пнвтсрчтптсбвс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Сегодня 15 марта 2025
Авторский блог Марина Алексинская 14:38 30 октября 2015

На изломе искусств

Центр художественной и политической жизни России перемещается в Екатеринбург. Город в ожидании двух событий. Открытия Центра памяти Ельцина ценой в 7 млрд. рублей и флэшмоба «Майдан на Урале». Кейтлин Кавалек уже разлила масло. Сотрудница Госдепа прибыла в Екатеринбург, встретилась с уральскими бизнесменами, предстоит встреча с уральскими грантоедами.

Центр художественной и политической жизни России перемещается в Екатеринбург. Город в ожидании двух событий. Открытия Центра памяти Ельцина ценой в 7 млрд. рублей и флэшмоба «Майдан на Урале». Кейтлин Кавалек уже разлила масло. Сотрудница Госдепа прибыла в Екатеринбург, встретилась с уральскими бизнесменами, предстоит встреча с уральскими грантоедами.

Параллельно с этим событием в Уральском Федеральном Университете (УрФУ) до сих пор слышно эхо «победного» скандал. Здесь в дни проведения выставки в честь 70-летия Победы состоялась конференция «История сталинизма». Организаторами выступили фонд имени Ельцина и печально известный «Мемориал». Участники именно этой конференции посетовали на то, что выставка в честь 70-летия Победы «слишком государственническая». И на следующий день выставку закрыли…

Все эти явления говорят о том, что либеральный центр художественной и политической жизни России перемещается в Екатеринбург.

«Современное искусство» как феномен - чума второй половины ХХ века. Вступить на территорию «современного искусства» - всё равно, что пройти между Сциллой и Харибдой. Для «правых» «современное искусство» - бизнес и ничего лишнего. Для «левых» - «буревестник революции».

Золотая середина посередине. Исследователи не скрывают: «современное искусство» - продукт «фабрик мысли» США. Над продуктом работали «первостепенные мозги» в области социальной инженерии, прикладной и социальной психиатрии. Задача: выработать «психологическое оружие» в ответ на «социалистический реализм». Цель: продвинуть идеологию либерального Интернационала, установить глобальное господство США (Pax Americana).

И что предпринимают США?

Дело было во второй половине 40-х годов ХХ века. США берут на вооружение политику Сталина использования культуры в целях пропаганды советских ценностей. Роскошь интерьера Дома культуры СССР в Берлине (открытие состоялось в 1947 году), с иранскими коврами, мебелью «русский ампир» стала эстетическим вызовом для поверженного Берлина и союзников. «Плохо не то, что коммунизм, извращенный Сталиным и компанией и сделанный ими инструментом славянской экспансии (что шокировало бы Ленина) силен, плохо то, что некоммунистический мир морально и духовно слаб» - из записок дипломата и шпиона Роберта Брюса Лохкарта.

«Нация, жующая жвачку», «культурная пустыня», задворки Европы - таков имидж США в ту пору. И вот эти задворки выстраивают алгоритм. Создают Конгресс за свободу культуры при содействии спецслужб со штаб-квартирой в Париже. Конгресс финансируется, в частности, ЦРУ через подставные фонды, НКО, профсоюзы. И открывают «культурный фронт», арену противоборства идеологий и мировоззрений, противоборства политических сил.

«Культурный фронт на Западе, ради Запада под предлогом самовыражения».

Ставка «фронта» - Джексон Поллок. Именно ему предстоит стать пионером «великой американской живописи», национальным достоянием США. Художник работает так: берет холст, стелет на пол и по холсту разбрызгивает краски. Получается бессмыслица. Искусствоведы определяют технику как «дриппинг», стиль - «экспрессивный абстракционизм». А дальше – технологии. Лицо Джексона Поллока на обложках «глянца», интервью - на первых страницах влиятельных газет. Он узнаваем, он знаменит, он постоянный гость ток-шоу, ему разрешен даже «великий американский порок – пьянство», социологические опросы коронуют его в «икону» стиля, счет в банке округляется до шести нулей.

