Саммит АТЭС во Владивостоке, который пройдёт 2-9 сентября, похоже, станет индикатором всех проблем и противоречий, которые присущи современной мировой, да и внутрироссийской ситуации.
Подготовка острова Русский — того самого острова, где в 1993 году от голода скончалось четверо военнослужащих Вооруженных Сил РФ, — и всего Владивостока к этому событию должна была продемонстрировать заботу России о поддержании своего международного престижа и её способность осуществлять системные инфраструктурные проекты. Денег на это не пожалели. Саммит обошёлся российской казне почти в 10 миллиардов долларов. На эти деньги, наверное, можно было если не построить новый Владивосток, то решить множество проблем старого. Помните, как Егор Гайдар, ныне покойный, в 1991 году кричал на всех углах, что 20 миллиардов долларов, взятых в долг у США, спасут Россию? Всю. Вообще. Вот так меняются времена и нравы. Теперь своя рука владыка — почти пятая часть расходов: согласно разным источникам, от полутора до двух миллиардов долларов, — ушла на строительство вантового моста через пролив Босфор Восточный пропускной способностью 50 тысяч машин в сутки, который можно считать неофициальным символом саммита.
Мост этот строили долго и мучительно. Он то горел, то рушился, но, в конце концов, открылся для движения в приемлемые для организации саммита сроки. Россию и чужие, и свои вообще любят попрекать "потёмкинскими деревнями". Не касаясь вопроса о достоверности данной легенды, замечу главное: ведь сама земля, по которой ехала тогда императрица Екатерина Вторая, не была фикцией, и принадлежность этой земли России тоже не была фикцией. Что до всего остального... Как говорится, были бы кости, а мясо нарастёт.
И сам факт, что Кремлю теперь есть дело не только до Москвы и Сочи, но и до Дальнего Востока с Сибирью, и до всей страны, — тоже не фикция. Да, проблем у нас не просто выше крыши, а с каждым годом всё больше. Да, "демократическая" и "рыночная" Россия безвозвратно потеряла уже четверть века исторического времени. Однако вспомним слова "железного канцлера" Отто Бисмарка о том, что русские долго запрягают, но быстро ездят. Вспомним о том, что мы — русские. И хотя бы начнём запрягать...
Тем более, что наши проблемы, как теперь выясняется, — не столь уж глубоки или непреодолимы по сравнению с проблемами остального мира. Сколько копий было сломано, например, по поводу "афганской авантюры СССР"?! У США сегодня, помимо афганской, авантюра на авантюре: и иракская, и ливийская, и сирийская, и Бог весть какие еще. И что? Мы же не брали, как сегодня берут американцы, под свой контроль производство и трафик афганского героина, добычу иракской и ливийской нефти, морские торговые пути и так далее, и тому подобное? И не "трындели" бесконечно при этом о приверженности идеалам демократии, свободы и прав человека?
Сегодня отрицать, что США являются главным международным агрессором: финансово-экономическим, военно-политическим и информационно- идеологическим, — могут только явные или скрытые соучастники этой агрессии. А таковых с ростом числа жертв бесконечной американской агрессии, по понятным причинам, в мире становится всё меньше и меньше. Тем более, что никакого не то что привлекательного, а даже мало-мальски приемлемого "образа будущего" у США для остального мира больше нет. Они сами начинены мегатоннами внутренних и внешних проблем, которые могут сдетонировать буквально в любой момент. Катастрофическое падение доллара не слишком заметно только потому, что вместе с ним "валятся" практически все денежные единицы, "завязанные" на доллар: от евро и рубля до иены и юаня. Но чем меньше такая привязка — например, у британского фунта стерлингов или у швейцарского франка, — тем дороже становятся эти валюты по отношению к доллару.
Поэтому желающих держаться подальше от США и "бакса" становится, наоборот, всё больше и больше. А растущее число различных конфликтов: торговых, территориальных и т.д., — по всему миру, включая азиатско-тихоокеанский регион, свидетельствует о том, что мировая ситуация вообще выходит из-под контроля, что бесспорное на протяжении последнего двадцатилетия глобальное геостратегическое лидерство Соединенных Штатов ими в значительной степени утрачено, и этот процесс продолжается, приобретая всё новые и новые формы.
Еще в мае Барак Обама заявил, что на саммит АТЭС во Владивосток он не приедет. Это решение еще раз подтвердило, что на международной арене действующий президент США — полный ноль или даже "в минусах". Потому что тем самым он не столько "наказал" Путина, сколько продемонстрировал своё пренебрежение ко всем остальным участникам саммита, дав им повод в его отсутствие договариваться между собой. Даже не приходится сомневаться, что это "окно возможностей" будет использовано "на все сто" при обсуждении не только экономических, но и политических проблем, что открывает перед владивостокской встречей перспективу оказаться настоящим прологом новой исторической эры.