Авторский блог Валентин Катасонов 13:45 17 марта 2021

Нас всё меньше

История России через призму демографии
47

В последние десятилетия многие историки в оценке того или иного периода времени увлеклись использованием такого критерия, как экономика. Точнее, уровень и динамика ее развития. А в качестве меры используют ставший сегодня модным показатель «валового внутреннего продукта» (ВВП). Или сходные с ним показатели – национальный доход, валовой общественный продукт, валовой национальный продукт и т.п. Дух времени, идеология экономического материализма, похоже, захватили даже гуманитариев.

Но как экономист скажу, что показатель ВВП с каждым годом становится все более «кривым зеркалом», которое отображает не столько экономику, а «пену», взбиваемую на финансовых рынках. Многие экономисты уже ворчат, предлагают заменить показатель ВВП на какой-то более адекватный.

Кроме того, даже самые закоренелые материалисты признают, что «не хлебом единым жив человек» (Мф.4:4). Почему-то вспоминаются строки Ф.И. Тютчева: «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые». Те люди, которым пришлось побывать в разных исторических эпохах (обычно разделенных такими событиями, как революции и войны) прекрасно чувствуют различия между этими эпохами: в одной – радость, в другой – уныние; в одной хочется жить и творить, в другой – тошно жить. и руки опускаются. Но ведь эти субъективные, эмоционально-психологические состояния людей невозможно измерить ни рублями, ни килограммами колбасы, ни квадратными метрами жилья.

И все-таки такие показатели есть, это демографические показатели. «Будущее нации зависит не от числа автомобилей, а от числа детских колясок», – мудро заметил как-то президент Финляндии Урхо Калева Кекконен (1900-1986).

Динамика таких показателей очень чутко отражает эмоционально-психологическое состояние общества. Если люди не видят будущего, они раньше умирают и перестают выполнять древнюю заповедь «Плодитесь и размножайтесь» (Быт.1:28). А если есть перспектива, есть к чему стремиться, есть смысл жизни, то люди не спешат уходить из этого мира и начинают исполнять упомянутую заповедь.

Любому народу, а особенно нашему, нужна национальная идея, которая и является мощнейшим стимулом для жизни. Гораздо более мощным, чем экономика с ее «мутным» показателем ВВП.

Я сейчас не погружаюсь в вопрос о том, насколько та или иная национальная идея является верной. Могут быть ложные идеи и цели, способные заводить общество в тупик и даже оборачиваться катастрофами. Например, в 1933 году к власти в Германии пришел Адольф Гитлер, и он провозгласил национал-социализм в качестве национальной идеи немецкого народа. Через 12 лет эта ложная идея обернулась полным крахом для Германии (а также громадными людскими потерями).

С моей точки зрения, не менее тяжким для народа является отсутствие национальной идеи. Именно в таком состоянии сегодня находится Россия. К сожалению, Конституция Российской Федерации (даже в нынешней ее редакции после внесения в нее изменений в прошлом году) запрещает в стране иметь национальную идею, или идеологию (статья 13). И это в стране с тысячелетней историей! До начала 1990-х годов в России (которая называлась Святой Русью, Российской империей, Советской Россией, Советским Союзом) всегда была своя национальная идея, которая незримо влияла на все стороны жизни общества и каждого отдельно взятого человека. А сегодня – идейная «пустота», которую лукаво пытаются заполнить идеологией так называемого либерализма.

Но вернемся к вопросу о демографической статистике как индикаторе настроения общества. Из всего многообразия показателей нас в данном случае интересует блок из трех показателей: рождаемости, смертности и естественного движения населения (он определяется как разность между рождаемостью и смертностью).

Дореволюционная Россия

Возьмем для начала дореволюционный период. Не буду погружать читателя в тонкости статистической кухни. Отмечу лишь, что ранние цифры носят оценочный характер. Более или менее надежная статистика появилась лишь в IX веке. Согласно исследованию Бориса Миронова (Миронов Б. Российская революция 1917 года сквозь призму демографической модернизации. Демографическое обозрение. 2017. Том 4, №3, с.7), в XVIII веке в Российской империи средний показатель рождаемости составлял 51 чел. на 1000 жителей.

Средний показатель смертности – 37 чел. Естественный прирост населения – 14 чел. Эта статистика охватывает ту часть населения страны, которая относится к православным (в церковных приходах производилась регистрация смертей и рождений)

Согласно тому же источнику, в период 1801-1860 гг. приведенные выше показатели рождаемости, смертности и естественного прироста среди православной части населения оставались примерно на том же уровне.

В период 1861-1913 гг. наблюдалось некоторое снижение рождаемости и смертности. Так, в период 1861-1870 гг. рождаемость во всей Российской империи составляла 50,2 чел. в расчете на 1000 жителей, в смертность – 36,9 чел. А в 1913 году эти показатели равнялись соответственно 43,1 и 27,4 чел. В результате естественный прирост населения в Российской империи вырос с 13,3 до 15,7 чел. А максимальный естественный прирост населения был зафиксирован в 1911 году – 17,6 чел. в расчете на 1000 жителей.

Конец XIX в.– начало XX в. (вплоть до Первой мировой войны) – время наиболее динамичного естественного прироста населения России. В 1897 году в стране проводилась перепись населения, которая определила численность населения Российской империи – 129,2 млн чел.

Данные на 1914 год являются приблизительными: по данным ЦСК (центрального статистического комитета) МВД население империи, без Финляндии, превысило 175,1 млн человек.

