"Великий мастер" (Гонконг, Китай, США, 2013, режиссёр — Вонг Кар-Вай, в ролях — Чжан Цзыи, Тони Люн Чу Вай, Кунг Ле, Сон Хё Гю, Чжан Чжэнь, Юэнь Ву-Пин, Сю-Люн Люн, Джана Хо, Чеунг-Ян Юэнь, Менг Ло)
1936 год, китайский городок Фошань, славный своими школами боевых искусств. Мастер кунг-фу, практикующий стиль Вин Чун, счастливый семьянин Ип Ман (Тони Люн) принимает вызов на поединок от главы северной школы Гона (Ван Цинсян) и побеждает. Скорее в умственной схватке, которая, разумеется, тоже есть кунг-фу. Дочь Гона, красавица Гонг Эр (Чжан Цзыи), владеющая техникой 64-х ладоней, мечтает взять реванш. Их бой с Ип Маном провоцирует у обоих любовное настроение. Но Гонг Эр возвращается на север, а в Фошань приходят японцы. И здесь уже не до соревнований. Тем временем лучший ученик Гона, названный брат Гонг Эр, переходит на сторону захватчиков. И убивает своего учителя. Гонг Эр возвращается в Фошань чтобы вернуть обратно честь школы своего отца, а Ип Ман вынужденно уезжает в Гонконг.
Синопсис, описанный выше, — попытка линейно описать сюжет "Великого мастера". Вернее, найти в его отсутствии какую-то логику. Поскольку здесь мы имеем дело не с традиционным байопиком (таких фильмов про мастера Ип за последнее время в Китае сняли немало), а с чистой воды поэзией. Первые полчаса действия представляют собой странный микс бесконечного рапида и крупных планов, пафосных разговоров и многозначительной тишины. В эти моменты сложно нащупать внутренний ритм картины, и уж, тем более, понять, что будет происходить дальше. Но когда Фошань оказывается в руках японцев, становится ясно, ради чего вертелась эта немыслимая медленная карусель. Упорядоченный, сложно понимаемый европейцем мир кунг-фу сметают с пути новые безжалостные времена. Цивилизация своеобразного, но острого, как клинок, кодекса чести уступает место колесам судьбы, держащим курс совсем в иные пространства. Верный принципам школы Вин Чун, мастер Ип удаляется на чужбину, где начинает преподавать боевые искусства. И впервые открывает тайны своей школы за пределами Фошаня. Гонг Эр предпочитает мимикрии месть и забвение, горько-сладкое чувство победы, суть которой имеет смысл только для нее одной. Две судьбы оттенены ярким историческим фоном — по сути, это фильм о Китае, о смене эпох, о том главном рубеже ХХ века, который заменил вековую традицию боевых искусств на модную актуальность.
В наши дни стиль Вин Чун широко распространился за территорию Китая, но у себя на родине превратился в учение для одиночек. Чтобы вернуть народу интерес к кунг-фу, на государственном уровне было принято решение культивировать образ Ип Мана, снимать про него как можно больше фильмов, создавать героя заново. Вплоть до 2008-го года Ип Ман появлялся на экране как второстепенный персонаж в лентах о Брюсе Ли. В одном из них его даже сыграл сын мастера и его ученик Ип Чунь. Затем в силу вступил госзаказ, и на экраны вышло три полноценных фильма, где главную роль сыграл Донни Йен. На Западе мастер Ип известен прежде всего, как учитель Брюса Ли, что исторически не совсем верно. Брюс действительно проучился какое-то время в школе Ип Мана, но сам мастер лично его не тренировал. Сейчас имя Брюса Ли служит отличной рекламой для привлечения в школы Вин Чун людей разных возрастов и национальностей. Тот факт, что актер нарушил табу и за нехилые деньги продемонстрировал свои качества бойца в растиражированном виде массового кинопроизводства, уже никого не смущает. Чего не скажешь об Ип Мане и его главных учениках, которые в свое время были крайне возмущены этим фактом.
Предыдущие попытки реалистично рассказать о жизни мастера были весьма симпатичны, но им явно не хватало эпического размаха. Вонг Кар-Вай, потративший на "Великого мастера" шесть лет, легких путей не искал. Преодолев проблемы с финансированием, паузы из-за травмы Тони Люна и собственный затяжной перфекционизм, он сделал ставку не на обычную биографию, а на попытку поведать зрителю про внутреннее кунг-фу, его суть и смысл. Несмотря на то, что в картине наличествуют несколько очень красивых снятых боевых сцен, отнюдь не махание руками и ногами определяет его хореографию. Более того. Поклонникам традиционных фильмов кунг-фу на "Великом мастере" просто нечего делать.
Не случайно и то, что большая часть экранного времени посвящена истории Гонг Эр. Мастер Ип Ман в данном случае отступает на задний план, становится незримым наблюдателем. Однако идея сделать главной героиней женщину имеет не только эстетическое значение, но и иной смысл. Согласно одной из легенд, стиль Вин Чун (в переводе с китайского "Вечная весна") давным-давно ввела в обиход одна юная особа по имени Ян Вин Чунь . Кроме того, подобный персонаж необходим Кар-Ваю для очередного упражнения в прекрасном. "Я хочу еще раз увидеть технику 64-х ладоней", — напишет Ип Ман уехавшей на север девушке. Но вместо этого будут разговоры в кофейнях чужого Гонконга, непременная китайская опера, долгие взгляды глаза в глаза и невысказанная печаль об утраченном. Все те самые мотивы о невозможности любви, её эфемерности, которые уже меланхолично звучали в "Любовном настроении" — чувстве, от которого Кар-Вай, видимо, не избавится уже никогда.