Сообщество «Экономика» 00:00 1 июня 2024

Налоговый контроль крупных расходов богатых, как декларации чиновников

иначе ответом на прогрессию НДФЛ станет рост теневых доходов

По официальным данным под прогрессию НДФЛ на первой ступени попадает порядка 1 млн человек работающих, на последней – несколько тысяч, в основном средний класс наёмных работающих и топ-менеджеры крупных организаций. Среди них есть ушлые люди, те, кто готов к услугам налоговых консультантов (мягко говоря), — работа налоговой усложнится из-за необходимости выявлять уклоняющихся от повышенных налогов.

Предприниматели в основном продолжат использовать Упрощённую систему налогов (УСН). УСН подвергается умеренной прогрессии путём введения НДС на оборот свыше 60 млн руб., в классическом виде, либо в виде надбавки 5—7% от доходов, плюсом к имеющимся 6% от доходов (суммарно до 13% нижней шкалы НДФЛ). Хотя среди предпринимателей встречаются операции «мимо кассы», которые также предстоит выявлять активнее, в том числе путём анализа не только доходов, но и расходов.

Прогрессивную шкалу налога на доходы физических лиц (НДФЛ) обычно сопровождает декларирование доходов. Работодатели, плательщики дивидендов и процентов, некоторые другие юрлица подают в налоговую персональные сведения о перечислениях в пользу физлиц, физлица ежегодно сами подают декларации о доходах, при определённых обстоятельствах. Сведения юрлиц и декларации физлиц обрабатываются налоговой во многом автоматически и служат основой контроля правильности исчисления налогов. Это особенно важно в случае, когда физлицо получает доходы из нескольких источников, суммарно под высокие ставки прогрессивной шкалы.

Налоговая примерно десять лет назад получила доступ к банковским счетам физлиц, к счетам учёта ценных бумаг, базам регистрации имущества. Конкретный налоговый инспектор при проверке декларации физлица обращается к этим данным и оценивает реалистичность задекларированных доходов. Также налоговая использует алгоритмы сопоставления этих данных на предмет выявления тех, кто уклонился или не знал о декларациях. Пока доначисления идут по наиболее крупным и очевидным нестыковкам, с приличной долей ручного труда и бюрократии. СМИ не сообщали даже о сотне тысяч выявленных и оштрафованных уклонистов от декларирования.

Доступ налоговой к персональным данным следует расширить на зарубежный туризм и переводы, данные по которым собираются при пересечении границы, на покупки авиабилетов. В страны дальнего зарубежья чаще всего ездят как раз средний класс и топ-менеджеры, которые подпадают под прогрессию НДФЛ, и одна поездка теперь стоит сотни тысяч рублей. Налоговой легко можно предоставить доступ к базе паспортного контроля, а в случае с авиабилетами – такие данные ещё только предстоит централизовать.

Ещё одно приличное направление трат среднего класса и особенно богатых – это сфера развлечений. Под налоговый контроль вполне следует подвести траты физлиц, скажем, от 5 тыс. руб. на счёт (с критериями дробления). Конечно, каждые 5 тыс. руб. контролировать не стоит, но много раз по 5 и более тысяч вполне может быть предметом контроля. Более того, следует ограничить расчёты наличными в подобных случаях, либо ввести существенные комиссии за такие расчёты. Налоговая усиливает понимание специфики этой сферы, о чём говорит, например, вскрытие ставшей знаменитой ресторанной схемы ухода от налогов.

Газета «Завтра» неоднократно предлагала «сверхналог на дорогие рестораны, ночные клубы, салоны красоты и бутики». Реально нами предлагался даже не сверхналог, а хотя бы ограничение УСН в этой сфере. Почему условная «Вкусно и точка» платит НДС, а рестораны на Рублёвке или Патриарших – нет? Отчасти эта проблема решается путём указанного выше введения НДС от 60 млн руб. Но лишь отчасти.

В дополнение к базам данных о покупках недвижимости и автомобилей, следует ли задуматься о потенциале сбора сведений за ремонт этих объектов собственности? Дорогой ремонт может исчисляться миллионами рублей за квартиру и сотнями тысяч – за машину. Пока сбор таких персональных данных выглядит нетривиальной задачей. Хотя магазинам стройматериалов и автозапчастей вполне можно ограничить расчёты наличными, скажем, в 100 тыс. руб. за разовую покупку (также с критериями дробления).