Получается, что за период 1897-1914 гг. (18 лет) население империи увеличилось примерно на 45 млн человек, или более чем на треть (на 35,5%). Вот вам и достойный ответ тем недобросовестным историкам, которые талдычат о том, что Российская империя была «тюрьмой народов».

Советский период

Прошли мировая война, революции, Гражданская война, интервенция стран Антанты. Резко сократилась рождаемость, многократно увеличилась смертность. Гибли не только воины на полях сражений, но и гражданские лица. Никакой демографической статистики в этот смутный период нашей истории не велось. В 1926 году в СССР была проведена перепись населения. Она показала, что в стране в конце указанного года проживало 147,0 млн человек. Почти на 18 миллионов больше, чем в 1897 году и на 28 миллионов меньше, чем накануне Первой мировой войны. Уже через два года (на начало 1929 г.) численность жителей СССР увеличилась до 154,2 млн чел., т.е. более чем на 7 миллионов.

Накануне Великой Отечественной войны (в июне 1941 года) численность населения СССР достигла рекордного значения 195,4 млн чел. За четырнадцать с половиной лет с момента переписи 1926 года население страны выросло на 48,4 миллиона, или на 33%. Темпы прироста населения примерно такие же, какие были в период 1897-1914 гг.

В декабре 1945 года в СССР проживало 172,0 млн человек. Потери по сравнению с июнем 1941 года составили 23,4 млн человек. Численность населения откатилась до уровня, который был в Российской империи незадолго до начала Первой мировой войны.

А дальше начался бурный рост населения СССР, который продолжался до момента развала Советского Союза. В декабре 1991 года численность достигла максимального значения – 294,0 млн человек. За 1945-1991 гг. население СССР увеличилось на 122 миллиона, или на 71%.

Прирост населения в Советском Союзе за указанный период в абсолютном выражении превысил суммарную численность жителей Германии и Франции на конец 1990 года. США заметно отставали от СССР, имея в 1990 году численность населения, равную 250,1 млн человек. В 1945 году численность населения США равнялась 140 млн чел. Прирост за 1945-1990 гг. составил 110 млн человек. А у Советского Союза – 122 миллиона! Демографическое соревнование, в котором СССР совершенно не уступал Соединенным Штатам.

История РФ как «естественная убыль населения»

Теперь перейдем к демографии Российской Федерации. Такой мрачной картинки не было за всю историю наблюдений в нашей стране (с XVIII века).

На 1 января 1992 года численность населения Российской Федерации составляла 148,5 млн чел. На 1 января 2021 года она равнялась 146,2 млн чел. За 29 лет имеем снижение численности населения России на 2,3 млн человек, или примерно на 1,5%. Что ж тут страшного? Ведь у многих государств «цивилизованной» Европы также наблюдается снижение общей численности населения, имеет место ползучая депопуляция.

В России депопуляция происходит намного стремительнее, чем во многих «цивилизованных» государствах. А «демографическую яму» не замечают, потому что она камуфлируется притоком мигрантов (преимущественно из ближнего зарубежья).

Прошлый год стал даже не «демографической ямой», а самой настоящей пропастью. Рождаемость в 2020 году оказалась на 48 тысяч чел. ниже, чем в 2019 году. Число родившихся в 2020 году составило всего 1.435,8 тыс. человек. Это самый низкий показатель с 2002 года. По сравнению с 2014 годом число родившихся упало на 26,3%. Но гораздо более драматичной была ситуация со смертностью. В прошлом году число умерших составило 2.124,5 тыс. чел.: на 326,2 тыс. человек, или на 18% больше, чем в 2019 году. Это превышение сейчас называют «избыточной смертностью». Некоторые спешат объяснить «избыточную смертность» фактором COVID-19. Однако данные Росстата показывают, что лишь 1/3 можно списать на коронавирус. Причины остальных 2/3 «избыточных смертей» при всем желании коронавирусом не объяснишь.

Число смертей в прошлом году – максимальное за период 2007-2020 гг. И ненамного меньше – рекордного показателя смертности, зафиксированного в 2005 году (2.365,8 тыс. чел.). По итогам 2020 года естественная убыль населения составила 688,7 тыс. чел. По итогам 2019 года показатель равнялся 317,2 тыс. чел. Получается, что за год естественная убыль населения увеличилась в 2,17 раза. Прирост убыли в абсолютном выражении составил 371,5 тыс. человек.

Убыль населения в России в 2020 году оказалась рекордной за последние 15 лет – больше было только в 2005 году (847 тысяч человек).

За период 1992-2020 гг. суммарная «естественная убыль населения» (ЕУН) составила 14,3 млн человек. Мы уже начинаем привыкать к этим потерям, даже называем их «естественной убылью». Но потери эти противоестественные.

На отрезке времени 1992-1999 гг. ЕУН была равна 5,5 млн чел. В период 2000-2010 гг. – 7,4 млн чел. В период 2011-2020 гг. – 1,4 млн чел. На первый взгляд, кажется, что в истекшем десятилетии темпы убыли населения начали снижаться. Но ситуация была более или менее обнадеживающая лишь в первой половине прошлого десятилетия. Во второй половине десятилетия тренд естественной убыли стал нарастать (тыс. чел.): 2017 г. – 134,46; 2018 г. – 218,39; 2019 г. – 316,16; 2020 г. – 688,73. За четыре года убыль составила 1,36 млн человек.

