Авторский блог Сергей Переслегин 15:15 5 марта 2021

Договориться с холодом никому не удастся

я не рекомендовал бы правительствам иметь энергетику без резерва

"ЗАВТРА". Сергей Борисович, аргументы сторонников стремительной замены традиционных энергоносителей на возобновляемые источники энергии (ВИЭ) трещат по швам после февральского коллапса, произошедшего в ряде стран Европы и США, в частности в Техасе. Аномальные для этих территорий морозы показали, что «ветряки» и солнечные батареи не справляются с жёсткими погодными условиями и выходят из строя. Ставка на «зелёную» энергетику не оправдала себя. Повлияют ли нетипично суровые морозы нынешней зимы на планы многих стран полностью отказаться от «грязной» энергетики в пользу ВИЭ, или они и дальше собираются бороться с холодами исключительно с помощью силы солнца и ветра?

Сергей ПЕРЕСЛЕГИН. Создаётся впечатление, что на Западе не верят в холодные зимы. Даже нынешние аномалии не переубедили их до конца.

В России в морозы верят, и это даёт нам ряд преимуществ, в том числе бытовых. К примеру, наши люди привыкли принимать горячий душ ежедневно, а то и дважды в день, хотя это сопряжено со значительной тратой энергии. В холодное время года тёплые батареи в наших домах – обычное явление, и мы даже можем себе позволить при минусовой температуре за окном открыть форточку и проветрить жилище, «обогревая улицу». Мы знаем, что тепловой энергии в России много, она довольно дешёвая – и в смысле реальной цены, и в смысле стоимости её производства. Это часть нашего образа жизни.

Но сейчас всё чаще приходится слышать о необходимости «жить экономно», об охране окружающей среды. Нам потихонечку начинают ставить в пример бережливых жителей Запада, которые из-за очень высокой платы за тепло практически не отапливают свои квартиры, а также довольно умеренно пользуются горячей водой.

"ЗАВТРА". А понимают ли поклонники западной бережливости разницу между тёплой и холодной зимой?

Сергей ПЕРЕСЛЕГИН. В том-то и дело! Если в холодное время года температура воздуха держится в пределах +5…+10 градусов, то в капитально построенном доме можно обходиться и без отопления. Если же термометр за окном показывает –15…–20, то без горячих батарей в помещении просто физически будет невозможно жить. Вот тут-то и проходит граница между ВИЭ и традиционной энергетикой. Главный вопрос здесь – в наличии резервов. При тепловой энергетике резервы будут всегда: даже двадцать холодных зим подряд не помешают вам нормально жить в тепле. Суть же «зелёной» энергетики – полное отсутствие резервов.

Сейчас учёные всё чаще заявляют о том, что вместо глобального потепления человечество ждёт малый ледниковый период. Основные его черты – холод, а также пасмурное небо и непрерывные дожди. Это означает, что установленные солнечные батареи не только быстро загрязнятся, но их мощность упадёт в 2-3 раза, и эти приспособления можно будет смело вычёркивать из энергетического баланса. А «ветряки» при сильных морозах начнут физически замерзать и ломаться, что и случилось в Техасе.

"ЗАВТРА". В Техасе были не настолько суровые морозы, но базовая энергетическая инфраструктура там оказалась не готова даже к таким колебаниям температур. А что произойдёт, если холода там будут намного сильнее?

Сергей ПЕРЕСЛЕГИН. Об этом и речь. В такой ситуации энергетические резервы строго равны нулю, а быстро взять их неоткуда, поскольку трубопроводы, по которым можно было бы получать нефть и газ, перекрыты или разрушены, атомную станцию в короткий срок не построить…

Поэтому странно слышать разговоры, что и Россия, где холодно фактически шесть месяцев в году, должна сократить добычу и транспортировку нефти и газа и перейти на возобновляемые источники энергии. Если такое произойдёт, то мы можем столкнуться с ситуацией, когда люди станут замерзать не только на улицах, но и у себя в домах, что для XXI века представляет собой некую форму средневековой катастрофы.

"ЗАВТРА". Недавно прочитала в одной из социальных сетей пост, в котором блогер считал подвигом день, проведённый им без электроэнергии...

Сергей ПЕРЕСЛЕГИН. Боюсь, что жители Запада в сложившейся ситуации скоро начнут проявлять массовый принудительный «героизм» подобного рода. От этого становится немного страшно.