И если «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной являет собой символ титанического духа советского народа, то «Выгляди как обезьяна» Джексона Поллока – титанических денег. В 1973 году работа уйдет за 2 000 000 долларов, установив рекорд на рынке «современного искусства». Искусство Духа превращается в искусство денег.

Деньги для художника теперь не столько тема (художники и раньше упражнялись с банкнотами), сколько «новая реальность», «новая норма». «Я люблю деньги на стене» - цитата из книги «Философия Энди Уорхола». «Один доллар» Уорхола, этот небрежно заштрихованный черным знак на лиловом фоне (1960 год) - отныне культ эпохи, предмет камланий, акт жертвоприношения. «Что за нечто неуловимое определяет предмет искусства?» - спросят Ива Клейна. «Цена!» - ответит он.

…. И вот я вспоминаю Москву, Ленинград поры «околоперестройки». Мне так везло, или распространено было? Приходишь в мастерскую художника: подвал, грязь, дым коромыслом, батарея бутылок самого дешевого что ни на есть «портвейна»… Художник как все - модный нон-конформист. И как у всех – обязательно! – на стене «Доллар» Уорхола.

Бешеные деньги, бойня за место под солнцем: элита - «долларовые миллионеры», народ - выстраивается в километровые очереди в «Макдональдс» за «фантастическим гамбургером»… В это мутное время «современное искусство», как крот из норы, выкарабкивается из андеграунда. Москва открывает первые галереи «современного искусства»: галерея Марата Гельмана (1990 год), галерея Айдан Салаховой (1992 год). Старейшие в мире аукционные дома Sotheby's, Christie’s тоже заявляют о себе на бандитском российском рынке. В палатах Кремля - выставка ювелирных украшений Christie’s. Царство из колье, браслетов, бус, диадем, колец, сверкающее бликами редчайших сапфиров и рубинов под пуленепробиваемым стеклом…

Правда вскоре старейшие аукционные дома ретировались восвояси, будучи сами уже под прицелом «современного искусства».

Самый убедительный пример верности выбора – пример чужого успеха.

Его называют «чародеем эпохи». Его слоган «труд – не работает» в предвыборной программе Маргарет Тэтчер. Он - Чарльз Саатчи. Рекламный магнат, коллекционер, арт-дилер, законодатель трендов. В 1991-м за 50 000 фунтов купил «Тигровую акулу в формалине» Дэмиена Херста, художника, первая работа которого - разлагающаяся голова коровы и облепивший её рой мух – ознаменовала рождение «невротического реализма». Чарльз Саатчи сообразил: собрал вокруг себя кружок «Молодых британских художников» (Херст и его адепты), и пока СМИ проводили сеанс за сеансом «невротической терапии», «Акула» приносила «чародею» 41% годовых. Большого того, с «молодыми бритами» Чарльз Саатчи вышиб США с господства на мировом арт-рынке, а когда «молодые» стали «немолодыми», продал «Акулу» почти за 7 миллионов фунтов!

На мировом арт-рынке начался бум. К операциям с капиталом помимо банков и галерей выходят новые игроки. Владельцы пиар-компаний, художественных журналов, журналов об инвестициях, топ-менеджеры фондовых рынков. В руках последних - рычаги и средства управления, маркетинговые ходы, финансовые пирамиды. Они взметают ставки на «современное искусство» к миллионам долларов, они объявляют лидеров продаж, они составляют хит-парады, они зажигают из топ-десятки «бренды». «Современное искусство» действует как адреналин. Адреналин спекуляций.

