Авторский блог Владимир Овчинский 00:00 18 февраля 2024

НАТО готовится к прыжку

альянсу не нужен мир

Генеральный секретарь Йенс Столтенберг 14 февраля 2024 г. опубликовал последние данные о расходах НАТО на оборону, которые показывают беспрецедентный рост среди европейских союзников и Канады.

двойной клик - редактировать изображение

Столтенберг объявил, что с тех пор, как в 2014 году были приняты обязательства по инвестициям в оборону, европейские союзники и Канада выделили на оборону более 600 миллиардов долларов

В 2023 году отмечается реальный рост расходов на оборону среди европейских союзников и Канады на 11%, что Генеральный секретарь назвал «беспрецедентным ростом». Он добавил, что ожидает, что 18 стран НАТО потратят 2% ВВП на оборону в 2024 году – шестикратное увеличение с 2014 года, когда только три страны НАТО выполнили поставленную цель.

«В 2024 году союзники по НАТО в Европе инвестируют в оборону в общей сложности 380 миллиардов долларов США. Впервые это составляет 2% их совокупного ВВП», — сказал Столтенберг. Он добавил: «Мы добиваемся реального прогресса: европейские союзники тратят больше. Однако некоторым союзникам еще есть куда двигаться. Потому что мы договорились на Вильнюсском саммите все союзники должны инвестировать 2%, и что 2% — это минимум».

В 2014 году союзники по НАТО в Европе инвестировали 1,47% своего коллективного ВВП в оборону. Эта цифра неуклонно росла на протяжении десятилетия и достигнет 2% в 2024 году.

Министры обороны стран НАТО встретились 15 февраля 2024 г., чтобы обсудить вопросы сдерживания и обороны Альянса, а также поддержки Украины.

двойной клик - редактировать изображение

Министры обсудили прогресс в наращивании производства боеприпасов. Генеральный секретарь ясно дал понять, что существует «необходимость перехода от медленных темпов мирного времени к высокоскоростному производству, которого требует конфликт», чтобы пополнить запасы и продолжить поддержку Украины. За последние месяцы НАТО согласовала контракты на сумму 10 миллиардов долларов США. «Это помогает Украине, делает НАТО сильнее и обеспечивает больше высококвалифицированных рабочих мест в Европе и Северной Америке», — сказал Столтенберг.

Министры также коснулись ухудшающейся обстановки в области безопасности. Генеральный секретарь подтвердил, что, хотя «мы не видим какой-либо непосредственной военной угрозы против Североатлантического союза, НАТО продолжает следить за тем, чтобы в Москве не было места просчетам относительно нашей готовности защищать всех союзников». В ходе проводимых в настоящее время крупнейших учений НАТО за последние десятилетия «Стойкий защитник 24» союзники демонстрируют возможности и проверяют свою способность быстро перемещать силы по территории Североатлантического союза для защиты восточного фланга.

Союзники провели обмен мнениями с министром обороны Украины Умеровым, который дистанционно присоединился к заседанию Совета НАТО-Украина. Подчеркнув важность продолжения поддержки, Столтенберг приветствовал недавние объявления о поддержке – в том числе со стороны Канады, Финляндии и Норвегии – охватывающей ключевые возможности, такие как оборудование и запасные части для F-16, а также противовоздушную оборону.

Он также приветствовал тот факт, что 20 стран НАТО согласились сформировать коалицию по разминированию для Украины.

Группа союзников собирается вместе с целью поставить Украине один миллион дронов.

Европейские страны создают коалицию дронов во главе с Латвией и Великобританией, чтобы поставлять и поддерживать производство тысяч дронов с видом от первого лица для украинских военных.

Дания, Эстония, Германия, Литва, Нидерланды, Швеция и Украина подписали вместе с Латвией письмо о намерениях присоединиться к коалиции беспилотников 14 февраля.

Число стран еще больше увеличилось 15 февраля, когда Великобритания объявила, что также присоединяется к группировке в качестве соруководителя вместе с Латвией.

Коалиция дронов намерена поставить Украине один миллион дронов, говорится в заявлении Минобороны Латвии. Официальные лица в Риге не сообщили никаких сроков доставки дронов.

Министерство обороны Латвии заявило, что намерено в этом году потратить не менее 10 миллионов евро (11 миллионов долларов) на беспилотники для Украины.

Британия станет ведущей страной в расширении и оптимизации поставок Западом миниатюрных дронов Украине.

В Латвии будет организована школа дронов для украинских операторов и создан испытательный полигон для проверки эффективности дронов, сообщил британский представитель.

Министр обороны Великобритании Грегг Шаппс заявил, что Великобритания уже является крупнейшим поставщиком дронов для Киева и в этом году выделила 200 миллионов фунтов стерлингов (252 миллиона долларов) на производство дронов различных типов, предназначенных для боевых действий.

Премьер-министр Риши Сунак объявил в январе, что помимо небольших, недорогих, беспилотных летательных аппаратов, министерство обороны будет закупать ударные самолёты дальнего действия, морские дроны и другие типы в соответствии с обязательством.