2021 год: «естественная убыль» нарастает угрожающими темпами

Росстат недавно обнародовал данные по блоку «естественное движение населения» за январь 2021 года. Цифры угрожающие. Число родившихся в январе 2021 года снизилось на 10,3% – до 106,6 тыс. со 118,8 тыс. в январе 2020 года. Число умерших в РФ в январе 2021 года увеличилось на 33,9% – до 219,8 тыс. со 164,0 тыс. в январе 2020 года. Таким образом, естественная убыль населения в январе 2021 года составила 113,2 тыс. чел. против 45,2 тыс. чел. в январе 2020 года. За год убыль населения подскочила в 2,5 раза!

Попробуем экстраполировать показатели нынешнего января на весь 2021 год (умножим их на 12 месяцев). Получим численность родившихся, равную 1,28 млн чел. Это сопоставимо с рекордно низким показателем 1999 года (1,21 млн). По численности умерших получим значение, равное 2,64 млн чел. Такой величины умерших не было за все годы существования Российской Федерации. Самым рекордным был 2003 год, когда в стране умерло 2,37 млн человек. А показатель смертности 2020 года – превышен почти на четверть.

Таким образом, в этом году мы можем столкнуться с еще более масштабной «избыточной смертностью»! А показатель естественной убыли населения за год может составить 1,36 млн чел. То есть может быть установлен новый рекорд по убыли.

Напомню, что на данный момент рекордным считается 2000 год, когда естественная убыль населения равнялась 0,96 млн чел.

Конечно, приводимые мною цифры – результат простой экстраполяции. Реальная картина по итогам года будет иной. Но я специально привожу свои расчеты для того, чтобы предупредить о грозящей катастрофе. Наше дело ее предотвратить. Был бы счастлив ошибиться в своих оценках.

Все познается в сравнении. Взять, к примеру, такой отрезок нашей истории, как 1926-1939 гг.

Иные историки говорят о «страшных сталинских репрессиях», якобы унесших десятки миллионов человеческих жизней. Но статистика подобного рода мифы опровергает. В 1939 году численность населения РСФСР составляла 108,4 млн человек. Прирост населения за указанный период (14 лет) составил примерно 7,5 миллиона человек. А в Российской Федерации только за 2000-2010 гг. (11 лет) произошла «естественная убыль» населения на такую же величину.

Показатель относительной смертности (число умерших в расчете на 1000 жителей) в РФ находится преимущественно в диапазоне 14-15. Рекордным был в 2003 году – 16,4. В прошлом году – 14,4. А вот, для сравнения, относительные показатели смертности по отдельным годам в СССР: 1950 г. – 10,0; 1960 г. – 7,1; 1970 г. – 8,7; 1980 г. – 11,0; 1990 г. – 11,2.

Относительные показатели рождаемости (число родившихся на 1000 человек населения) в СССР за те же годы: 1950 г. – 27,5; 1960 г. – 23,2; 1970 г. – 14,6; 1980 г. – 15,9; 1990 г. – 13,4. В «страшном» 1937 году в пределах РСФСР коэффициент рождаемости составил 41,2. Кстати, примерно таким же был коэффициент рождаемости в Российской империи накануне Первой мировой войны. В Российской Федерации в прошлом году показатель составил лишь 9,8. Как говорится, «почувствуйте разницу». Если судить по коэффициенту рождаемости, то прошлый год у нас был «страшнее», чем 1937 год в четыре с лишним раза! Думаю, что 2021 год может оказаться еще более жестоким.

Людские потери Российской Федерации сопоставимы с потерями в Великой Отечественной войне

Потери сопоставимы с теми, которые понесла наша страна в годы Великой Отечественной войны (ВОВ) 1941-1945 гг. По оценкам военного историка генерала Кривошеева Г. Ф., потери СССР в годы ВОВ среди личного состава Вооруженных сил составили 11,3 млн человек. В расчете учтены убитые на поле боя, умершие от ран, умершие от болезней и несчастных случаев, пропавшие без вести, попавшие в плен (Россия и СССР в войнах XX века. Потери вооружённых сил: Статистическое исследование / Под общ. ред. канд. воен. наук, проф. АВН ген.-полк. Г. Ф. Кривошеева. – М.: Олма-Пресс, 2001).

Что касается общих потерь (с учетом смертности гражданского населения, угнанных в плен, неродившихся детей и др.), то чаще всего фигурирует цифра 26 млн человек. Следует обратить внимание, что речь идет о людских потерях всего Советского Союза, а не той его части, которая относилась к РСФСР.

Выше я назвал суммарные людские потери Российской Федерации в виде «естественной убыли населения». Еще раз повторю, что за 1992-2020 гг. они составили 14,3 млн человек (а с учетом нынешнего года могут заметно превысить 15 миллионов). Но они не учитывают те потери, которые обусловлены резким снижением коэффициента рождаемости. С учетом этого суммарные людские потери РФ уже превысили 20 миллионов человек.

Людские потери Российской Федерации за последние неполные три десятилетия вполне сопоставимы в общими людскими потерями СССР в Великой Отечественной войне.

А если сравнивать с той частью потерь, которая приходилась на РСФСР (где проживала примерно половина всех граждан Советского Союза), то количество потерянных людей в Российской Федерации оказывается даже существенно большим.

Заключение

Подытоживая, вернусь к тому, с чего начал. С тезиса о том, что демографические показатели являются достаточно объективным индикатором, позволяющим оценивать отдельные отрезки истории, делить их на «светлые» и «темные». С этой точки зрения, последние три десятилетия следует назвать не просто «темными», а «черными». И выход из этого мрачного тупика может начинаться только с того момента, когда у нас, наконец, появится национальная идея. Идея, привлекательная для того, чтобы продолжить свой род. То, что мы три десятка лет живем (существуем, выживаем) в условиях ее отсутствия, является, в высшей степени, противоестественным нашим состоянием.

