Авторский блог Леонид Масловский 14:55 15 ноября 2021

Неполное окружение Ленинграда

Сражения под Ленинградом

В октябре 1941 года 7-я армия под командованием К. А. Мерецкова после 3-х месячных боёв и отступлений остановила финнов, усиленных немецкими войсками на реке Свирь с восточной стороны Ладожского озера, не дав им соединиться с немецкими войсками и полностью замкнуть кольцо окружения Ленинграда. Не пропустили финнов с немцами и к Вологде со стороны Онежского озера. В декабре 1941 года немцы были выбиты из Тихвина, и советские войска полностью очистили железную дорогу Тихвин – Волхов, резко улучшив снабжение города.

После этого железнодорожники проложили ветку железной дороги до самого Ладожского озера, и грузы из вагонов стали разгружаться прямо в кузова грузовых автомобилей, которые по льду озера и дальше по автомобильным дорогам доставляли грузы в Ленинград, что позволило значительно повысить нормы питания жителей города и бойцов Ленинградского фронта, а также улучшить снабжение войск оружием и боеприпасами.

В полной блокаде город Ленинград и Ленинградский фронт никогда не находились. Грузы доставлялись в Ленинград круглые сутки, днём и ночью непрерывным потоком. Снабжался Ленинградский фронт и город с людьми заводами и фабриками.

Об этом пишут даже сами немцы. Например, Польман Хартвиг пишет: «Несмотря на блокаду, советским властям удалось организовать снабжение города через Ладожское озеро, хотя в первую зиму оно было абсолютно недостаточно. До ноября частично продолжалось движение судов, а уже в конце ноября было организовано движение по ледяной трассе через Ладожское озеро длиной в 30 километров, по которой двигались транспортные колонны (сани и грузовики), на дороге в ледяных бункерах располагались подразделения охраны, регулировки движения, а также части, следившие за состоянием трассы и осуществлявшие ремонт транспортных средств. Рабочую силу для перевалки грузов поставляло гражданское население. Пока Тихвин находился в руках немцев, до ближайшего конечного пункта железной дороги доходила плохая сухопутная дорога длиной 380 километров. Когда же русские вновь заняли Тихвин, данная дорога стала значительно короче, пока позднее не была построена железнодорожная ветка, примыкавшая с востока к озеру.

Ледяная трасса располагалась вне зоны обстрела немецкой артиллерии. Немецкие самолеты, правда, могли в какой-то степени помешать движению по дороге, но не нарушить его полностью. В течение пяти месяцев 1941/42 года по ледяной трассе были переправлены 271 000 тонн продовольствия и 90 000 тонн других предметов снабжения, которые в Ладожском перегружались в железнодорожные вагоны, следовавшие затем в Ленинград.

Эта ледяная трасса была для Ленинграда дорогой жизни, позволявшей не только ограниченно перевозить по ней в город предметы снабжения и эвакуировать людей, но и осуществлять по ней оперативную переброску войск в обоих направлениях. Построенная позднее железнодорожная линия, проходившая параллельно ледяной трассе, не была введена в эксплуатацию. Сообщение с городом было самым интенсивным в марте 1942 года и прекратилось в конце апреля из-за оттепели, но в конце мая можно было возобновить движение судов.

Не удалось также ни разу нарушить воздушное сообщение между Ленинградом и не занятыми немцами областями, так что и этот вид транспорта играл большую роль в снабжении города и переброске необходимого персонала.

Таким образом, окружение Ленинграда в соответствии с правилами ведения блокадной войны так и не было осуществлено, поэтому Ленинградский фронт оставался фактором, изматывавшим силы немецких частей в ведении боевых действий против СССР» [1, с. 4-5].

А. М. Василевский писал: «Днём и ночью непрерывным потоком… шли в Ленинград автомашины, гружённые продуктами питания, медикаментами, топливом, техникой, боеприпасами, а обратными рейсами увозили женщин, детей, стариков, раненых и больных» [2, с. 182]. Но Василевский не указал, сколько всего человек было вывезено из Ленинграда в 1942 году.

На этот вопрос ответил К. А. Мерецков, который написал в своей книге: «Ещё до весенней (весны 1942 года – Л. М.) распутицы на Ладоге в Ленинград доставили… более 300 тысяч тонн всевозможных грузов и вывезли оттуда около полумиллиона человек, нуждавшихся в уходе и лечении». [3, с. 244]. Вывозить людей и доставлять грузы продолжали во все остальные месяцы 1942 года.

