Авторский блог Александр Елисеев 14:33 14 октября 2016

Народники и монархисты

Русское народничество, с его общинностью и артельностью, было органическим, почвенным, национальным.

Великая политическая трагедия – это вражда русского народничества и русского монархизма. В принципе, это отражение глобальной трагедии – вражды Левой и Правой – при торжестве либерального Центра, который минимизирует, ничтожит как левые, так и правые смыслы. Русское народничество, с его общинностью и артельностью, было органическим, почвенным, национальным. Да и к монархии испытывало слабость. Герцен, творец замечательного термина «русский социализм», фактически поддерживал Царя в начале реформ. Неистовый Бакунин, русский и славянский патриот, считал, что Царь вполне может бросить клич в народ, и народ его поддержит. Даже многие народовольцы мечтали о Земском соборе. Я уж не говорю о консервативном, монархическом народничестве, которое совершенно неверно обзывают «либеральным». Но, увы, народники, страдая западничеством, настроили себя против «азиатской деспотии», «варварского самодержавия» и т. п.

Русские монархисты тоже отличились – не в лучшую сторону. Многие из них брезгливо относились к русской общине (как Н. Е. Марков и В. М. Пуришкевич), и поддержали столыпинский натиск на русский сельский мир. (Совершенно напрасно, из 20 % всех крестьян, покинувших общину – половина разорилась, многие из разорившихся пополнили армию пролетариев, стали базой левого радикализма.) Но это даже полбеды. Русские монархисты-этатисты проявили потрясающую слепость в отношении таких русских институтов, как артель и кооперативы. Я в своё время, работая над диссертацией о русских консерваторах начала прошлого века, был просто удручён. Люди писали много, очень много - всего правильного (хотя и «неправильного» – хватало). Но где мысли о выдающемся русском кооперативном движении (кстати, сильно поддержанного Государем)? Где – о русских артелях? Опять-таки, все это – гнилое западничество, с его пренебрежением к русским самобытным институтам.

Итак, в идеале должно было возникнуть единое монархо-народническое (или народно-монархическое) движение. Собственно, славянофилы и были прообразом такого вот движения. Но западничество, выевшее наши мозги, всё это провалило. В результате, социализм у нас стал не народно-национальным, но марксистским, интернациональным. Русский социализм оседлали марксисты. «Марксиды», как их издевательски называли эсеры, энесы и прочие «неонародники». И надо отметить, что сам Маркс (на старости лет ставший изучать русский язык), в данном вопросе, был именно что за народников. В знаменитом письме к Вере Засулич он писал: «Если революция произойдет в надлежащее время, если она сосредоточит все свои силы, чтобы обеспечить свободное развитие сельской общины, последняя вскоре станет элементом возрождения русского общества и элементом превосходства над теми странами, которые находятся под ярмом капиталистического строя». (Сочинения. Т. 19. С. 410) Полемизируя со своими «последователями»-догматиками, Маркс писал: «Им непременно нужно превратить мой исторический очерк возникновения капитализма в Западной Европе в историко-философскую теорию о всеобщем историческом пути, по которому роковым образом обречены идти все народы, каковы бы ни были, каковы бы ни были все исторические условия, в которых они оказываются…" (Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 19. С. 250).

Но ведь нашенские «марксиды» как раз и облизывали эту самую Западную Европу. Да и неонародники зря зубоскалили – эсеры склонились перед меньшевиками, с их отродоксальным «марксизмом» - сначала полное развитие капитализма, потом социалистическая революция. Даже Ленин тут был меньшим «марксидом».

Разрыв двух русских социалистических традиций (государственной и общинной) привел к страшной диспропорции. Коммунисты, с их государственническим инстинктом, ухватились за этатизм, да ещё и наполнили его интернационально-глобалистским содержанием. Нет, не буду тут нигилистом – многое было сделано, держава всё-таки спасена, индустрия поднялась, «мы – в космосе». Но не «то». Не «того» требует русская наша душа.

Если мы соединим идею Власти Государя и Народной Организации, «Правую» и «Левую», возьмём формулу – «Царь и Советы!», то Россия станет ещё более крутой и великой.

1.0x