Публикация: Столетие

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Комментарии Написать свой комментарий
17 марта 2021 в 14:36

Только Национальная идея "Возврат в СССР" , спасёт Россию от вымирания.

17 марта 2021 в 15:46

Господин Валентин Катасонов, профессор, доктор экономических наук, председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова, в заключении своей статьи, пишет:
- "... С этой точки зрения, последние три десятилетия следует назвать не просто «темными», а «черными». И выход из этого мрачного тупика может начинаться только с того момента, когда у нас, наконец, появится национальная идея. Идея, привлекательная для того, чтобы продолжить свой род. То, что мы три десятка лет живем (существуем, выживаем) в условиях ее отсутствия, является, в высшей степени, противоестественным нашим состоянием".

Хоть стой, хоть падай от такого глубокомыслия...
Особенно восхищают его, профессора и доктора экономических наук, мысль - "...когда у нас, наконец, появится национальная идея...".
А, КТО эту самую "национальную ИДЕЮ" ДОЛЖЕН СФОРМУЛИРОВАТЬ???

Как я понимаю, по мысли автора, эту идею ДОЛЖЕН Путин, и НИКТО другой, а ПОЭТОМУ ему пора в отставку, придёт НОВЫЙ Президент и, ВОТ он-то, ПРОСТО ОБЯЗАН эту идею СФОРМУЛИРОВАТЬ.............

Вот такие ЭКОНОМИСТЫ были у нас в СССР, вот такие "ПРОФЕССОРА" готовят для России НОВЫХ экономистов..............

Они же НИЧЕГО НЕ РОДЯТ для России НОВОГО, кроме продолжения ИДЕЙ капитализма ЗАПАДНЫХ идеологов..............

ОТКУДА смогут РОДИТЬСЯ экономисты с НОВЫМИ ИДЕЯМИ Будущего России???

17 марта 2021 в 15:58

Национальная идеология подразумевает объединение всех слоёв общества для достижения общей цели. У России на данный момент две идеологии. Одна для т.н. ,,элиты'' - особняки и яхты. Другая для нас нищебродов - макарошки. Объединить это невозможно.

17 марта 2021 в 15:59

Национальный проект России -К 2030 году в России - 300 миллионов русских.

17 марта 2021 в 16:19

////////////К 2030 году в России - 300 миллионов русских///////////////

Ну, если Африка поможет, за отдельную плату.

17 марта 2021 в 16:35

Владимир , никакой Африки. Задпча вполне себе по силам. Алгоритм примерно таков:

1. Введение пятой графы в паспорте, сепарация кореных народов и транзитных.

2. Бесплатное жилье русским молодоженам.

3. Природная рента каждому рожденному , скажаем 100 тысяч зеленых, с капитализаицией. Сохранность гарантированная государством.

4. Все северным регионам бесплатный свет и газ.

4. Каждому ребенку Севера не менее двух месяцев проживания на юге.

Ну и еще с десяток мер в области здоровья, культуры и образования.

17 марта 2021 в 17:17

Сергей, очень актуально и мудро... я тоже высчитал этот вариант... Остаётся решить лишь один вопрос - как в Росси вернуть власть коренному русскому народу. Сталинская "межнациональная политика" окрепла и возмужала. Все рычаги управления страной в руках этнических мафий. Русским только алкоголь и наркота, все производства разрушены, все лидеры регулярно арестовываются. Где выход?

17 марта 2021 в 19:27

"Ну, если Африка поможет, за отдельную плату."........................... азиаты помогут,они рожают здесь и регистрируют,а некоторые оставляют в роддоме

17 марта 2021 в 19:30

"Русским только алкоголь и наркота"................ ну не скажи,молодежь до 40 лет не сильно то злоупотребляют

17 марта 2021 в 22:55

Про русских это красиво. Только вот кого считать русским? Если под это дело денежку будут давать, как предлагается, тогда я в русские первым запишусь. )))

17 марта 2021 в 16:27

Наша власть только порадуется приведённым показателям. Ибо это и есть результат их деятельности. А приятно посмотреть на дела рук своих, на реализацию своих планов.

17 марта 2021 в 16:43

Владимир. Пушкин русский поэт. Поэтому все жители Африки могут быть россиянами Кстати, в паспорте никогда не было 5 графы.

17 марта 2021 в 17:40

В паспорте была национальность его владельца.

17 марта 2021 в 17:51

Здесь расклад таков. Формальное понятие пятая графа относится к анкете, которую гражданин заполнял собственноручно и отвечал за изложенную информацию. Самое любопытное, что эта анкета сохранилась почти в неприкосновенности с тридцатых.

В анкете гражданин и выбирал свою национальную идентичность. Обратите внимания - никаких анализов по крови, никаких справок из амбулатории. Кем ощущаешь, то и записывай. А паспортный стол в паспорте лишь фиксирует ваше гражданское состояние.

Через мои руки прошло много анкет различных времен, от Дореволюции до наших дней. Любопытно сравнивать.

17 марта 2021 в 17:51

В паспорте были следующие пункты: 1. Ф.И.О. 2. Время и место рождения 3. Национальность 4. Подпись владельца паспорта 5. Социальное положение (рабочий, колхозник, служащий) и т.д.
В колхозах паспорта, в обязательном порядке, не выдавались до 1974 г. С 1974 г. все имели паспорта.

5 графа была в анкете, для выезда за границу.

17 марта 2021 в 17:54

Мы уходим от темы - вымирания России.