В навигацию грузы продолжали доставляться водным транспортом по Ладожскому озеру и при необходимости самолётами. Количество доставляемых грузов соответствовало возможностям водного транспорта озера, включая корабли Ладожской военной флотилии и в целом Северо-Западного речного пароходства. Зимой 1942 года грузы снова по льду озера везли на грузовых автомобилях и подводах в Ленинград.

В аналогичном положении с 23 августа 1942 года находился Сталинград. Противник окружил город Сталинград дугой, с двух сторон упиравшейся в Волгу. Снабжение города могло производиться только с восточного берега Волги, летом - водным транспортом, а зимой - по льду.

Снабжение Сталинграда с указанного периода мало чем отличалось от снабжения г. Ленинграда. Разница заключалась только в том, что для доставки людей и грузов в Сталинград надо было преодолеть водную преграду шириной реки Волги, а для доставки людей и грузов в Ленинград - 25 км Ладожского озера. Время блокады Сталинграда по суше длилось 150 дней, а Ленинграда - 500 дней. Связь обеих городов со страной не прерывалась ни на один день, так как водный путь был открыт и надёжно защищён советскими войсками. И в Ленинграде, и в Сталинграде снабжались город и армия.

Под Ленинградом, остановив немцев и финнов, советские войска пытались отбросить немцев от южного берега Ладожского озера и, таким образом, обеспечить связь Ленинграда со страной не только через Ладожское озеро, но и по суше. Правительство СССР помогало защитникам города отбросить врага даже тогда, когда враг стоял под Москвой.

Ленинградский фронт одной стороной прижимался к городу, а другой – противостоял немецким войскам и имел связь со страной только по Ладожскому озеру. Волховский фронт и 54-я армия Ленинградского фронта находились с другой стороны немецких войск и имели связь по суше со всей страной.

Правый фланг Волховского фронта проходил севернее Киришей, левый – упирался в озеро Ильмень. Соседом справа у Волховского фронта была 54-я армия, а слева – 11-я армия Северо-Западного фронта. В дальнейшем 54-я армия была включена в состав Волховского фронта. Ленинградский и Волховский фронты разделяли немецкие войска.

После передачи Волховскому фронту 54-й и 8-й армии Волховский фронт протянулся на 250 километров, перемалывая бросаемые на Ленинград гитлеровские войска и не давая им возможности соединиться с финскими войсками, остановленными севернее реки Свирь.

Река Волхов, длиной 228 км, текущая из озера Ильмень в Ладожское озеро, являлась главной разграничительной полосой между немецкими и советскими войсками Волховского фронта. В 6 км от озера Ильмень, на реке Волхов стоит старинный русский город Новгород.

«Учитывая исключительно тяжёлое положение, в котором находились войска и население Ленинграда, Верховное Главнокомандование принимало все меры к тому, чтобы как можно быстрее снять блокаду с осаждённого города. Несмотря на то, что Ставка остро нуждалась в резервах для задуманного контрнаступления на главном – Западном - направлении, она, тем не менее, направила под Ленинград две армии. В результате этого общее соотношение сил и средств на Северо-Западном направлении к началу января уже изменилось в пользу советских войск [2, с. 182].

В 1942 году в период с 7 января по 30 апреля силами Волховского фронта и 54-й армии Ленинградского фронта была проведена Любанская операция с целью деблокирования Ленинграда. Советским войскам удалось форсировать реку Волхов, 2-я Ударная армия продвинулась в глубину обороны противника на 60-70 километров, её передовые части стояли в 15 километрах от Любани. Но разгромить группировку немецких войск у советской армии не хватило сил. Не смогли советские войска одолеть последние 30 километров, чтобы завершить окружение и разгром противника. Артиллерия и танки с большим трудом продвигались по лесам и глубокому снегу. Поставленная цель не была выполнена и по причине того, что только за первые три месяца 1942 года немецкая группа армий «Север» пополнилась шестью дивизиями, переброшенными из Франции, Дании, Югославии и самой Германии.

Несмотря на то, что советские войска не выполнили поставленной задачи, Любанская операция отвлекла на себя значительные силы противника и не позволила немцам вести бои по штурму Ленинграда.

