Неизвестно, кто именно в XIX веке назвал Балканы «пороховой бочкой Европы» - этот афоризм ложно приписывается то Бисмарку, то Черчиллю. Сегодня к пороховой бочке Европы снова подносят пламя, ведь полуостров, ещё не оправившийся от крови и дыма эпохи распада Югославии, вновь оказался в центре борьбы великих держав. Если смотреть на ситуацию локально, то вырисовывается следующая картина: Косово, полагающее себя отдельным государством, запретило использование сербских автомобильных номеров. Этот запрет выражался в том, что на КПП «Брняк» в северном Косово некие бандиты, позже оказавшиеся бойцами «косовского отряда специальной полиции», начали тормозить автомобили с сербскими номерами, скручивать их и заменять временными косовскими. Косовские сербы (составляющие большинство в Северном Косово) ответили на этот запрет протестами и беспорядками, в результате которых местная полиция (набранная в своё время из албанских бандитов) по большей части разбежалась, что вынудило администраторов в Приштине вводить в Северное Косово спецназ. Протестующие в ответ на решение о вводе спецназа (таких же бандитов, только тяжело вооружённых и на бронетехнике) съехались на границу Северного Косово и перекрыли дороги своими автомобилями. Ввод спецназа сопровождался избиениями и арестами местных, зачастую не имевших к протестам никакого отношения. Так, местная пресса сообщает о трёх гражданах Сербии, которых албанцы специального назначения вытащили из машины и избили до полусмерти. Напряжённость в Косово и угроза жизни сербов вынудила президента Вучича привести войска в боеготовность и начать концентрировать силы на административной границе с Косово. На всё это наложился дипломатический скандал между Россией и официально непризнанным нашей страной Косово. Суть скандала состоит в том, что съёмочную группу "Пятого канала" задержали на границе, существования которой Россия не признаёт. Через границу ненадолго пропустили только оператора, так как только у него была виза, остальных проверили, отсканировали паспорта и отпустили. На следующий же день косовские газеты поведали миру страшную тайну: на границе независимого государства были задержаны русские шпионы и кибертеррористы, а при них было обнаружено опаснейшее шпионское и кибертеррористическое оборудование – любительские камеры, штативы и карты памяти. Заявления были подкреплены сканами паспортов «шпионов», незаконно, но ожидаемо переданными в СМИ недопограничниками недогосударства. При этом шпионский скандал, старательно раздутый местной прессой, дошёл аж до самого премьера непризнанной республики Альбина Курти – обо всех продвижениях расследования было приказано сразу сообщать лично ему.
В этом свете поведение Белграда двояко. С одной стороны стягивание войск к границе – сильный ход, который, как бы того ни отрицали косовары и сочувствующие, заставил руководство «республики» умерить пыл. С другой – недоумение вызывает апелляция Вучича к международным организациям. Хорошо известный в России верховный представитель Евросоюза по иностранным делам Жозеп Борелль призвал Белград и Приштину вернуть войска и спецназ на прежние позиции. Жозеп вряд ли особо вникал в вопрос – его уже неоднократно ловили на заявлениях, не учитывающих контекст ситуации – но говоря от имени Евросоюза, руководитель его внешней политики должен понимать, что пять стран ЕС принципиально считают Косово частью Сербии. Почему Сербия не может перемещать войска по своей территории так, как вздумается руководству страны, Борелль не объяснил. Старый испанский социалист стал практически единственным международным чиновником топ-уровня, обратившим внимание на разворачивающийся в Косово кризис, остальные же, как заметил президент Вучич, отреагировали «громогласным молчанием». Либо неуместным троллингом, либо несусветной глупостью выглядит упоминание этого молчания в обращении президента Сербии к генсеку НАТО. Альянс действительно имеет в Сербии множество проектов и отношение к НАТО среди представителей власти и образованных городских жителей вполне нормальное. Но остальная страна не забыла, кто бомбил Белград весной 1999. В свете этого обращение именно к Столтенбергу в такой момент выглядит максимально неуместно. С другой стороны, именно Вучич пожинает плоды собственной проевропейской политики. Подписанные сербским премьером Ивицей Дачичем в 2013 году соглашения с Приштиной предполагали использование на косовской территории особых номерных знаков. Беда в том, что для получения надо было предъявлять косовский паспорт, который сербы, живущие на территории Сербии, почему-то получать не пожелали. Эти соглашения стали триумфом всех сербских евроцентристов, к числу которых принадлежит и Вучич.
Происходящее сейчас в этом маленьком уголке огромного полуострова, наполненного нерешёнными и принципиально нерешаемыми конфликтами, имеет более глобальную перспективу. Во-первых, стоит помнить о том, что Балканы насквозь пронизаны нитями турецкого влияния – сеть организаций и людей, являющихся проводниками турецкой политики и идеологии, мощна даже в тех странах, жители которых испытывают к туркам историческую и актуальную ненависть. В добавок к этому Албания очень любит проводить совместные учения с турецкой армией, а в Косово стоит турецкий контингент, часто патрулирующий «государственную границу» в районе города Митровицы. Этот самый контингент много раз попадал в сербские и российские новости в связи с регулярными провокациями в адрес сербских военных, стоящих неподалёку. В ходе косовских событий последней недели турки молчат, но одно только их присутствие намекает Белграду на последствия применения силы. Не сказать, что турки жаждут войны – на полноценное боевое столкновение с настоящей армией горстка турецких солдат не пойдёт, но ради выгодных контрактов с албанцами и косоварами, а также дополнительных очков к образу султана и защитника ислама Эрдоган готов пойти на многое. Вместе с этим Сербия времён Вучича неоднократно доказывала свой трепет перед мнением международных организаций, блоков стран и государств, открыто поддерживающих косовский сепаратизм. Свои интересы преследует и Россия. Недовольная слишком прозападной политикой Вучича российская власть может добиться существенного продвижения на сербском направлении, если с помощью грамотной пропаганды и дипломатического давления оседлает волну сербской реконкисты, создав для себя плацдарм для давления на Южную Европу и Турцию. Всё это возможно лишь в идеальном мире, но попытки проникнуть на Балканы, выступив в качестве гаранта мира со стороны Сербии должны быть предприняты. Пока Кремль выжидает с заявлением о полной и безоговорочной поддержке Белграда, зубы показывает российская дипломатия – посол России в Сербии Александр Боцан-Харченко был замечен на границе Косово в компании сербского министра обороны Стефановича и российского военного атташе Зинченко. Инспекция войск российскими дипломатом и генерал-майором вызвала бурную реакцию в сербском и албанском сегменте Сети. Такие намёки не остаются незамеченными. Воспитанная в британских и американских правительственных структурах премьер Сербии Ана Брнабич оптимистично обещает включения в дипломатическое противостояние «команд специалистов» из Госдепа США. Словом, на Балканах началось очередное противостояние глобальных сил.