Сообщество «Форум» 16:29 27 марта 2018

«Мягкая сила» как важная составляющая российской концептуальной инициативы

1. Россия, являясь государством с внешнеполитическими амбициями, не может отказаться от возможности оказывать влияние на другие государства. В связи с этим, формирование собственной эффективной «мягкой силы» является одной из первоочередных задач российского руководства.

Для проведения успешной политики «мягкой силы» видится необходимым создание единой комплексной российской концепции «мягкой силы», в которой было бы представлено единое понимание российской политики «мягкой силы», её цели, стратегические задачи, целевые аудитории и соответствующие инструменты. Такая концепция, основанная на глубинном и всестороннем анализе международных отношений, позволила бы определить объёмы и интенсивность воздействия на ту или иную целевую аудиторию, которые определялись бы, прежде всего, стратегическими задачами государства, и системно выстроить инструменты российской «мягкой силы». Политика формирования «мягкой силы» в отношении разных государств должна быть оригинальна в том смысле, что преследуемые цели и используемые средства определяются для каждого направления.

Как указывал Дж. Най, чаще всего политика «мягкой силы» имеет отложенный эффект, поэтому российскому руководству стоило бы разработать план долгосрочных мероприятий по формированию «мягкой силы», в котором были бы также учтены исторические, культурные и политические особенности целевой аудитории. Примером такой концепции может послужить Стратегия публичной дипломатии США.

двойной клик - редактировать изображение

Для наиболее эффективной реализации данной концепции кажется целесообразным создание единого координирующего органа при сохранении действующих институтов. Например, пересечение ведомственных интересов Россотрудничества и Фонда «Русский мир» распыляет их усилия и затрудняет оценку их деятельности. Наличие координирующего органа обеспечивало бы установление целей, распределение бюджетных средств, определение стратегии, распределение обязанностей и ответственности за проведение различных программ, осуществление контроля.

Примером единого координирующего центра может послужить национальный Совет мягкой силы, который был создан в ОАЭ в апреле 2017 года. В Совет вошли министры иностранных дел, международной кооперации, туризма и культуры, а также главы многочисленных департаментов экономического развития эмиратов, входящих в ОАЭ.

Российскому руководству стоит также уделить внимание вопросу финансирования Россотрудничества и других организаций, занимающихся «мягкой силой». Их деятельность сильно сдерживается недостатком средств. Например, бюджет программ USAID только на Украине почти в два раза превышает совокупный бюджет Россотрудничества на все государства мира. По данным опубликованным на сайте USAID, бюджет организации составляет чуть меньше 1 % федерального бюджета США и равняется 22,7 миллиардов долларов США.

России приходится вести внешнюю политику в весьма сложной информационной обстановке. В Концепции внешней политики Российской Федерации, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 2016 года № 640, Плане деятельности Министерства иностранных дел Российской Федерации на период до 2018 года, утверждённом МИД России от 12 июля 2013 года, и Концепции государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 20 апреля 2014 года № 259, указывается на необходимость информационного сопровождения внешнеполитических действий государства.

двойной клик - редактировать изображение

Действительно в современном глобальном мире безотказно действует правило: «Кто владеет средствами массовой информации, тот владеет миром». Однако, вся система мировых масс-медиа находится под контролем глобальной финансовой элиты, создать ей альтернативу – дело многих десятилетий или, по крайней мере, нескольких десятилетий кропотливой работы. Понимая это, российское руководство начало активно действовать в этом направлении. В 2005 году был создан российский информационный телеканал Russia Today, владельцем которого является федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство „Россия сегодня“». Этот канал ведёт круглосуточное вещание в более чем 100 государствах на английском, арабском, немецком, французском, испанском языках. Еженедельно его смотрят 70 миллионов человек, российский информационный телеканал Russia Today также вошёл в пятерку самых популярных международных новостных каналов США.

Очень серьёзная реорганизация организаций «мягкой силы», существовавших в России, была осуществлена вскоре после начала «Евромайдана» на Украине в 2013 году.

