Больше года прошло с момента, когда в России была на официальном уровне объявлена новая доктрина духовного развития нации, доктрина "О традиционных ценностях". И более того, осенью уже нынешнего года Президент издал Указ из нескольких пунктов, одним из которых являлся пункт о превалировании Духовных ценностей над Материальными. Понятие духовности очень многогранно. Мы государство-империя, где соединяются в единое смысловое поле представления и традиции разных коренных народов о духовности. Либеральные журналисты трактуют духовность и философскую глубину по-своему, в их представлении допустимо гадить там, где окормляешься, почти в духе столующегося у профессора Преображенского булгаковского Шарикова.
Проходящий в зале Зарядье Четвёртый фестиваль Валерия Гергиева и Мариинского театра стал не только площадкой, возродившей сохранённые Маэстро Гергиевым лучшие из множества постановок режиссёров и Художников, созданных за последние 100 лет на музыку русских композиторов. Фестиваль также стал местом схватки на культурной ниве. Уходящая либеральная критика звенящей пустоты сменится рано или позже новой творческой мыслью, собирать всю подноготную которой под крыло будет кто-нибудь другой, но не Б.Лифановский. Подробности чуть ниже. Сейчас важнее сказать о том, сколько прекрасных чувств подарил московским слушателям стартовавший 10 ноября фестиваль.
Если бы не оперы Модеста Мусоргского "Хованщина" и Сергея Прокофьева "Любовь к трём апельсинам" и программа заключительного дня фестиваля, Четвёртый можно было бы назвать фестивалем Чайковского. Все симфонии, Первый фортепианный концерт в исполнении выросшего из юношеского задора и ставшего настоящим глубоким Мастером Дениса Мацуева, "Пиковая дама", в которой графиню исполнила Ольга Бородина, - непревзойдённая, мощная, красивая и многогранная, как космос,- а партию Елецкого Ариунбаатар Ганбаатар, русский монгол, могучий и великодушный богатырь пения, владеющий множеством голосовых красок и державший по три фразы кряду на одном дыхании, "Иоланта" со Скороходовым-Водемоном и великолепным, ярким и самобытным Евгением Никитиным в партии ИбнХакии, музыка балета "Щелкунчик" и Серенада для струнного оркестра в заключительный день фестиваля 18 ноября.
Атмосфера мероприятия очень возвышенная, такая же, как тогда, когда сам Чайковский стоял за пультом, впервые исполняя свои симфонии и оперы, - мы сегодняшние, не жили тогда, но мысли тех и наши мысли соединяет рождаемая в зале Зарядья маэстро музыка, подобное притягивает подобное. Финалы концертов фестиваля фееричные, разговоры публики об истинном, мужчины ведут беседы о стойкости и мужестве со своими жёнами или коллегами в антрактах, историки возмущены прочтением Мусоргского версии церковного раскола, -возмущены и тронуты до глубины, до вывода под руки из зала-, отцы учат детей правильному восприятию юмора в опере на примере воссозданной премьеры оперы Прокофьева о "Любви к трём апельсинам", в постановке которой певцы умело жонглировали апельсинами и делали колесо без помощи гимнастов из миманса, а кадры сменяли друг друга с такой скоростью, что зритель, казалось, не успевал отсмеяться над предыдущим, как уже его ум одаривали новой искромётной картинкой -шуткой. Машинерия сцены вместе с музыкальной частью сработала великолепно, действовала, как часы. Говорят, Гергиев работал на сцене ежедневно с утра вплоть до третьего звонка. Его работоспособность поражает. И всё это в царстве музыки. Симфонии Чайковского для оркестра -отдельный разговор, музыканты группы ударных и духовые, которые всегда на втором плане, играли божественно и заставили обратить на себя внимание. Трубач Тимур Мартынов, валторнисты Афанасьев и Кацман, фаготист Толмачов, арфисты Софья Кипрская и Арсений Измайлов, флейтистка Татьяна Хватова заявили о себе, как высококлассные солисты. В данном ключе органично решение Валерия Гергиева представить москвичам мариинский брасс-ансамбль отдельным номером на заключительном концерте. Страдивари-оркестр с великолепной первой скрипкой Оркестра Лоуренса Настурики мы тоже услышим под управлением Маэстро Гергиева.
