Натужная реклама участия россиян в Олимпийских Играх 2021 года в Токио – фиговый лист банкротства спортивной политики. История учит: высокие победы завоёвываются нестандартными действиями, а не погоней за «конкурентоспособностью в глобальном спортивном шоу-бизнесе».
АГОНИЯ ГЛОБАЛЬНОГО СПОРТА
Современные олимпийские состязания давно не имеют никакого отношения к здоровью и благополучию, ‑ ни спортсменов, ни аудитории. Спортсмены на рекордах и победах зарабатывают славу и деньги, но теряют здоровье, становятся инвалидами. Болельщики возбуждаются не больше, чем при азартных играх или на тараканьих бегах, к тому же шулерских.
Пора покинуть этот «праздник жизни», от которого главную выгоду извлекают «спортивные» чиновники и бизнесмены. Важно не только вовремя вскочить на подножку вагона, но и успеть сойти перед крушением состава. Когда и как это делать, учит история физкультуры и спорта, в том числе в нашей собственной стране.
Вспомним: Пьер де Кубертен в конце XIX века возрождал Олимпийские Игры как привилегию состоятельных бездельников, аристократов-любителей. «Профессионализм», как и у циркачей, тогда относился к недостойному бремени «спортивного пролетариата».
В пику этим «элитарным забавам» европейские социал-демократы в 1920 году создали Люцернский спортивный интернационал, начали проводить Рабочие олимпиады. Рабочее спортивное движение стало одним из инструментов классовой борьбы наряду с политической и профсоюзной.
ОЛИМПИЙСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
В СССР в 1921 году под крылом Коминтерна провели I Международный конгресс представителей революционных рабочих спортивных организаций, сформировали Красный спортивный интернационал. Альтернативой буржуазным Олимпийским Играм стали спартакиады, названные в честь вождя восстания рабов в Древнем Риме.
«Спорт высоких достижений» не был самоцелью в СССР: на первом месте стоял «Всеобуч», массовая подготовка «к труду и обороне» (комплекс ГТО). Профессиональный спорт служил лишь инструментом развития массовой физкультуры трудящихся как средства оздоровления.
В Олимпийское движение СССР включился лишь в конце 1940-х – начале 1950-х годов, когда этот шаг стал выгоден для страны и её граждан. К этому шагу наша страна тогда была уже подготовлена: находилась на волне небывалого роста могущества и расширения международного влияния.
Были сформированы системы как профессиональной подготовки спортсменов, так и массовой физкультуры и оздоровления трудящихся. Победы советских спортсменов в международных состязаниях, начиная с впечатляющего дебюта на Олимпиаде 1952 года в Хельсинки, помогали решать важные идеологические и политические задачи.
ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ РЕВИЗИОНИЗМ
Неслучайно физкультура и спорт в 1953 году были переданы Минздраву СССР, ‑ вплоть до хрущевского государственного переворота. Международный спортивный успех стали превращать в фетиш в нашей стране лишь во второй половине XX века.
Н.С. Хрущев и его последователи постепенно сворачивали построение коммунизма ради интеграции в капитализм, в том числе в области физкультуры и спорта. Снималась задача массового физического воспитания, укрепления здоровья трудящихся и формирования каждого как гармонично развитой личности.
Главным приоритетом становилась профессиональная подготовка спортсменов «по олимпийским стандартам». Инфраструктура массовой физкультуры увядала и разрушалась, а спортивные клубы и школы трансформировались по образцам зарубежного спортивного бизнеса.
На Олимпийских Играх 1988 года в Сеуле в общем медальном зачёте лидировали СССР и ГДР, а США досталась лишь «бронза». Таков был финальный пик советского профессионального «хрущевско-брежневского спорта», купленный ценой ухудшения здоровья трудящихся.
Приостановка участия в Международном Олимпийском комитете оздоровила бы и спорт, и физкультуру в России. Современный глобальный спортивный бизнес мало отвечает подлинным интересам россиян, необходим поиск и обретение новых смыслов.
Источник: Hi-Hume Journal