Копирование чужих принципов, методов и подходов, без должного и глубокого понимания, адаптации их под себя и анализа зазоров, зачастую заводит в тупик, вплоть до формирования карго-культов. Бедные страны периферии регулярно пытаются подражать странам метрополии мир-системы, запуская проекты развития, на которые у них нет ресурсов, технологий и инфраструктуры, уничтожая тем самым свои перспективы.
Одним из примеров неудачного заимствования может служить попытка сухопутной страны строить свою политику тиражируя опыт морских держав. Последние стремятся контролировать потоки, создавать инфраструктуру для других, беря с них оплату, процент за пользование. Роль посредника манит своей видимой простотой, непониманием, что за ней стоит большой труд по созданию и поддержанию монополии, искусственному осложнению прямых контактов.
Успех сопутствует морским державам при сильном разъединении, обособленности стран и регионов, отсутствии прямых коммуникаций и/или высокого уровня недоверия. В этом случае для практически любых сделок нужен гарант, способный решить проблемы, построить канал, максимально быстро компенсировать убытки и одним своим участием снижать риски.
В рамках мир-системы Pax Americana морская империя США помимо эмиссионного центра, создающего деньги из воздуха, контролировала все крупные потоки в мире, проводя их через свою юрисдикцию. Морская держава Британия контролировала значимую часть второстепенных потоков, идущих между третьими странами, без участия США. Инфраструктура офшоров, страховые компании, обменные операции, биржевая торговля, дочерние центры (Сингапур, Гонконг, Катар и др.) позволяли Лондону получать свой небольшой процент с множества операций. Суммарный объем сборов позволял относительно хорошо жить всей Британии, а основной силой по недопущению становления конкурентов выступали США.
В рамках анализа перспектив Исламского мира, была подробно разобрана практически закрытая стратегия «Красного ислама» - объединения под властью Турции вначале тюркоязычных территорий (Тюркский каганат), а после и остальных исламских стран. В 2021 г. произошел фактически крах Тюркского проекта, когда даже сторонним наблюдателям стало очевидно, что Турция не обладает ресурсами и возможностями для экспансии. Следующим "откровением" с высокой долей вероятности станет неспособность турок сохранить в ближайшие 5-7 лет своё государство от распада.
Целостность этой страны держится на личности Реджепа Эрдогана, его уход станет заявкой на крах, так как маневрировать в таких условиях сможет только очень талантливый геополитик. В силу борьбы с конкурентами, османской традиции, все потенциальные сменщики заранее зачищены и/или ограничены в развитии. Практически любой, кто придёт после, будет компрадором и/или слабым правителем, что будет означать национальную катастрофу в горизонте нескольких лет, как из-за внешних, так и внутренних проблем. Если переход власти будет с сильным нарушением легитимности – цветная революция или бунт, то деградация ускорится.
Последние 30 лет Анкара делала ставку на получение контроля над населением, территориями, ресурсами, технологиями и т.д. тюркских республик, ранее входивших в СССР. Данная ставка не сыграла, Россия начала возрождение и усиление, деградация республик Средней Азии оказалась такова, что привлекательных и свободных естественных производительных сил, как и технологий, там более не осталось. Всё, представляющее хоть какую-то ценность, присвоено более сильными игроками. Попытки Турции зайти в Ирак, Сирию, Ливию, Балканы, Среднюю Азию, Афганистан и др. закончились неудачами и потраченными зря ресурсами.
Единственный относительный успех – Закавказье, но Грузия уходит с орбиты, а Иран всё более активизируется с юга, плюс ещё не ясно, на Анкару или Иерусалим больше ориентированы элиты Баку. В ближайшие 10-15 лет Турция как государство окажется зажата интересами и экспансией России и Ирана. Первая будет брать под опеку Балканы, наводить порядок в Закавказье, части Средней Азии, Сирии, второй будет активно поддерживать становление шиитских республик в Персидском заливе (Ирак, Катар, Восточная провинция Саудовской Аравии и др.), Йемене, Сирии. Отдельной проблемой станет Курдистан, наплыв беженцев-арабов и внутренние конфликты.
Собственных ЕПС (природные ресурсы, энергетика), науки, технологий (неполные элементы 3 и 4 укладов, без шанса на локализацию) и пассионарности не хватит даже для сохранения целостности, не говоря уже о преодолении сопротивления русских и персов. Питьевая вода и продукты питания в условиях распада мир-системы будут, но без излишка. С высокой долей вероятности Анкара попытается вспомнить об основной внешней стратегии кемалистской, светской Турции, что стремилась несколько поколений стать посредником между Западом и Исламским миром, адвокатом последнего, узлом, хабом всех транзитных потоков: товары, финансы, информация, население, т.е. о подражании морской державе, не являясь оной.
В конце XX в. под данными планами было хоть какое-то минимальное основание, но современный мир стал много более связан, в нём появилось слишком много людей, институтов и структур имеющих опыт двухстороннего сотрудничества, что смогут пусть и не сразу, но выстроить нужные коммуникации и каналы между странами, культурами, цивилизациями и элитами. Посредничество турок настолько никому не нужно, что даже в рамках евразийской системы безопасности и БРИКС им нет места. Весь транзитный потенциал Турции – часть потоков между Россией и Западом в условиях ведущейся войны и не более, это очень ограниченный по времени и возможностям сюжет.
В распадающейся мир-системе будет снижение, но не утрата связанности, риски и сложности контактов кратно возрастут, от посредника будут требоваться гарантии, репутация и доверие, которые Турция похоронила своей недальновидной политикой последних десятилетий. Стремление сидеть на нескольких стульях сразу, рассказывать США, что они подрывают Россию через тюркские народы, России, что помогают обходить санкции и т.д. не работает, все прекрасно понимают с кем имеют дело и относятся соответственно.
И, да, по мере усиления глобализации, Лондон терял влияние, стандартные протоколы и порядки работали четко, но мир стал меняться, Brexit делался в предчувствии нового-старого мира, но борьба против России заставляет ломать свою же инфраструктуру…