Командующий Волховским фронтом Кирилл Афанасьевич Мерецков и Ставка Верховного Главнокомандования были недовольны результатом операции. Значительные материальные и людские ресурсы, потраченные на подготовку и проведение операции, не соответствовали достигнутым результатам. Поэтому, в конечном счёте, К. А. Мерецков был отстранён от командования фронтом, а Волховский фронт был преобразован в Волховскую оперативную группу Ленинградского фронта. К. А. Мерецкова назначили заместителем Г. К. Жукова, а появившегося в конце операции на Волховском фронте генерала Власова назначили командующим 2-ой Ударной армией вместо тяжело заболевшего генерала Клыкова.

Войска Ленинградского фронта в новом составе не смогли улучшить положение фронта и тем более прорвать блокаду и восстановить связь Ленинграда со страной по суше.

Командующий Ленинградским фронтом генерал М. С. Хозин, пообещавший Сталину прорвать блокаду, если ему дадут Волховский фронт, дал обещание, не разобравшись с обстановкой. После преобразования Волховского фронта в оперативную группу немцы окружили 2-ю ударную армию под командованием Власова.

Трагедия, постигшая 2-ю ударную армию, показала, что нормально управлять войсками, находящимися вне окружения, из осаждённого Ленинграда практически невозможно. В июне Волховский фронт был восстановлен.

И. В. Сталин в июне 1942 года вызвал К. А. Мерецкова и сказал: «Мы допустили большую ошибку, объединив Волховский фронт с Ленинградским. Генерал Хозин, хотя и сидел на волховском направлении, дело вёл плохо. Он не выполнил директивы Ставки об отводе 2-ой Ударной армии. В результате немцам удалось перехватить коммуникации армии и окружить её.

Вы, товарищ Мерецков, - продолжал Сталин, обращаясь ко мне, - хорошо знаете Волховский фронт. Поэтому мы поручаем Вам вместе с товарищем Василевским выехать туда и во что бы то ни стало вызволить 2-ю ударную армию из окружения, хотя бы даже без тяжёлого оружия и техники. Директиву о восстановлении Волховского фронта получите у товарища Шапошникова. Вам же надлежит по прибытию на место немедленно вступить в командование Волховским фронтом» [3, с. 285]. Командующим Ленинградским фронтом был назначен Леонид Александрович Говоров.

Весь июнь 1942 года Волховский фронт под командованием Мерецкова и Ленинградский фронт под командованием Говорова непрерывно вели яростные бои с целью прорыва немецкого фронта и вызволения из окружения 2-й Ударной армии.

«При этом повсеместно геройство проявляли не только отдельные воины, а целые подразделения, части и соединения» [4, с. 185]. Но командующий окружённой армии генерал Власов сдался в плен. Советские войска на короткое время прорвали немецкое кольцо окружения, и значительная часть 2-ой Ударной армии вышла из окружения. Если бы Власов не сдался в плен, а руководил войсками, то из окружения вышла бы вся 2-я Ударная армия.

Перечень основных использованных материалов

1. Польман Хартвиг Волхов. 900 дней боёв за Ленинград. Воспоминания немецкого полковника [Электронный ресурс]. URL: https://www.litmir.me/br/?b=267090&p=1

2. Василевский А. М. Дело всей жизни. Книга 1. – 6-е издание. М., 1989.

3. Мерецков К. А. На службе народу. – 4-е издание. М., 1984. – (Военные мемуары).

4. Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия. – Главный редактор М. М. Козлов. М., 1985.

Фото: советские противотанковые 45-мм пушки 53-К в бою.

45-мм противотанковая пушка образца 1937 года (сорокапятка) создана в КБ завода № 8 в Подлипках под руководством М. Н. Логинова. На дистанции 500 метров пробивала броню немецких танков толщиной от 43 до 66 мм в зависимости от типа снаряда.

Кроме того, могла стрелять осколочными снарядами и картечью, поражая живую силу противника. Пушка находилась на вооружении стрелковых частей, во все периоды боя сопровождала пехоту, неотступно следовала за ней, расстреливая прямой наводкой огневые точки противника. Пушка маневренная, подвижная, скорострельная. Масса в боевом положении – 560 кг.

Всего за период производства пушки с 1937 по 1943 годы промышленность СССР изготовила 37 354 сорокапяток 53-К.

В 1942 году на смену пушки 53-К была запущена в производство 45-мм противотанковая пушка образца 1942 года (М-42) с удлинённым стволом. За 1942-1945 годы промышленность СССР изготовила 10 843 орудий сорокапяток М-42, а в послевоенном 1946 году – 140 штук. С 1943 года дополнительно к М-42 начали выпускать более мощную 57-мм противотанковую пушку ЗиС-2 В. Г. Грабина.

1.0x