Заявление двух министров обороны о коалиции по беспилотникам было сделано 15 февраля в кулуарах министерской встречи НАТО в Брюсселе.

Дроны с видом от первого лица обычно пилотируются с помощью очков, что позволяет операторам видеть прямую видеотрансляцию с камеры дрона.

Министерство обороны Великобритании заявило, что проведет отраслевой конкурс на производство большого количества дронов по доступной цене.

Аналитический центр Королевского института объединенных служб в Лондоне подсчитал, что в прошлом году Украина теряла 10 000 беспилотных летательных аппаратов в месяц.

На встрече министры обороны также решили создать в Польше новый совместный аналитический, учебный и образовательный центр НАТО-Украина для обмена уроками, извлеченными из российской войны, и создать структуру для обучения и подготовки украинских сил вместе со своими коллегами из стран НАТО. «Вместе на долю союзников по НАТО приходится 99% всей военной помощи Украине, и наша постоянная приверженность имеет важное значение для сохранения свободы Украины», — заключил Столтенберг. «Мы продолжим поддерживать Украину, защищать ее и нашу безопасность».

Что предлагают НАТО научные эксперты Альянса?

6 февраля 2024 г. на сайте NATO опубликован обзор научного эксперта НАТО доктора Кястутиса Паулаускаса «Почему когнитивное превосходство является императивом»:

«Стратегическая концепция НАТО на 2022 год – руководящий политический документ Альянса на следующее десятилетие – подчеркивает, что в евроатлантическом регионе нет мира. Это также создает ощущение безотлагательности, поскольку Россия определяется как «наиболее значительная и прямая угроза», а терроризм – как «наиболее прямая асимметричная угроза».

Стратегическая концепция 2022 года также впервые признает долгосрочные «системные вызовы», поставленные Китаем».

«Как выразился Верховный главнокомандующий ОВС НАТО по трансформации генерал Филипп Лавин, «Украина показала, что будущая война, скорее всего, будет динамичной и ожесточенной». В Украине впервые применяется новое оружие, такое как гиперзвуковые ракеты (запущенные Россией), и применяется инновационными способами, например, украинское программное обеспечение ГИС Арта, созданное по образцу приложения Uber. В этом были напрямую задействованы представители бизнеса и гражданского общества: Microsoft усилила киберзащиту Украины, а Anonymous сеяли хаос в киберпространстве России».

В 2021 году главы государств и правительств стран НАТО взяли на себя обязательство реализовать Основную концепцию ведения боевых действий НАТО — 20-летнюю концепцию развития военного инструмента силы НАТО. Согласно Объединенной доктрине союзников, действия в морской, наземной, воздушной, космической и киберпространственной оперативной сфере приводят к последствиям в физическом, виртуальном и когнитивном измерениях. Превосходство, как следует из этого слова, заключается в том, чтобы быть лучше, быстрее или крупнее других.

Таким образом, когнитивное превосходство в контексте НАТО можно определить как способность превосходить в понимании и принятии решений, что позволяет перехитрить и перехитрить противника.

Что такое когнитивное превосходство, есть ли оно у нас и как узнать?

Усилия, связанные с достижением когнитивного превосходства, можно условно сгруппировать в три блока: осведомлённость, понимание и преимущество.

Ситуационная осведомлённость связана с восприятием: получением, хранением и использованием информации, данных и разведывательных данных с помощью различных средств. Это то, что мы знаем о противнике и наших собственных силах, а также о партнерах, других международных и неправительственных субъектах, нейтральных и криминальных субъектах – кто, сколько, где, когда и как они связаны друг с другом. Это включает в себя знания о военной позиции; численность и расположение сил; силовой дизайн; и различные стратегические факторы (политические, социально-демографические и экономические).

Разведывательное предприятие НАТО состоит из примерно 70 служб национальной безопасности и разведки; подразделений НАТО, объединяющих разведывательные данные; расширенных возможностей комплексной разведки, наблюдения и рекогносцировки. Само собой разумеется, что НАТО уже обладает высокой степенью ситуационной осведомленности о «красной» (противоборческой) картине, о чём наглядно свидетельствует беспрецедентный обмен разведывательными данными со стороны Соединенных Штатов в преддверии военного конфликта на Украине. Всегда есть возможности для совершенствования, поскольку НАТО может добиться еще большего, особенно за счёт использования новых технологий и цифровой трансформации.

Ситуационная осведомленность подразумевает получение, хранение и использование информации, данных и разведывательных данных с помощью различных средств.

Ситуационное понимание – это осмысление : превращение знаний в реальное понимание. Речь идет о понимании того, что планируют делать различные участники, как они думают, принимают решения и действуют, каковы их сильные и слабые стороны. Это будет включать понимание долгосрочного видения и стратегии; стратегическая культура, поведение и оперативное искусство; долгосрочная траектория развития войны и технологический фокус; механизмы командования и управления и тому подобное».