«Купи-продай-перепродай» - новое credo арт-рынка. Мясист и жирен кусок его пирога. Манок и для российских неофитов. Не будем очередной раз своими воспоминаниями реинкарнировать сынов-пассионариев «современного искусства». Забудем про назначения на высокие музейные посты искусствоведческих адептов «современного искусства». Куда важнее другой факт. За год-другой в Москве как грибы после дождя выскочили общественные площадки «современного искусства», многофункциональные культурные центры: «Гараж», театр «Гоголь», Мультимедиа Арт Музей, Институт медиа и дизайна «Стрелка», клуб «Солянка», центр искусства «Винзавод», дизайн-центр «Флакон», «Ассоциация менеджеров культуры», исследовательский центр Laboratoria (при поддержке Британского Совета)… все не перечислишь. Дмитрий Медведев горячо поддерживает это явление:

"Наши достижения в области классического искусства хорошо известны во всем мире. А что касается современного искусства, то почему-то у многих людей существует обманчивое впечатление о том, что современное, актуальное искусство существует в других странах, а в нашей стране оно влачит жалкое полуподпольное существование и очень мало кому интересно". Премьер призывает все заинтересованные стороны объединиться для мощного прорыва в деле актуализации «современного искусства».

Что ж, мессидж принят. Арт-группа «Война» за «Х*й в плену у ФСБ» на Литейном мосту Петербурга получает государственную премию «Инновация», зал скандирует «х*й! х*й!».

Информационную поддержку «современного искусства» оказывает сеть глобальных медиа: проекты Lookatme, Openspace.ru, Slon.ru, Colta, Fur Fur, Style News Comments, «Сноб», «Эхо Москвы» и многие другие.

Теперь лекции по «современному искусству» - обязательная программа лекториев не только музеев «современного искусства», но и ГМИИ имени Пушкина, Эрмитажа, цитадели русского искусства – Третьяковской галереи. Постулаты: «креативный класс не считывает да Винчи, Тинторрето и Ватто», «Микеланджело как певец ЛГБТ-движения» ит.д., и т. п.… Сегодня, в век машинизированной массовой продукции и развития технологий пиара купить единицу человеческого сознания дешевле и проще, чем единицу ручного труда. Человеческое сознание закупается оптом.

Как-то довелось мне побывать в Музее современного искусства на Зоологической улице. Музей только-только открылся. В память врезался видео-документ, запись перформанса «По кругу» художника Кузькина. Представьте себе неглубокий бассейн, заполненный жидким бетоном. Художник Кузькин, привязав себя веревкой к закрепленному в центре бассейна колышку, ходит по кругу, как слепая лошадь. Босыми ногами месит бетон. К тому времени я была уже просвещена: главное в «современном искусстве» - жест. Жест должен «что-то значить». Что? Объяснила оказавшаяся, как рояль в кустах, сотрудница музея. Искусствовед. Увлеченно и страстно она рассказывала об «искусстве как виде деятельности, который принципиально отказывается определять не только плоды этой деятельности, но и сам вообще ее характер». Об «искусстве, где действует логика включения, и эта логика включения - именно вектор включения, который активизируется только на грани, только в момент трансгрессии границ»… Что в переводе: Кузькин выразил «жест солидарности с людьми, которым приходится нести на себе тяжесть повседневного существования, невыносимо трудного в этой стране»…

И вот сейчас, когда я пишу эти строки, и уже наслышана о боге Кузе, то лишний раз убеждаюсь: научная интерпретация искусствоведом перформанса Кузькина и проповеди бога Кузи – нечто однокоренное.

Фишка «современного искусства» состоит в том, что зритель ничего не решает. Даже Пиотровский со Швыдким ничего не решают. Решает мировая элита, сговор истеблишмента: влиятельнейших банкиров, галеристов, кураторов, директоров музеев, критиков (сунули было нос в мировую элиту «лондонские сидельцы», да получили щелчок по носу). Именно они определяют: является ли рассматриваемый арт-объект на данный момент времени «произведением искусства», и какие параметры за это отвечают.

Блицкриг «современного искусства» в России пришелся на 2012 год.

Именно перформанс «Богородица Путина прогони» в Храме Христа Спасителя с последующим выходом «обезьян прогресса» на флэшмоб сорвал маски. Вдруг стало очевидным: в России создана «новая духовно-культурная среда», и главный враг этой «новой среды» - Церковь. Церковь как институция, исторически не приемлющая ростовщичества, спекуляций (credo «современного искусства»). Православная Церковь как неиссякаемый источник Русского духа, Русской государственности. Пастыри и архипастыри РПЦ взывают с амвона к фундаментальным устоям русской жизни, обличают Запад в падении во грех Содома и Гоморры, «современное искусство» - Крестовый поход на Россию.