Немного о грустном. Утратившая многие свои позиции, только что скандально потерявшая свои номинации непозолоченная маска, уходящая с потребительской натуры сбежавшими театральными деятелями из журналов (М.Давыдовой, например, главредом журнала Театр) и театров ,- Вахтанговского (снят Юрий Бутусов), Маяковки, Сатиры (новым худруком назначен Сергей Газаров), Наций и МХАТа и несмотря даже на то, что театры вынуждены попросту снимать спектакли из-за отсутствующих актёров, либеральная критика приковыляла немножечко нагадить на фестивале Гергиева. Язык музыки можно было бы считать эзоповым, если бы не пятая симфония Шостаковича, понятная любому, хоть раз слышавшему о суровых послевоенных временах середины прошлого века. А вот бездарный полуциничный - полувульгарный язык музыкальных критиков, взращиваемых последние тридцать лет МГУшной постжурналистикой или искусствоведческой консерваторской, жаждущими западного барокко преподавателями постсоветского формата, эзоповым назвать врядли можно. Не дотягивают. Слишком много откровенной ненависти ко всему русскому сочилось из либеральных пабликов. И вот сейчас, в момент затяжной осени конфликта, наши демократы оживились и, приглашённые в Зарядье послушать действительно лучшее и прекрасное, решили поучить Мастера выбирать правильных художников, сценографов и режиссёров, а именно оперного "...философа Чернякова, сопоставимого с Виком..." и в разные годы поставившего одетую в спортивные треники похмельную "Снегурочку" Н.Римского-Корсакова, голого недетского "Руслана..." М.Глинки, пьянь да рвань в скандинавской "Деве Февронии..." Н.Римского-Корсакова, квестового пошлейшего "Садко" или умилившего Зальцбургский фестиваль "Салтана...", в котором наследник русского престола из пушкинской сказки выступает в образе странного мальчика с ограниченными возможностями. Его партию истово изобразил невероятно харизматичный и нежный мальчик из вдовинских птенцов, рождённый в многострадальной Луганской области, но уехавший быстрее всех в западные края петь под двухцветным флажком своим маленьким и очень выразительным голосом в хулящих Россию режиссёрских творениях Дмитрия Феликсовича. Весь талант конъюнктурного гения Чернякова всегда заключался в его умении угодить гегемону и встроиться в паровоз постепенно и неотвратимо надвигаемой на мир антирусской политики. Его творческое кредо до примитивного просто и предсказуемо,- быстрее других присвоить сценографию, где-то уже ранее на западе обязательно встречавшуюся, как это задалось у Дмитрия Феликсовича уже с ранней его постановки, расчертившей постранство сцены "Воцека" на прямоугольники. Другой "гений" в одном из своих интервью, данном Е.Бирюковой, называл героиню "Воцека" Божьей Матерью, что было прямым кощунством. Но, ко всеобщему удивлению, гения, до сих пор философствующего о православии, но не научившегося хоть сколько -нибудь сносно говорить по-русски, незамедлительно перевели с поста художественного руководителя и главного дирижёра НОВАТа в столицу. Теперь он с оркестром играет стоя, желая хоть чем-то привлечь внимание неискушённой состоятельной публики. Оригинал-Теодор. А стезя Новосибирской оперы с тех пор была протоптана в определённом направлении, настолько угодившем британскому истеблишменту богоненавистническим "Тангейзером", что премьер -министр королевства уже в 2022м, далёком от тех скандальных премьер, году, упоминает об эффекте этой постановки со сладостным вожделением. Работа МИ 6 на культурной ниве России удалась.
Не умирает и дело прославившегося сборами средств в пользу ставшего нам врагом государства, снятого с поста главного дирижёра Новой оперы В.Урюпина, но всё ещё мелькающего то там, то здесь на афишах. Если его глупые и вызывающие действия можно было бы списать на молодость, то действия директора театра, человека вполне зрелого, спонтанными назвать нельзя. В театре Новая опера, на неделе Крещенского фестиваля заявлена опера американца Д. Адамса "Доктор Атомик", восхваляющая американскую гегемонию, самую лучшую гегемонию в мире. Музыка посредственная, да и славить американские ценности самое время. Другие работы этого прославленного Маэстро Колобовым театра, предложенные новым руководством, ничуть не лучше. Язык откровенен, художественным стилем не пахнет. Министерству культуры в эти толстости вдаваться, похоже, не хочется. Проверку спектакля "Сатирикона" с откровенным говорящим названием "Все оттенки голубого" или Goluboy произвели неохотно, с помощью аудиозаписей и психолингвистической экспертизы, заявления в Минкульт возмущённых и неравнодушных граждан либералы сходу окрестили доносами. Чего проще. Даже удивительно, что очередную предстоящую театральную постановку о Голодоморе после проверки всё же решено снять.
Все эти чудеса снятий и назначений происходят в дни сложной затяжной осени. Не умеющие жить, работать и творить по-нашему, жаждущие ничем не оправданного потребительского комфорта, благ и денег, а вовсе не духовности и философии, привыкшие жить в шикарных высокопотолочных квартирах внутри малого московского кольца, где совсем ещё недавно жили академики от физики и химии, писатели и великие театральные деятели великой страны, нашиненаши либеральные демократы превратились в отдельную нацию, вытеснившую Русский мир из столицы многонационального русского мира, ничего стоящего для общества не создав. Они ломают зубы, не желая отдавать в чужие руки своих тёплых мест, они не стараются писать профессионально, их язык не блещет ни умом , ни красотой. Им на Руси всё ещё жить хорошо.
И их споры так не похожи на творческие молодые споры Маэстро Гергиева и Маэстро Колобова, где первый выступал за сохранение целостности авторской партитуры в каждой из опер,- Мусоргского ли, Чайковского ли , Верди ли, а второй -за усекновение авторских текстов, новаторские сокращения в музыке великих опер, отсекая всё, что ему казалось лишним. Время рассудило двух гениев. Сегодня мы слушаем полные версии, когда за пультом Маэстро Гергиев и наслаждаемся балетом персидского акта в "Хованщине" и неиспорченными режиссурой пошляков постановками. Мастер сумел сохранить лучшее в новые смутные времена и донёс до новых поколений всё самое бесценное.