17 марта 2021 в 19:37

"Кстати, в паспорте никогда не было 5 графы."......... в сов. паспорте всегда писалась национальность,во всяком случае в свидетельстве о рождении есть,это может после 80-х годов отменили,у деда моего сохранились данные паспорта,когда документы пришли,что погиб-написано-мордвин(матушке моей платили пенсию,пока не начала работать)

17 марта 2021 в 19:50

После таких "националистических" комментариев - и добавить НЕЧЕГО..............

23 марта 2021 в 02:53

Понятно, кому слово "русский" поперёк горла.

17 марта 2021 в 20:01

Установление прочного мира в Донецкой и Луганской республиках на ближайшую перспективу является Национальной идеей России.Они в составе Украины, так почему бы Зеленскому не отнестись к этим республикам с любовью и заботой?
Он готовится убивать людей только за то,что они русские.В Европе объявился новый фюрер, которого США подталкивают к войне с Россией.

17 марта 2021 в 20:21

Касатонов нам говорит о том, что Нас всё меньше. Очень убедительная статья (чтобы думали). А мы обсуждаем о том, какая графа была и в каком документе.

К сожалению - вымирание (физическое) идёт полным ходом. А тут ещё добавился необоснованный и практически бесконтрольный рост Москвы, куда оттянули и оттягивают значительную часть молодёжи со всей страны.
Пустеют города, а про село и говорить нечего

17 марта 2021 в 22:19

Построенному в России капитализму люди не нужны. При этой модели присвоения и распределении жизненных благ, модели сырьевой экономики, люди только "обременение", требующее неоправданных затрат. Сформировавшаяся система управления страной и экономикой ведёт страну в тупик, из которого выход только один - социализм. Государство для народа, а не для "бизнеса". Экономика для общественного блага, а не для обогащения приближённых какого-либо "гаранта". Народовластие в форме Советов, реальное, а не фейковое.

17 марта 2021 в 22:48

Модель сырьевой экономики - это сырьё + дешёвая рабочая сила. Вымрет российское население - завезут из Африки или Азии. Роботизация в развитых странах "вытолкнет" на рынок труда часть высококвалифицированных рабочих, которые поедут в колонии и будут там бригадирами.
Полностью согласен со словами Михаила Шталь - "выход только один - социализм".

17 марта 2021 в 22:50

Думаю,что ожидать и надеяться на лучшее при этой власти просто не серьёзно!!!

17 марта 2021 в 23:12

Комментаторы рассказывают про борьбу (кого-то там, пусть и реального) непременно с русским населением. Тогда, как этот "кто-то там" определяет русского от не русского, чтобы непременно умертвить оного, но не затронут иного? Ведь даже графы в паспорте нет. Значит исключительно из умозрительных личных заключений (и злоключений), из каких-то сложившихся в детстве образов. Не шибко ли субъективно у него получается, немноговата ли погрешность? Ведь далеко "не каждый индивидум способен игнорировать тенденции своих парадоксальных иллюзий".

Поэтому весьма спорный тезис. Да и собственно кому это надо, когда их тут фильтровать-то? А главное - зачем? Непременно эрэф заселять азиатами... Шило на мыло. Вот им там заняться больше нечем. А чем азиаты лучше (для них) эрэфовских народностей, или даже непременно русских?

Я думаю, тут опять отрабатывается тема изначальной "избранности русского народа". Где, кем, когда - не имеет значения, выдающийся да и только, а то и подвижник, и святой, просто по случаю своего рождения и отсутствию узкоглазости. Ну, то есть опять клиника. Чем мы в этом случае - в надувании данной идеи - отличаемся от хохляцкого национализма? Разве только, что ещё не прыгаем... пока.

17 марта 2021 в 23:24

Так борются ли с нами? Непременно. Только боролись изначально с нашей государственностью. А когда её победили, то просто встроили нас (страну, как колонию, людей, как рабов) в общую систему сокращения народонаселения планеты. И им безразличны наши национальные предпочтения. Более независимые, худо бедно сохраняющие свою самостоятельность, в меньшей степени этому подвержены. Вот, кстати, скорость сокращения населения той или иной страны вполне себе может отражать уровень её самостоятельности и независимости. А мы по этому показателю в переди планеты всей.

18 марта 2021 в 00:15

Вообщем, как бы кому не хотелось превратиться в уютную, тихую и маленькую Финляндию (кстати, проектик тоже искусственный), локализоваться русским не получится. Так как исторически русский менталитет интернационален, равноправен и стремящийся к справедливости. Мы таковыми созданы. А предлагаемая локализация ломает все эти основы на корню, превращая большую нацию в маленькую (пусть даже и многочисленную) народность, превращая русских в нерусских. А чтобы стать тихим и уютным, нужно стать маленьким, да ещё и никому не нужным. Как очевидно - это не наш вариант. Наш вариант СССР - интернационализм, который, насколько нам известно, нисколько от национального самоопределения не отнимает, а только ярче отражает, в общей многонациональной семье. Которой и был СССР, к которой и надо стремиться. Это безальтернативно.

18 марта 2021 в 01:03

И мы должны не преференции "русскому народу" выискивать, а думать, как нам вышагнуть за ельцинске гранички, в которых нас пытаются утвердить и заколотить (при этом не отменяя их сокращения под разными благовидными предлогами).

Если бы действующая власть действительно стремилась хоть к какой-нибудь интеграции в рамках пресловутого СНГ, то мы бы видели эти ходы. Но мы наблюдаем только надувание русского национализма.