В целях повышения эффективности деятельности государственных средств массовой информации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 декабря 2013 года № 894:

ликвидированы:

а) федеральное государственное бюджетное учреждение «Государственный фонд телевизионных и радиопрограмм» (город Москва) с последующей передачей закреплённого за ним на праве оперативного управления имущества в хозяйственное ведение федерального государственного унитарного предприятия «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания»;

двойной клик - редактировать изображение

б) федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Российская книжная палата» (город Москва) с последующей передачей закреплённого за ним на праве оперативного управления имущества в хозяйственное ведение федерального государственного унитарного предприятия «Информационное телеграфное агентство России (ИТАР – ТАСС)» (город Москва);

в) федеральное государственное бюджетное учреждение «Российская государственная радиовещательная компания «Голос России» (город Москва) с последующей передачей закреплённого за ним на праве оперативного управления имущества в хозяйственное ведение федерального государственного унитарного предприятия «Международное информационное агентство «Россия сегодня»

двойной клик - редактировать изображение

г) федеральное государственное унитарное предприятие «Российское агентство международной информации «РИА Новости» (город Москва);

реорганизовано федеральное государственное бюджетное учреждение «Редакция «Российской газеты» (город Москва) в форме присоединения к нему федерального государственного бюджетного учреждения «Редакция журнала «Родина» (город Москва);

создано федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня»;

установлено, что:

а) основным направлением деятельности федерального государственного унитарного предприятия «Международное информационное агентство «Россия сегодня» является освещение за рубежом государственной политики Российской Федерации и общественной жизни в Российской Федерации;

б) единоличным исполнительным органом федерального государственного унитарного предприятия «Международное информационное агентство «Россия сегодня» является генеральный директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации;

в) с момента ликвидации федерального государственного унитарного предприятия «Российское агентство международной информации „РИА Новости“»:

1) права учредителя в отношении организаций, учредителем которых являлось федеральное государственное унитарное предприятие «Российское агентство международной информации „РИА Новости“», переходят к федеральному государственному унитарному предприятию «Международное информационное агентство „Россия сегодня“»;

2) имущество, в том числе находящееся за рубежом, использовавшееся федеральным государственным унитарным предприятием «Российское агентство международной информации „РИА Новости“» для освещения за рубежом государственной политики Российской Федерации и общественной жизни в Российской Федерации, подлежит передаче в хозяйственное ведение федерального государственного унитарного предприятия «Международное информационное агентство „Россия сегодня“».

двойной клик - редактировать изображение

Бывшая медиагруппа и одно из крупнейших информационных агентств мира со штаб-квартирой в Москве «Российское агентство международной информации „РИА Новости“» было основано также в нелёгкие для СССР времена – в июне 1941 года. Изначально агентство носило название «Советское Информационное Бюро» (Совинформбюро). В 1961 году на базе Совинформбюро было создано «Агентство Печати „Новости“» (АПН), в 1990 году в соответствии с Указом Президента СССР преобразованное в «Информационное Агентство „Новости“» (ИАН). Название «РИА Новости» агентство получило в сентябре 1991 года, после очередной реорганизации.

До своей ликвидации «Российское агентство международной информации „РИА Новости“» являлось одним из крупнейших медиахолдингов в России. Кроме одноименного агентства в холдинг входило «Агентство экономической информации „Прайм“», специализировавшееся на новостях науки и технологий «РИА „Наука“», «Агентство правовой и судебной информации „РАПСИ“», «Агентство спортивных новостей „Р-Спорт“», а также «Издательский дом „Московские новости“». В интернете холдинг был представлен 40 информационными ресурсами на 22 языках.

двойной клик - редактировать изображение

2. Безусловно, один российский информационный телеканал Russia Today не может справиться со всем объёмом работы. В связи с этим, может быть полезен опыт КНР – китайское правительство тайно финансировало различные новостные каналы и радиостанции, чтобы они транслировали точку зрения правительства КНР без привлечения внимания к нему самому. Поскольку российский информационный телеканал Russia Today часто называют «пропагандистская машина Кремля», возможно, российскому руководству стоило бы использовать опыт КНР.