Дорожная карта для продвижения вперёд

Три описанных выше строительных блока – осведомленность, понимание и преимущество – могут стать полезной дорожной картой для осуществления ряда шагов на пути к когнитивному превосходству:

Во-первых, делимся теми знаниями, которые у нас уже есть. Союзники индивидуально и коллективно обладают и собирают огромные объемы данных и информации. Но зачастую оно чрезвычайно раздроблено между странами, областями и услугами. Существуют проблемы, связанные со средствами сбора информации, фильтрации дезинформации, хранения данных и их использования. Проблема для НАТО заключается в поиске соответствующего баланса между защитой и обменом информацией. Простое «распространение большего» не всегда является ответом, учитывая агрессивные враждебные усилия по сбору разведывательной информации со стороны России, Китая и других игроков. Некоторые области, такие как оперативная безопасность или ядерное сдерживание, должны быть тщательно защищены. С другой стороны, союзники могут снизить политические барьеры для обмена необработанными данными и информацией на основе принципа «делитесь, если только» (т.е. активно стараться обмениваться информацией, если нет веских причин не делать этого); и стать лучше в области разведки с открытым исходным кодом, в том числе за счет использования цифровой трансформации.

Союзники должны продолжать работать над подключением датчиков между службами на национальном уровне («от морского дна к космосу») и во всех оперативных областях на уровне НАТО, чтобы развивать всестороннюю ситуационную осведомленность. НАТО также необходимо разработать общий базовый подход – возможно, в форме концепции когнитивной войны – для защиты от уловок и дезинформации.

Во-вторых, мы понимаем противника лучше, чем он понимает нас. Представление противника о НАТО не может быть лучше, чем представление НАТО о самом себе. Исторически НАТО не очень хорошо умела критически оценивать свою деятельность. Альянсу необходимо научиться лучше и с достаточной честностью выявлять свои собственные «слепые зоны». Союзники знают свои национальные стратегии, состояние своих вооруженных сил и планы развития потенциала. НАТО получает представление об этих элементах посредством процесса оборонного планирования НАТО (NDPP). НАТО осознает недостатки и уязвимости своего потенциала.

Представление Главнокомандующего объединенными силами в Европе (SACEUR) о фактической готовности сил улучшилось благодаря Инициативе готовности НАТО, которая улучшила этот аспект сил некоторых союзников, а также предоставила SACEUR больше информации о силах, которые фактически будут доступны в день боя.

НАТО следует продолжать совершенствовать практику политической и военно-стратегической сетевой оценки. Североатлантический союз мог бы также добиться большего, чтобы уроки не только выявлялись, но и тщательно изучались и применялись. Что касается угроз, то некоторые из них останутся непредсказуемыми и «шокируют» Альянс, независимо от того, насколько хорошо он подготовлен.

НАТО может лучше понимать противников, вкладывая значительные средства в экспертные знания, ориентированные на противника, во всех службах и областях. НАТО также может совершенствоваться на всех уровнях командования посредством обучения, образования и военных игр, а также путем постоянного изучения методов ведения войны противника.

В-третьих, принимать более решительные решения на основе более качественной информации и действовать в соответствии с этими решениями более эффективно, чем противник. НАТО имеет мощный процесс принятия решений, основанный на консенсусе, а также интегрированную структуру военного командования, что является уникальным преимуществом среди всех международных организаций. Сегодня террористические, кибер- и информационные атаки происходят незаметно, а доставка гиперзвуковых ракет занимает несколько минут. Многие из этих угроз невозможно сдержать, и защититься от них чрезвычайно сложно, если вообще возможно. Это делает ставку на активное и творческое формирование стратегической обстановки в интересах НАТО путём навязывания противнику дилемм и риска эскалации. Для этого у НАТО есть готовый набор инструментов. Он охватывает краткосрочные меры применения сил, включая предварительные планы, учения и демонстрации сил, а также стратегические коммуникации. Он также охватывает долгосрочные меры по развитию военных действий, включая NDPP, разработку концепций, развитие потенциала общего финансирования, моделирование и симуляцию, а также военные игры. НАТО также может задействовать свою обширную и разнообразную сеть партнерств (страны, промышленность, научные круги), сеть из 5000 ученых под эгидой Организации НАТО по науке и технологиям, а также свои многочисленные аккредитованные НАТО Центры передового опыта, Командование по трансформации союзников выступает в качестве надежного центра экспериментов и обучения для Альянса.

Но НАТО могла бы иметь более интегрированную военно-политическую картину, чтобы и военные суждения, и политические решения принимались на основе одних и тех же показателей и анализа оперативной обстановки. НАТО нуждается в более полном понимании долгосрочной траектории движения противников и должна разработать стратегии воздействия на них. Это требует усиления внутреннего исследовательского и аналитического потенциала во всем Альянсе. Политическим и военным властям стран-союзников необходимо проводить все более и более глубокие переговоры о долгосрочных стратегических целях по сравнению с основными угрозами, в том числе путём разработки жёстких и неприятных сценариев».

1.0x