«Что делать? – спрашивает со страниц «Ведомостей» Катя Деготь, один из ключевых игроков «современного искусства» в России. И отвечает: «Будем использовать государство только как источник своих личных средств к существованию, но пусть наш ум и сердце будут в другом месте». Через два года она инвестирует «ум и сердце» в Европу, занимает кресло арт-директора Академии искусств мира (Кельн, Германия), дает интервью Deutsche Welle. Разгар «Русской весны», заметим, «Крымнаш», факельные шествия свастик Третьего Рейха на Крещатике – Катя Деготь говорит в интервью о «фашистском клерикальном фундаменталистском перевороте на всех уровнях» в России. «Происходят политические события, - говорит, - которые полностью перекраивают карту мира и карту Европы, и физически, и идеологически» и призывает «задуматься над тем, что такое вообще планетарные искусство и культура в широком смысле этого слова».

Но! - блицкриг не задался, словно увяз в российском бездорожье. Случилось невероятное! Галереи Марата Гельмана, Айдан Салаховой объявляют о банкротстве! Пелена морока пусть медленно, но начинает спадать.

Русский долго запрягает, да быстро едет. Король-то, голый! - смеются уже в ленте фейсбука. Один делится впечатлениями, как «откинул ногой пакет кефира с прохода, а это – вся охрана сбежала – инсталляция какого-то бездарного придурка». Другой постит: «Уборщики галереи «современного искусства» в Больцано приняли за следы вечеринки и выбросили бутылки, разбросанные конфетти, окурки. Оказалось – инсталляция миланских художников». Третий рисует мусорные баки: два бака с надписью «искусство» и один – «не искусство»…. Солнце «современного искусства» идет в закат.

Солнце «искусства планетарного» восходит.

СМИ еще остаются глобальным средством пропаганды. Тиражируют новую картинку, кровь стынет в жилах от ужаса: боевики ИГИЛ рушат, громят кувалдами античные памятники культуры и истории от Ирака до Сомали, и пыль веков не пристает к шелкам их белых как мрамор одеяний. Обращает на себя внимание стилистика best horror, эффектность постановки кадра, драматургия мизансцен, выверенность цветовой гаммы… Шальная мысль меня преследует: не муляжи ли руин в кадрах ИГИЛ-инфо от голливудских клипмейстеров? Не «планетарного» ли «искусства» зарницы?

Информация не заставляет долго ждать. ООН предает гласности: «Ежегодные совокупные доходы международных криминальных группировок от незаконной торговли предметами культуры и искусства могли достичь объема в $3,4-$6,3 млрд., значительная часть этих средств идет на финансирование терроризма». Агентство «САНА» сообщает: «Директор департамента древностей и музеев Сирии Маамун Абдель-Карим заявил, что в древнем городе Афамия, являющемся одним их исторических мест Сирии, «черные археологи» и боевики террористических организаций продолжают заниматься незаконными раскопками».

Сложно, практически невозможно отдать отчет в происходящем. Дует мусорный ветер. Рушатся глыбы, стираются с лица земли фундаментальнейшие, как казалось, представления человека о самом себе, поле, любви, красоте… «Все пожрала тьма, напугавшая все живое в Ершалаиме». Как стальное облако завис пещерный оскал wow! Хиллари Клинтон в небе над Триполи. Фотосессия Кончиты Вурст в «сексуальных» боди, в чулках с подвязками. Потоки беженцев рекой льются, перетекают, прокладывают русло в Цивилизацию из стран. И memento mori: растяжка на мосту где-то на пути из Словении в Германию: «вы будете молиться Аллаху или будете уничтожены». Грядет расчеловечивание Европы, расцивилизация Ближнего Востока.

Напасть движется по планете. И мы снова готовимся к битве. Теперь - за Урал. «Идите все, идите на Урал! Мы очищаем место бою»…

1.0x