Говоря об информационном сопровождении внешнеполитических шагов России, нельзя не упомянуть российскую цифровую дипломатию. Как уже было указано в статье «Как повысить эффективность российской „мягкой силы“?», за сравнительно небольшой промежуток времени МИД России удалось достигнуть значительных успехов в этой области. Однако можно заметить, что не все российские загранучреждения одинаково выстраивают коммуникацию в Интернете, поскольку глава каждого представительства сам принимает решение, как много внимания стоит уделять ведению страниц в социальных сетях. Также можно выделить следующие недостатки российской цифровой дипломатии – формальный подход, недостаточное внимание визуальной составляющей, отказ от использования языка государства пребывания.

Согласно теории Дж. Ная, ресурсы мягкой силы делятся на три группы – культура, внешняя политика и политические ценности. Учитывая современные внешнеполитические реалии и те условия, в которых России приходится вести внешнюю политику, кажется необходимым взять пример с КНР и придать российской мягкой силе культуроцентричность. Как уже было указано выше, Россия обладает неиссякаемым запасом ресурсов мягкой силы в области культуры.

В том, что продвижение именно культурной составляющей мягкой силы России было бы перспективно, также говорит тот факт, что авторы обзора State of Digital Diplomacy 2016 определили, что самый популярный твит посольства России в Японии был посвящён двум студенткам из Москвы, открывшим русское кафе в Токио.

двойной клик - редактировать изображение

Однако анализируя культурные ресурсы российской «мягкой силы», можно прийти к выводу, что в основном они относятся к высокой культуре, а значит, что они будут иметь довольно ограниченное воздействие – только на элиту государств присутствия. Как указывал в своей концепции Дж. Най, продукты массовой культуры предназначены для самых широких слоёв населения самых разных государств, ввиду несложности своего содержания и доступности для понимания. Таким образом, заметна необходимость в дополнении культурных ресурсов мягкой силы России продуктами массовой культуры. Одним из примеров «мягкой силы» в виде продуктов массовой культуры можно привести деятельность российского музыкального продюсера И. Шаповалова, ставшего известным благодаря продвижению и популяризации в 1999 – 2004 годах в молодёжную среду ряда европейских государств, Соединённого Королевства и Японии поп-группы «t.A.T.u.» («Тату»), солистками которой являлись Юлия Волкова и Елена Катина.

Альбом «200 по встречной», несмотря на русскоязычность, побил все рекорды популярности (60 тысяч проданных копий в первую неделю), причём не только в России, но и в Восточной Европе. В июне за песню «Я сошла с ума» группа награждена премией «Стопудовый хит» от радиостанции «Хит FM». В августе 2001 года началась запись англоязычной версии альбома. 6 сентября 2001 года в Нью-Йорке группа получила премию MTV Video Music Awards в номинации Viewers' Choice – Best Russian Video за клип «Я сошла с ума». Вышел сингл и клип «30 минут», показанный с осени 2001 года по 2002 год по российскому телевидению более 3000 раз. MTV Russia признал клип «Я сошла с ума» лучшим музыкальным видео года. Группа отправилась в тур по России, Белоруссии, Украине, Прибалтике, Словакии, Болгарии, Германии.

2003 год стал годом пика популярности группы в мире. «Тату» уверенно занимали первые места в хит-парадах европейских государств. По итогам года дебютный альбом «Тату» получил статус «золотого диска» в Англии, ЮАР, Республике Корея, Сингапуре, Германии, Австрии, Швейцарии, Франции, Испании, Мексике, «платинового диска» на Тайване, в Финляндии, Польше, Италии, «дважды платинового диска» в Гонконге, Чехии, Канаде. «t.A.T.u.» устанавливают также абсолютный рекорд по объёму продаж в Японии – 1,8 млн. экземпляров альбома «200 km/h in the Wrong Lane», побив рекорды по объёмам продаж дисков The Beatles, Майкла Джексона и Мадонны. Общий объём продаж первого альбома, по данным главы российского отделения Universal Дмитрия Коннова, составил 4,3 млн. экземпляров по всему миру и «несколько сотен тысяч» в России и СНГ.

