Сообщество «Экономика» 10:58 7 марта 2022

Необходим незамедлительный переход к системе стратегического планирования

санкции, угрозы и меры нейтрализации

- Сергей Юрьевич, банковская сфера страны находится под серьёзным ударом, санкции объявлены даже в отношении Банка России, что беспрецедентно. Рвутся международные связи, что немедленно скажется на многих сферах производства. Какие угрозы вы считаете наиболее серьёзными? И какие меры помогут их нейтрализовать?

- Самое простое и болезненное, что может сделать противник посредством санкций — это конфисковать валютные активы государства, как это было недавно сделано Вашингтоном и Лондоном в отношении валютных резервов Центрального банка Венесуэлы. Для нейтрализации этой угрозы необходимо распродать активы в долларах, евро, фунтах и других валютах стран, солидаризовавшихся в антироссийской политике. Это касается не только валютных резервов Банка России, но и всех других контролируемых государством банков и корпораций. Лучше всего перевести эти активы в золото и прирост запасов критически важных импортируемых товаров (для нужд как оборонной промышленности, так и населения).

Введение санкций против Банка России включает замораживание или арест части российских валютных резервов в долларах, фунтах и евро, находящихся на корсчетах зависимых от американских и европейских регуляторов банков. Это означает риск неполучения валютной выручки от продаж российских товаров за эти валюты. Во избежание потерь целесообразно предложить партнёрам перейти на расчёты в рублях через российские банки.

Особой проблемой являются сбережения населения в валютах стран НАТО. В случае замораживания этих валютных активов российских банков обслуживание валютных счетов будет затруднено. Необходимо предупредить об этом владельцев валютных вкладов. Немедленно прекратить выдачу валютных кредитов.

Вторая по срочности угроза — отключение российской банковской системы от SWIFT, а российских и юридических лиц — от западных платёжных систем может быть купирована поголовным подключением российских и зарубежных банков-партнёров к системе передачи электронных сообщений Банка России, а юридических и физических лиц — к российским платёжным системам.

В случае прекращения операций в западных резервных валютах остановится внешняя торговля с ЕС, следствием чего станет возникновение дефицита множества потребительских товаров (автомобилей и запчастей к ним, бытовой техники, смартфонов, мебели, одежды и прочего). Целесообразно немедленно ввести специальный инструмент рефинансирования уполномоченных коммерческих банков, кредитующих инвестиции в импортозамещающие производства не более чем под 2% годовых до 3-х лет. Аналогичный инструмент необходимо ввести для кредитования импортозамещающего производства машин и оборудования.

Из нефинансовых санкций самым болезненным станет прекращение обслуживания самолётов американского и европейского производства. Других вариантов, кроме форсированного наращивания производства Ту-204 (214), Ил-96 и Ил-114 с автоматическим выкупом этих самолётов государственными банками и предоставлением в лизинг авиаперевозчикам, нет. Ответом на введение ограничений на экспорт в Россию высокотехнологического оборудования может быть только широкое импортозамещение и форсированное развитие высокотехнологической кооперации с КНР.

Сверхактуальной задачей является переход на оте­чественное программное обеспечение во всех сферах, начиная с государственного сектора, оборонной промышленности, энергетики.

Исходя из успешного современного международного опыта, предлагается запуск специального инструмента Банка России по рефинансированию уполномоченных коммерческих банков и институтов развития, кредитующих инвестиционные проекты, оформленные как СПИК (специальный инвестиционный контракт), СЗПК (соглашение о защите и поощрении капиталовложений) или в других установленных правительством форматах многосторонних инвестиционных соглашений. В число участников этих соглашений следует включить уполномоченные правительством коммерческие банки и институты развития, которые под объём предусматриваемых в них инвестиционных кредитов могли бы получать рефинансирование от ЦБ по ставке не более 1% годовых на срок исполнения контрактов. В этом случае конечный заёмщик мог бы получать кредит на реализацию инвестиционного проекта под 2—3% годовых.

Исходя из оценки имеющихся свободных производственных мощностей в машиностроении и строительстве и имеющейся потребности в инвестициях для реализации национальных целей и проектов развития, установленного президентом России ориентира темпов экономического роста не ниже среднемировых, других документов стратегического планирования, потенциальный объём кредитования инвестиционных проектов по предлагаемому специальному инструменту рефинансирования может составлять до 5 трлн руб. ежегодно. Лимитирующим фактором будет подписание многосторонних инвестиционных соглашений, которые могли бы составить основу индикативного планирования развития экономики.

В целом, для эффективного управления функционированием и развитием экономики в настоящий особый период необходим незамедлительный переход к системе стратегического планирования, основанной на уже опробованных механизмах частно-государственного партнёрства с введением процедур ответственности за достижение плановых показателей.

1.0x