Вот я задал вопрос, каким русским мы будем создавать условия, предложенные уважаемым мною Сергеем Ужакиным (по русскому вопросу, как и по еврейскому, он меня, признаться, удивляет). Ну, действительно. Если считать русским только славянина, проживающего в рамках границ эрэф, то такой же славянин, проживающий в Казахстане, или Украине, уже не русский? А все украинцы - не русские? А белорусы? Хорошо пусть границы сегодняшней эрэф. А если не славянин, зная о льготах для русских, впишет в паспорт русскую национальность, мы ему на каком основании откажем (хоть в паспорте, хоть в льготах)? Но если мы русским посчитаем всех проживающих на территории эрэф, то как мы откажем русским по паспорту живущих в союзных республиках (да и не только)? Но главный вопрос - а эта политика, эта фильтрация, эта очередная сегрегация, соответствует ли нашим стратегическим интересам? Ни в коей мере.

А вот вам предложение, шажок от меня. Даже с учётом увеличенного количества преступлений от гастарбайтеров. Чтобы ни один приехавший сюда на работу не получал меньше минимума зарплаты гражданина эрэф. И таких маленьких шажков, превращающих Москву в столицу исторической России, а не обрубка, вагон и маленькая тележка.

И если кого-то пугает мысль, что нам придётся их кормить, то вот прямо сегодня и прямо сейчас Москва точно так же "кормит" нашу провинцию. Кормит? Так чем эта провинция будет отличаться от союзных республик. Вся эта "кормёжка" - дурилка для недалёких. Человек всегда кормит сам себя, да ещё львиную долю в центр отправляет.

18 марта 2021 в 06:15

Чтобы повысить рождаемость надо заткнуть рты таким как Кудинов-Соболев.

18 марта 2021 в 06:34

Стоит ,к примеру ,задача у хозяина фермы резко повысит поголовье кроликов(или кур,или еще кого).
Нормальный хозяин не будет разсуждать о модели устройства кроличьего общества,нормальный хозяин засучит рукава и начнет работать.
Строить клетки,запасать корм,бороться с вредителями и болезнями.
Благодарные кролики,почувствовав заботу начнут усиленно спариваться и приносить приплод.
Но в РФ хозяева не ставят задачу повышать поголовье граждан ибо зачем?Какой с этого у власти будет профит?
Да ни какого.
Одна головная боль ,и ранние инфаркты.
А жизнь одна и за гробом ничего нет.Праздник жизни же должен продолжаться как можно дольше.
Наивно думать,что пробравшиеся наверх только и мечтают о улучшении жизни низов.Низы-это податное племя и их задача-отдавать заработанное свои феодалам-на это все законы гос-ва направлены.
Ввергание в кредитную кабалу,высокие тарифы на все и и т.д.Теперь еще и пенсию у всех(кроме охранителей режима)забрали.
Статьи о летящей в тартараты демографии периодически всплывают,т.к.непонятно кому тянуть лямку гос-ых тягот.Старые уходят,а молодежи все меньше.
Разных там гаишников,пожарных,надзирающих и т.д.
Представители власти всю дорогу занимаются набиванием своей мошны ,т.к.наивно думают,что обеспечат себе и своему роду безбедное существование.Никто не думает о каких-то то безымянных низкооплачиваемых почтальонов,продавцов,и т.д.Тех,кто должен ,по идее,рожать новых граждан и растить их.
Сами,сами...Да еще не забудьте оплатить разные налоги и растущие тарифы.
Народ неблагодарный в последнее время категорически отказывается плодить и массово переселяется в холодные могилы,не слушая призывы разных пропагандистов о том,что жить становится лучше и веселее.

18 марта 2021 в 12:52

Сто раз прав В.Ю. Катасонов: демографические показатели являются достаточно объективным индикатором социального благополучия. По моему мнению качество жизни граждан государства можно оценивать умножением показателя средней продолжительности жизни на коэффициенты, учитывающие другие характеристики социального благополучия: соотношение численности рожденных и умерших, соотношение численности работающих и всех трудоспособных граждан, соотношение стоимости отечественных товаров и общей стоимости потребленных изделий и услуг, соотношение численности граждан с доходами не меньше рационального потребительского бюджета и общей численности трудящихся (https://zavtra.ru/blogs/ears_tezisi_o_zhelaemom_).

18 марта 2021 в 13:05

Главная стратегическая цель России и условие ее сохранения на политической карте мира - непрерывный рост численности населения с одновременным увеличением средней продолжительности жизни. Нынешние 147 миллионов - это в среднем 9 человек на один квадратный километр территории (в Сибири и дальнем Востоке - 2 человека). Для сравнения: плотность населения США - 32 чел., Китай - 140, Япония - 330.

18 марта 2021 в 13:02

=======Теперь перейдем к демографии Российской Федерации. … На 1 января 2021 года она равнялась 146,2 млн чел.========

Откуда взялась такая цифра? Прежде чем "переходить" и делать умозаключения, надо иметь правдивую статистику. А ее нет.

Число населения - 146 млн. - явно завышена и не внушает ни малейшего доверия.
По данным Центрального аналитического центра РФ отдела ЗАГСа, на 1 июня 2010 года в России по документам числится живого населения только 89 млн 654 тыс. человек, а не 142 млн, как было заявлено.
И что самое интересное, то что эти данные хотя и не подтверждаются официальными органами статистики, но и не отрицаются ими.