Кроме того, 7 февраля 2014 года дуэт «t.A.T.u.» выступил на церемонии открытия XXII Зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи. Отрывок песни «Нас не догонят» был дважды использован в церемонии открытия XXII Олимпийских зимних игр в Сочи. Спортсмены, представлявшие Россию, вышли под ремикс песен «Нас не догонят» и «We Will Rock You» группы Queen. В художественной части, в которой балет изображал события страны второй половины XX века, отрывок «Нас не догонят» был смешан с «Танцем с саблями» А.И. Хачатуряна.

двойной клик - редактировать изображение

И. Шаповалов прошёл специализацию по специальности «детская и подростковая психиатрия», после чего работал врачом в психиатрической больнице города Балаково и параллельно занимался частной детской психокоррекционной практикой, и, по-видимому, сумел уловить какие-то тайны воздействия на современную детскую и подростковую психологию с точки зрения массовой культуры. Также одним из удачных проектов, в которых участвовал И. Шаповалов были проводимые в Киргизии Всемирные Игры Кочевников (англ. World Nomad Games) – международные спортивные состязания по этническим видам спорта. В основу состязаний легли народные игры исторически кочевых народов Центральной Азии.

Хотелось бы отметить положительную динамику в этой области – недавно стало известно, что крупнейший в мире онлайн-кинотеатр Netflix купил права на российский телесериал «Мажор» у продюсера А. Цекало. Также Netflix выкупил права на показ российского мультфильма «Маша и медведь», который занял первые строчки рейтингов в таких государствах, как США, Республика Корея и Италия, целом ряде развивающихся государств можно наблюдать спрос на качественное высшее образование. В данной ситуации преимущество российского образования очевидно – оно доступно в финансовом отношении и даёт значительную фундаментальную подготовку. Особенно хорошо прослеживается эта тенденция в области медицинского образования, поскольку его в России получают около 20 % иностранных студентов, когда в других государствах этот показатель в среднем составляет 4 – 5 %.

Как пишет М. Лебедева в статье «Высшее образование как потенциал мягкой силы России»: «Высшее образование может быть инструментом «мягкой силы» в том случае, если оно отвечает критериям качества». Конкурентоспособными сферами российского высшего образования можно считать именно фундаментальные, которые, как правило, получили развитие ещё в советский период – прикладная математика, физика, биология.

Об улучшении российского образования говорят международные рейтинги. Так, в 2016 году по итогам Глобального рейтинга университетов QS World University Rankings МГУ им. М.В. Ломоносова занял 108-е место в мире, поднявшись с 2012 года на 8 позиций.

Одним из перспективных направлений работы видится открытие филиалов российских ВУЗов за рубежом. На данный момент ведут работу филиалы МГУ им. М.В. Ломоносова в Астане, Ташкенте, Баку, Душанбе и Ереване, РЭУ им. Г.В. Плеханова в Казахстане и Узбекистане, МЭИ и МИСиС в Таджикистане, РГУНГ им. Губкина в Узбекистане. Также в Киргизии, Таджикистане, Армении и Белоруссии открыты Славянские университеты, обучение в которых ведётся на русском языке и по российским программам.

Статс-секретарь – Заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации, Г. Карасин в своей статье «И снова о „мягкой силе“» пишет, что в 2015 – 2016 году более 75 тыс. студентов из государств СНГ учились в России, большинство – за счёт бюджета, на что каждый год выделяется около 100 мил. долларов. Однако для сравнения – общее число иностранных студентов, обучавшихся в России в 2011 – 2012 учебном году составило 400 тыс. человек, а в США – около 760 тыс. согласно докладу The Open Doors Report.

Россия очень заинтересована в том, чтобы на постсоветском пространстве сохранялся русский язык и культура, однако, здесь у России есть конкуренты – США, государства Европейского Союза и Турция. Россий необходимо осуществлять наступательную борьбу по охвату средствами «мягкой силы» всё новых и новых государств с вытеснением влияния иных государств с территории постсоветских государств и бывших государств СЭВ. В связи с этим, увеличение количества бюджетных мест и грантов для студентов из государств СНГ значительно бы улучшило образ России и помогло бы сохранить студентов в поле российского влияния. Хотелось бы подчеркнуть, что именно образовательные обменные программы США вывели перспективную молодежь Украины, Грузии и ряда других государств из-под российского культурного влияния.

