"Королевство полной луны" (США, 2012, режиссёр — Уэс Андерсон, в ролях: Кара Хейуорд, Джейсон Шварцман, Брюс Уиллис, Эдвард Нортон, Билл Мюррей, Харви Кейтель, Тильда Суинтон, Френсис МакДорманд)
1965-й год. На побережье Новой Англии надвигается страшный тайфун с ласковым именем Мейбелин. За несколько дней до этого мрачного события в одном из маленьких "стивен-кинговских" городков случился переполох. Из лагеря военизированных хаки-бойскаутов с говорящим названием "Айвенго", возглавляемого командиром Уордом (Эдвард Нортон), сбегает двенадцатилетний сирота Сэм Шекаски. Мальчик переплывает на каноэ горный ручей, уверенно руководствуется следопытскими навыками ориентирования на местности, но среди сверстников и членов усыновившей его семьи слывёт типом неуправляемым. Другого мнения придерживается ровесница Сэма, любительница сказок, "трудный ребёнок" Сьюзи (Кара Хейуорд) — несчастная дочь юристов (Билл Мюррей и Френсис МакДорманд) и мрачная сестра трёх оголтелых малолетних отморозков. Два одиночества встретились во время школьной постановки оперы "Ноев ковчег" Бенджамена Бриттена и полюбили друг друга с первого взгляда. Как водится, устроили побег. Рывок к новой, счастливой жизни. И не все взрослые поняли это правильно. На поимку беглецов встрепенулась городская община во главе с печальным полицейским капитаном Шарпом (Брюс Улллис).
Вдоволь наигравшись за первые полчаса экранного времени в "Повелителя мух" Уильяма Голдинга — тут ещё можно вспомнить отечественный "Добро пожаловать или Посторонним вход воспрещён", но эти ассоциации — дело сугубо личного толка — главный из ныне живущих "американских независимых" кинематографист Уэс Андерсон ("Семейка Тенебаумов", "Водная жизнь") круто меняет ход событий. Выходит на крутой вираж совершенно другой интонации. История противостояния детей и взрослых постепенно превращается в трогательный романс всеобщего прозрения перед натиском большой любви. Но несмотря на то, что перед нами как бы комедия, сквозь всё повествование красной нитью проходит мистерия подлинного отчаяния. Андерсон как никто другой в наши дни умеет балансировать между жанрами, создавая кино одновременно "весёлое и трагичное, как направленный в морду ствол", прозрачное и сложное, с массой пластов, внутренних течений и подводных ассоциаций.
Поголовье населения безнадёжно несчастно. И повзрослеть здесь — означает подписать себе приговор. Поэтому попытка юных героев преодолеть сопротивление любой ценой не несёт в себе, как это может показаться на первый взгляд, ни капли юношеского максимализма. Тут нет бунтарского подросткового выброса адреналина, свойственного сюжетному стихосложению двух любящих сердец — от героев Шекспира до индийских "созданных друг для друга", против которых в едином порыве сходится клином весь белый свет. Сэм и Сьюзи должны всё успеть, потому что потом жизнь превратит их в разочарованных невротиков, отчаянных безумцев — тех "взрослых", в нутро которых ещё в 2001-м году Уэс Андерсон вглядывался в своей саге о незабываемой "Семейке Тенебаумов".
И этот момент "здесь и сейчас" отодвигает героев от любого — возможного или невозможного — будущего. Им никогда не стать парочкой вроде Бонни и Клайда, персонажами великой песни Натальи Медведевой "А у них была страсть", хотя пассаж "они убежали и жили на пляже, питались сырою рыбою и однажды…" вписывается в сюжетный контекст в схожем ритме дыхания. На этом сходство, впрочем, заканчивается. Поэтом кровавого экстрима Андерсон никогда не станет, это не его амплуа.
Очарование невинности мира, в котором возможны подобные кульбиты и перевёртыши, вселенной, где "человеку доступно решительно всё", делает "Королевство" сердечно близким тому же Болливуду — вотчине "идеальной киножизни", которую упорно не желают замечать "серьёзные" критики, всякого рода долины и волобуевы. Тот факт, что на проходящем сейчас Московском международном кинофестивале всё-таки покажут индийское кино, нисколько не радует, так как перед нами предстанет очередная артхаусная тягомотная лента, "параллельное кино" об ужасах существования бедных голодных людей, которых — и людей, и ужасов! — нам самим в жизни более чем хватает. Хотя бы периодически экран должен воскрешать реальность, близкую к идеалу?
В Каннах "Королевство" осталось без приза, но и зрители, и критики приняли его с восторгом. На ММКФ фильм входит в ряд обязательных мегахитов наравне с новой работой Леоса Каракса, о которой обязательно пойдёт речь позже.
Что же касается технической стороны дела, то никогда прежде Андерсон не достигал столь совершенного великолепия: чарующая раскадровка, оригинальные и захватывающие дух проезды камеры, длинные и красивые — в стиле автора "Весёлых ребят" — безмонтажные сцены заслуживают специального киноведческого разбора. А для простого зрителя картинка фильма станет просто усладой глаз, превращая просмотр в нескончаемое эстетическое блаженство. Прекрасный пример авторского кино: умного, глубокого, но не перегруженного назойливым "сложным внутренним миром" его создателя.