18 марта 2021 в 13:05

=======Александр Трифонов===Вот, кстати, скорость сокращения населения той или иной страны вполне себе может отражать уровень её самостоятельности и независимости. А мы по этому показателю в переди планеты всей========

Впереди планеты всей, не только по сокращению коренного населения, но и по скорости замещения его мигрантами.
11 сентября 2013 г. Отдел народонаселения Совета ООН по экономическим и социальным вопросам (ЭКОСОС) опубликовал доклад, в котором сообщалось, что Россия занимает 2-е место в мире по числу проживающих на её территории мигрантов - 11 млн. человек.
ООН делал расчеты исходя из официальной статистики. А если исходить из не официальной, то Россия по числу мигрантов находится на 1-ом месте.

Всем вменяемым людям это видно и без всякой статистики.

18 марта 2021 в 13:07

======Александр Трифонов== Наш вариант СССР - интернационализм, который, насколько нам известно, нисколько от национального самоопределения не отнимает, а только ярче отражает, в общей многонациональной семье. Которой и был СССР, к которой и надо стремиться. Это безальтернативно========

К таким межнациональным отношениям , которые существовали в СССР стремиться не надо. Никогда не следует повторять прежних ошибок.
Как известно в 1923 г., сразу после образования СССР, был сформирован общесоюзный бюджет, и вместе с ним Союзно-республиканский дотационный фонд СССР, средства которого должны были направляться на экономическое и социальное развитие кавказских, среднеазиатских и других союзных республик. Весь этот фонд формировался исключительно за счёт РСФСР (с союзных республик просто нечего было взять).
Вся государственная национальная политика СССР по всем направлениям строилась на удовлетворении потребностей национальных окраин, а интересы коренного населения РСФСР приносились в жертву. В то время как промышленность и инфраструктура союзных национальных республик "жирела и пухла", русские города и веси нищали.
Такая национальная политика была одна из причин развала СССР. "Впечатляющую картину нарисовал в 1992 г. первый премьер-министр ельцинского правительства И. Силаев. Став летом 1990 г. первым председателем Совета Министров независимой России, он обнаружил, что РСФСР с начала своего существования ежегодно выплачивала союзным республикам, включая и прибалтийские, около 30 % годового бюджета. В конкретных цифрах это составляло 46 млрд руб. в год. Пересчитав эти деньги по валютному курсу 1990 г. (60 коп. за 1 дол.), премьер в июне 1991 г. доложил первому президенту России Б. Ельцину, что РСФСР ежегодно направляла на развитие союзных республик 76,5 млрд. дол. После его доклада независимое правительство РСФСР потребовало в корне изменить существовавшую практику и в дотационный фонд заложить только (только!) 10 млрд. руб. Да и то при условии, что республика, берущая средства из этого фонда, будет получать дотации не безвозмездно, а в кредит и обязуется заключить с правительством РСФСР соглашение о поставках своей продукции в счёт обязательного погашения долга в оговорённый срок. Узнав об этом, республиканские лидеры, включая лидеров Украины и прибалтийских союзных республик, тут же потребовали от президента СССР М. Горбачёва "поставить этих русских на место".

Все кто мечтает вернуться в СССР, должны всегда об этом помнить. Если восстанавливать, то при условии равенства всех народов, а не так, чтобы одни народы были "равнее" других. Потому что это несправедливо.

18 марта 2021 в 15:20

Валентин Рутц

========Как известно в 1923 г., сразу после образования СССР, был сформирован общесоюзный бюджет, и вместе с ним Союзно-республиканский дотационный фонд СССР, средства которого должны были направляться на экономическое и социальное развитие кавказских, среднеазиатских и других союзных республик. Весь этот фонд формировался исключительно за счёт РСФСР (с союзных республик просто нечего было взять).
Вся государственная национальная политика СССР по всем направлениям строилась на удовлетворении потребностей национальных окраин, а интересы коренного населения РСФСР приносились в жертву.=======

Победа в Отечественной войне – это победа всех народов СССР.
Сколько украинцев, казахов, белорусов, евреев, татар и многих наших народов, отдали жизни для победы в Отечественной войне.
Как можно было воевать без бакинской нефти, балхашской меди, узбекского хлопка и т.д.

Валентин Рутц - не понимает, что понаписал

18 марта 2021 в 15:23

На счёт "кормёшки" я вроде здесь же высказывался уже. Но и вся наша провинция - точно такая же окраина. Без возврата в СССР нам и она будет в тягость. Как сегодня, например. У любого размера страны есть всегда окраины, которые якобы "надо кормить". Но все помалкивают, как окраины содержат центр. Если экономить на окраинах, то надо просто страну в размеры МКАД вогнать. Только что этот МКАД кушать будет?

18 марта 2021 в 15:28

Валерий Рутц не понимает... Боюсь, что он как раз хорошо понимает, для чего пишет. Тем более, что данный ник (по комментариям) очень похож на коллективный разум.

18 марта 2021 в 15:46

Александр. Полностью согласен с Вами. Ник Руца (по комментариям) очень похож на коллективный разум – против СССР.
Почему многие молчат про Туркмению? Или про Азербайджан? Или про Казахстан? Вот привязались к Таджикистану – граждане которого «батрачат».
Вот когда из Африки поедут к нам, а это будет скоро – вот тогда всем будет весело

18 марта 2021 в 17:34

===Владимир Ищенко==Победа в Отечественной войне – это победа всех народов СССР.
Как можно было воевать без бакинской нефти, балхашской меди, узбекского хлопка и т.д.=======