Перевод наиболее востребованных программ на английский язык с привлечением зарубежных преподавателей также помог бы России привлечь больше иностранных студентов. Такой подход в краткосрочном плане кажется перспективным, потому что, во-первых, студентам не придётся тратить время на изучение русского языка, во-вторых, такие программы привлекли бы студентов из государств Европейского Союза и США, что помогло бы России сформировать там группу критически мыслящих специалистов.

Совместные научные исследования и академические и профессиональные обмены также улучшили бы образ России. Такое взаимодействие могло бы выражаться в заключении двусторонних соглашений, совместных инвестициях в коммерциализацию разработок, создании совместных учебных программ и даже ВУЗов. Для упрощения въезда и более долгосрочного пребывания исследователей можно было бы ввести специальные визы.

В последнее время все больше приобретает популярность дистанционное образование, поскольку оно позволяет сократить расходы на логистику и проживание и его можно совмещать с учёбой. Поскольку эта ниша в образовании ещё только формируется, российское руководство может воспользоваться ситуацией, взять инициативу в свои руки и создать образовательный хаб. Российскому руководству стоило бы оказать содействие выходу отечественных образовательных учреждений на глобальный рынок образования.

Создание специализированной организации по содействию экспорту российских образовательных услуг и академическому обмену преподавателей и студентов значительно бы укрепило «мягкую силу» России и увеличило бы количество иностранных студентов, обучающихся в России. Если мы обратимся к опыту других государств, то увидим, что во Франции есть «EduFrance» и «Egide», в Германии действует служба академических обменов «DAAD», а в США – «Education USA», которые значительно облегчают для студентов процесс подачи документов, а также предоставляют им всю необходимую информацию.

В целях популяризации русского языка и культуры Россотрудничеству и Флнду «Русский мир» безусловно необходимо расширить сеть языковых и культурных центров, обеспечить мобильность российских специалистов в учебные заведения зарубежных государств, оказывать грантовую поддержку. Как указано на сайте Россотрудничества, в настоящее время действует 96 представительств Россотрудничества в 81 государстве, в то время как Британский Совет представлен в 110 государствах.

Видится перспективной возможность разнообразить деятельность российских языковых и культурных центров проведение различных семинаров и круглых столов, показов фильмов о России и российских режиссёров, проведение конкурсов для того, чтобы приглашать талантливую молодёжь на учёбу в Россию, как это делают США при выдаче грантов.

Для России действительно остро стоит вопрос распространения русского языка. Распад СССР нанес сильный удар по позициям русского языка – он стал единственным из крупных языков в мире, который так стремительно терял свои позиции в мире в течение последних двадцати пяти лет.

Вытеснение русского языка из сферы образования ведёт к утрате культурных, исторических корней для десятков миллионов соотечественников и местных жителей, желающих приобщиться к русскому языку и культуре. Именно поэтому одной из первоочередных задач для российского руководства могло бы быть развитие зарубежной сети школ с системой языковых экзаменов, где могли бы проводить помимо языкового обучения, ещё и профессиональную подготовку преподавателей русского языка. Полезным может быть опыт Британского Совета, деятельность которого не только весьма эффективна, но и приносит достаточно средств в казну государства.

Как заметил основатель концепции «мягкой силы» Джозеф Най, «если Россия и Китай хотят преуспеть, им нужно быть самокритичными и дать свободу гражданскому обществу». Действительно, негосударственные акторы практически не вовлечены в процесс формирования и распространения российской «мягкой силы». Как было указано выше, в Соединённом Королевстве и США именно неправительственные организации (НПО) и некоммерческие организации (НКО) играют одну из ведущих ролей в этом процессе. Поскольку культура и ценности коренятся именно в гражданских обществах, то им и необходимо доверить большую часть формирования и распространения «мягкой силы».

Примером того, как эффективно действовали различные западные НПО и НКО сейчас является ситуация на Украине. В те годы, когда Армении ещё только являлась кандидатом на вступление в Таможенный союз, функционировало около 350 НПО и НКО – армянских и зарубежных, выступающих с идеей евроинтеграции, в то время как с идеей евразийства выступало лишь 10 организаций.

