидая, когда жертву оставят силы. Как рассказывает Мария, с тех пор на просьбу завести дома собаку отец всегда отвечал категорическим отказом… Но самое страшное заключалось в том, что, переходя ручей, он провалился под лёд и промочил унты. Костер разжечь не удалось. В итоге, когда через шесть дней Захар вышел к побережью моря и увидел своих, ступни ног были отморожены.
— Как же отец нашел в себе силы вернуться в строй без ног? — спрашиваю я Марию, дочь Героя Советского Союза Захара Артёмовича Сорокина. — Ведь до него подобного подвига никто не совершал.
— В госпитале папа оказался рядом с Борисом Щербаковым, с которым учился в училище. Борис, потерявший ногу, убеждал отца в том, что тот сможет летать. Кроме того, у отца с немцами были свои счеты. Ведь на фронте с ним была его семья – жена и сын. Моя мама – это уже вторая жена. А тогда случилось несчастье – немецкая бомба попала в землянку, в которой они жили, и его сын Володя погиб. Ещё одно печальное известие пришло 30 мая 1942 года – прикрывая конвой PQ-16, следующий в Мурманск, погиб командир отца, дважды Герой Советского Союза подполковник Борис Сафонов. И вот после девяти месяцев госпиталей и немного привыкнув к протезам, которые поначалу вызывали адские боли, отец отправился на прием к наркому Военно-морского флота, адмиралу Николаю Герасимовичу Кузнецову и добился возвращения в свой полк.
Летая в составе авиации Северного флота без обеих ступней, Захар Сорокин сбил 18 немецких самолётов, причем 12 из них – уже будучи на протезах, за что был удостоен звания Героя Советского Союза и ордена Британской империи. Военный атташе Великобритании, прибывший в Заполярье, вручил ему орден Британской империи и грамоту короля Георга VI о присвоении дворянского титула со словами: «Пока в России есть такие люди, она непобедима».
двойной клик - редактировать изображение
Сегодня в день 80-летия подвига Захара Сорокина по приглашению регионального центра патриотического воспитания Мурманской области поселок Сафоново посетила дочь героя – Мария Захаровна Сорокина вместе со своим внуком Артемом. В торжественных мероприятиях приняли участие начальник отдела центра Эдуард Миронов и директор музея авиации Северного флота Сергей Чечеров. На Аллее Славы героев-авиаторов Северного Флота, где установлено 54 бюста, состоялось возложение цветов к бюстам дважды Героя Советского Союза Бориса Феоктистовича Сафонова, Героя Советского Союза Захара Артёмовича Сорокина и других славных защитников неба Заполярья. В завершение праздника Мария Захаровна передала в дар музею авторскую копию картины Владимира Киреева «Небожитель».
двойной клик - редактировать изображение