А разве я где-нибудь отрицал роль народов СССР в победе над нацистской Германией?
Ищенко, научитесь читать то что написано. И не выдумывайте того чего нет.
Речь шла об элементарной справедливости в распределении жизненных благ и ресурсов. Русский народ на безвозмездной основе почти 70 лет отдавал большую часть своего прибавочного продукта народам национальных окраин, истощая жизненные силы метрополии. Это принципиально отличало СССР от всех классических империй (Римской, Британской, Германской), которые, напротив, постоянно выкачивали прибавочный продукт из своих колоний в пользу метрополии.
К чему это привело? К тому, что в результате всех этих перекосов, государствообразующий русский народ настолько выдохся и ослабел - что СССР развалился.
К чему такая политика могла привести, прекрасно понимали и некоторые управленцы. Так председатель Совета Министров РСФСР в 1971 — 1983 гг. М. Соломенцев вспоминал, как в начале 70-х гг. в поездке по Брянской области видел целую деревню, жители которой с Великой Отечественной войны ютились в землянках. В своих мемуарах он пишет:
"Когда Брежнев рекомендовал меня на должность предсовмина РСФСР, я поставил лишь одно условие: перестать затюкивать Россию. Леонид Ильич, помнится, не понял меня, спросил: "Что значит затюкивать?" Я объяснил: отраслевые отделы ЦК и союзное правительство напрямую командуют российскими регионами и конкретными предприятиями, руководствуясь больше интересами союзных республик, оставляя России лишь крохи с общесоюзного стола".

Какие претензии ко мне? То что я всегда выступал и выступаю против такого "затюкивания", и могу фактами и цифрами доказать свою правоту?
Я не хочу, чтобы русские уподоблялись немцам и англичанам. Я хочу СПРАВЕДЛИВОСТИ, чтобы все народы получали равную долю, в том случае если СССР в том или ином виде удастся возродить.

И мне совершенно непонятно, что в этом можно усмотреть плохого?

18 марта 2021 в 18:29

После 1991 года в России массово публикуют книги (включая гитлеровские) порочащие СССР. Многочисленные брехливые «воспоминания» бывших чиновников – это желание подзаработать на Русском вопросе.
Я родился и рос в Казахстане. До 8 лет жили в землянке, без пола (был глиняный, закрытый брезентом).
Когда вырос, поступил в институт (работал и учился, как многие). Работал в Таджикистане. По работе объездил весь Таджикистан – более бедного народа я не видел. В то время случалось бывать в РСФСР и других республиках. Везде были свои многочисленные проблемы. Но у всех молодых людей в СССР была возможность работать и учиться, чего сейчас нет и в помине.
Продолжая работу по разрушению (теперь России), целенаправленно «жужжат» про бедственное положение Русского народа. То в кранах нет воды – выпили …. , то бояре плохие и т.д.
Смотрите и учитесь у социалистического Китая, а не цитируйте Хрущёва, Горбачёва и других деятелей.

18 марта 2021 в 19:44

=======Владимир Ищенко==После 1991 года в России массово публикуют книги (включая гитлеровские) порочащие СССР=======

Почему так однобоко? Вы совсем позабыли упомянуть, что одновременно опубликовано и множество других книг, позитивно рассказывающие о выдающихся достижениях СССР и лично товарище Сталине.

18 марта 2021 в 19:44

=======Владимир Ищенко==Многочисленные брехливые «воспоминания» бывших чиновников – это желание подзаработать на Русском вопросе========

Какие воспоминания вы относите к "брехливым"? Все подряд? Или только некоторые? Назовите их, потому что без конкретики, все ваши рассуждения – одна сплошная демагогия и пустобрехство.

18 марта 2021 в 19:46

=======Владимир Ищенко==Работал в Таджикистане. По работе объездил весь Таджикистан – более бедного народа я не видел=======

Я лично не видел, куда вы ездили и где совершали прогулки. Для меня представляют несоизмеримо больший интерес официальная статистика. Например, если судить по количеству прироста ВВП, то самыми богатыми в СССР являлись Грузия, Эстония, Армения и Латвия. "СРЕДНИМИ" считались Узбекистан, Литва, ТАДЖИКИСТАН и Азербайджан. А самый низкий прирост ВВП был в Молдавии, Киргизии, Туркмении, Украине, Белоруссии и России.

18 марта 2021 в 19:47

=======Владимир Ищенко==Смотрите и учитесь у социалистического Китая========

Чему учиться то? Построению электронного цифрового концлагеря? В Китае уже полным ходом идет "цифровой прорыв" в "цифровую экономику", а если называть вещи своими словами - построение цифрового полицейского концлагеря и превращение жителей в управляемых и послушных биороботов.
Сегодня на каждого жителя собирается подробнейшее досье. Слежка за каждым шагом. Введена жесточайшая цензура. Поставлен под контроль интернет. Запретили искать две знаменитых книг Дж. Оруэлла – “1984” и “Скотный двор”. В самое ближайшее время следует ожидать, введение наказания и за "мыслепреступления".
Рекомендую прочесть жуткие романы-антиутопии Дж.Оруэлла и Олдоса Хаксли – там найдете точное описание современного Китая.

18 марта 2021 в 19:49

=======а не цитируйте Хрущёва, Горбачёва и других деятелей.=======

Не занимайтесь брехней. Я не припомню, чтобы когда-нибудь цитировал Хрущева и Горбачева. Вы меня, по своему обыкновению, явно с кем-то перепутали.

18 марта 2021 в 20:41

В конституции Китая записано, что «Недра, воды, леса, горы, целинные земли, отмели и другие природные ресурсы являются государственной, то есть общенародной собственностью». Поэтому в КНР плановая социалистическая экономика, которая была в СССР. Поэтому в Китае ликвидирована бедность, а средняя зарплата равна 1000 долларам, в месяц
Валентин Рутц за национализацию в России и переход к социализму?

1.0x