Задача налоговой по «реконструкции» расходов миллиона-двух физлиц, подпадающих под прогрессию НДФЛ, вполне решаема на фоне персональных данных, которые про всех нас с вами собирают операторы связи и поисковики интернета. Эти данные легально и якобы в обезличенном виде затем продаются для контекстной рекламы и много чего другого. При этом СМИ сообщают о крупных утечках персональных данных, о различных услугах «пробива» по таким сливам. Если про всех нас с вами собирать персональные данные можно, то почему этого не может делать налоговая по богатым?

Применительно к персональным данным операторов связи в принципе уместен вопрос их предоставления налоговой. За последние годы всех владельцев сим-карт обязали актуализировать паспортные данные, которые несложно связать с ИНН (идентификационным номером налогоплательщика). Локализация данных по сим-картам даёт косвенное основание «реконструкции» трудовой деятельности; хотя в основном малооплачиваемых, не подпадающих под прогрессию НДФЛ, или самозанятых, однако и по тем, кто подпадает под прогрессию НДФЛ, такие данные были бы вполне полезны.

У налогового контроля крупных расходов физлиц достаточно длительная история, не вполне успешная. В 2001—2003 годах даже действовало несколько статей Налогового кодекса (86.1, 86.2, 86.3) по такому контрою. Ещё ранее в 1998 году принимался Федеральный закон «О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление получаемым физическими лицами доходам» №116-ФЗ. Однако тогда персональные данные и интеграция разных баз были на порядок хуже, чем сейчас, и реализовать такой контроль полноценно и всеохватывающе не получилось. Теперь следует вновь вернуться к этому вопросу.

Во многих странах подобный налоговый контроль уже много лет является нормой.

Государственные служащие подают не просто декларацию о доходах, а «сведения о доходах, расходах, об имуществе». Одним из основных нормативных документов, положенных в основу сбора таких сведений, является Федеральный закон «О противодействии коррупции». Это требование распространяется как на действующих госслужащих, так и на претендентов на такие должности, на чиновников органов власти и руководителей государственных учреждений.

В самых главных органах власти (Администрация Президента РФ, Аппарат Совета Федерации и Аппарат Государственной думы) сведения подают руководители (заместители), помощники и специалисты. В федеральных гражданских министерствах – руководители и помощники, в федеральных силовых министерствах и службах – руководители и заместители, в федеральных службах – руководители.

Президентским Указом дополнен перечень должностей, которые связаны с коррупционными рисками, включая: государственные услуги гражданам и организациям, контрольные и надзорные мероприятия над распределением бюджетных средств, управление государственным имуществом, государственными закупками, хранением государственных ресурсов.

Обычно СМИ чаще сообщают о чиновниках-коррупционерах и реже – о неуплате налогов. Ежегодно первых осуждают по несколько тысяч человек (примерно 2 тыс. в 2023 году), а вторых – по несколько сотен человек (320 чел. в 2021 году). Почему-то считается, что расходная часть бюджета подлежит более пристальному контролю и наказаниям за злоупотребления, чем доходная часть.

Хотя для 90% небогатого населения нашей страны, что нарушения чиновниками по расходам бюджета, что недоплата налогов в доходную часть бюджета богатыми одинаково негативны. Негативный опыт 1990-х с гиперинфляцией и выборочным дефолтом был в первую очередь связан именно с неуплатой налогов. В текущем десятилетии вывод капиталов из страны и теневой бизнес, в основном имеющий подоплёку именно налоговой оптимизации, влияют на курс рубля и на жизнь рядовых россиян.

Крупным размером неуплаты налогов считается 18 млн руб. за три года, а особо крупным – 56 млн руб. так же за три года. Разделив эти величины на три для вычисления ежегодных сумм, получим вполне близкие значения к предлагаемым порогам прогрессивной шкалы НДФЛ. Конечно, в прогрессии НДФЛ указывается база налога, а не его сумма, однако если суммировать сам налог по прогрессивной ставке, штрафы и пени, то получается примерно половина от базы. Наказание предусмотрено начиная от различных штрафов и вплоть до трёх лет лишения свободы.

Таким образом, вред для общества и экономики от нечистоплотных чиновников и богатых, уклоняющихся от налогов, должен пониматься в обоих случаях как пагубный. Прогресс последних лет в сборе персональных данных и в совершенствовании алгоритмов их анализа вполне позволяет налоговой «реконструировать» доходы среднего класса и богатых через их крупные потребительские расходы. Неужели примерно миллион чиновников, среди которых ежегодно выявляется всего несколько тысяч коррупционеров, хуже, чем миллион потенциально подпадающих под прогрессивную шкалу НДФЛ?

Автор - доктор экономических наук, профессор кафедры общественных финансов Финансового университета

1.0x