В Европе свято верят, что идёт глобальное потепление, и там совершенно не ожидают, что снова будет замерзать Темза или каналы в Голландии. Но только замерзать-то они будут. И это не теория заговора – практически любую нужную информацию по изменению климата можно легко найти в энциклопедиях, научных изданиях и просто в интернете, но её мало кто ищет. Существуют графики температур аж от кембрийского периода, составленные на основе соотношения изотопов кислорода, есть и гораздо более подробные графики исторического периода жизни человека.

Во время великих оледенений было на 5-6 градусов холоднее, чем у нас сейчас. Но даже если самый катастрофический «потеплительный» прогноз оправдается, мы получим температуру на 4-5 градусов выше сегодняшней, при этом она всё равно будет ниже чем, например, в период начала цивилизации. Я имею в виду выход из ледниковья и первый голоценовый максимум. Он был самым высоким из всех максимумов.

Известно, что последние тысячи лет идут непрерывные колебательные процессы, и частоты их определены. С этой точки зрения, средние температуры ещё какое-то время должны увеличиваться. Но верно и то, что катастрофа с резким их падением на 3-5 градусов может случиться в любой момент. А уже 2,5 градуса – это расстояние между процветанием и кризисом.

Если следующая зима снова будет холодной, то можно с вероятностью примерно 75% сказать, что и третью зиму стоит ждать такую же. Три суровые зимы подряд с дождливым летом – это уже смена погодного тренда, процессы с положительной обратной связью. Поэтому как человек, который занимается стратегическими ролевыми играми и знает, что такое принятие решений, я не рекомендовал бы правительствам иметь энергетику без резерва, то есть построенную на гипотезе повышения средних температур. Это может быть более чем опасное решение. Договориться с холодом никому никогда не удастся.

"ЗАВТРА". В России, где не понаслышке знают, что такое суровые морозы, создаётся энергетика с возможностью резервов?

Сергей ПЕРЕСЛЕГИН. Да. У нас, во-первых, пока продолжается рост добычи нефти и газа. Во-вторых, Россия строит станции не только за пределами страны (например, сейчас вводится Белорусская АЭС), но и у себя. Так, в районе Петербурга вскоре будет некоторый переизбыток выработанной электроэнергии, и уже ставится вопрос о том, как мы будем её утилизировать, то есть пользоваться этой лишней, почти дармовой энергией.

Кстати, в позднем СССР был проект по созданию ядерного реактора, в котором избыточное тепло просто отправлялось бы на отопление. Оно бесплатно, потому что это та энергия, которая в любом случае образуется в станциях, и её всё равно больше некуда деть. Это называется когенерацией тепла и электроэнергии. Кстати, любой из действующих базовых реакторов, типа наших ВВЭР, может быть при необходимости быстро переведён в режим когенерации.

Государственная корпорация "Росатом" стала выделять немалые средства на реализацию перспективных проектов. Можно вспомнить о российской плавучей атомной теплоэлектростанции «Академик Ломоносов». Эта самая северная АЭС в мире сейчас может быть использована в любой точке земного шара. Если мы всерьёз займёмся Севером, Севморпутём, Курилами, подобные станции будут востребованы, и их производство можно будет поставить на поток.

Несколько слов скажем про экспериментальную станцию. 8 февраля в Гатчине вышел на полную мощность один из самых внушительных источников нейтронов в мире – реактор ПИК. Он даёт возможность сделать массу полезного как в военной, так и в мирной областях, например, изучить взаимодействие металлов с сильным нейтронным потоком.

В Димитровграде продолжают строить реактор четвёртого поколения МБИР – многофункциональный научно-исследовательский реактор на быстрых нейтронах. Это первый подобный объект, работающий на MOX-топливе – ядерном топливе, содержащем несколько видов оксидов делящихся материалов.

"ЗАВТРА". Что нового в зарубежной энергетике?

Сергей ПЕРЕСЛЕГИН. Недавно пришла новость, что французская компания Areva через год обещает запустить последний энергоблок финской АЭС «Олкилуото-3». Правда, о скором запуске этой станции говорят уже не первый год. Но, может, долгострой и будет, наконец, завершён.

На этом заканчиваются энергетические новости Европы. В Японии и США тоже ничего нового нет. Получается, что в области энергетики по-прежнему достаточно успешно работают только Россия и Китай. Это даёт нам некоторую фору. И в отношении Европы в данном вопросе Россия может иметь только одну позицию: «Когда вам нужно будет спасаться, помните, что помощь в таких случаях стоит хороших денег».

"ЗАВТРА". Что ж, для России в области энергетических резервов всё складывается неплохо. Спасибо, Сергей Борисович, за беседу!

Беседовала Наталья Луковникова

Выступления Сергея Переслегина можно посмотреть на интернет-канале "Психотехнология".

1.0x