Также необходимо проведение работы с различными общественными средами государств – с соотечественниками, с выпускниками школ и ВУЗов, с НПО и НКО, редакциями русскоязычных СМИ, с группами по связям в парламентах и бизнес-ассоциациями. Это сотрудничество не должно выглядеть как госзаказ, а должно стать организованными структурами, которые бы связывали государственные механизмы с общественными силами государственных структур не напрямую, а через посредников, которые, маскируя вовлечённость заинтересованных властей, делают соответственные проекты привлекательными для тех, кто является их конечными участниками.

Русская диаспора является одной из самых многочисленных в мире, поэтому не стоило бы упускать возможность сотрудничества с ней. Российским представительствам за рубежом стоит не только оказывать поддержку русской диаспоре, но и стимулировать её к экономической активности, трудовой миграции.

Безусловно, Россия сильна в таких классических видах силы, как дипломатия и военно-политическая мощь, но мир меняется, и России необходимо успевать за этими изменениями. Ведь если Россия сохранит подобный образ, то это грозит крупной потерей ресурсов «мягкой силы» и кредита доверия, а подобную потерю едва ли удастся компенсировать.

Для реализации «мягкой силы» России необходимо создавать свою логическую связку, которая бы отвечала имиджу и миссии России в сложном многополярном мире. Привлекательной и правдивой кажется связка «Россия – гарант безопасности». В контексте этой связки миссия России представляется в гарантии безопасности и стабильности в регионе, на континенте и в глобальном мире, невзирая на лишения и нужды своего народа, не жалея сил и затрат. Примером реализации такой миссии являются взвешенные инициативы России по Ливии, Сирии, Ирану и так далее.

В связи с этим хотелось бы привести результаты рейтинга «мягкой силы» британского агентства Portland, согласно которому Россия вошла в тридцатку лидеров и заняла 26-е место. Среди возможных причин выбора России упоминается «относительно более спокойная ситуация на востоке Украины» и «роль России в качестве лидера в борьбе против Исламского государства».

3. С наступлением эпохи глобализации международная система качественно трансформировалась, и понятие «силы» приобрело новые значения и измерения. Экономическая взаимозависимость, информационная революция, развитие новых технологий заставили теоретиков различных школ по-новому взглянуть на понятие «силы» и признать, что военная сила больше не «альфа и омега» международных отношений. Экономическое сотрудничество, СМИ, культура, образование, идеология отныне могут выступать наравне с военными в качестве значимых ресурсов силы международного актора.

Проанализировав теоретическую основу концепции «мягкой силы», политический инструментарий российской «мягкой силы», изучив опыт построения «мягкой силы» государствами, эффективно реализующими политику мягкой силы, и предположив возможные пути более эффективного применения «мягкой силы» России, можно придти к следующим выводам:

Концепция «мягкой силы» Дж. Ная стала теоретическим ответом на те изменения, которые произошли в международной системе в эпоху глобализации. Согласно концепции Дж. Ная, определяющей для успеха актора на международной арене сегодня является «способность влиять на других при помощи кооптирующих (co-optive) инструментов, определяющих международную повестку дня, а также при помощи убеждения и позитивной привлекательности».

Понятие «силы» является одним из ключевых в теории международных отношений и заслуга Дж. Ная состоит в причислении не военно-политического способа воздействия на другие государства к категории «силы». Однако теории невоенного воздействия разрабатывались различными мыслителями и учёными задолго до концепции «мягкой силы», среди них – Лао-цзы, Платон, Аристотель, Блаженный Августин, Б. Паскаль, Г. де Гроот, И. Кант, М.-Л. Кинг, М. Ганди и А. Грамши.

Ресурсами «мягкой силы» являются культура, политические ценности и внешняя политика. Автор концепции выделяет следующие инструменты, как наиболее эффективные – публичная дипломатия, радио- и телевещание, программы обменов, содействие развитию. Дж. Най также указывает на растущую роль НПО и НКО и зависимость государств от информационных систем поддержки внешнеполитической деятельности.

Автор концепции «мягкой силы» утверждает, что в информационную эпоху настоящая борьба на мировой арене развернётся не между армиями, а между идеями и системами ценностей. Он указывал, что применение инструментов «мягкой силы» становится по-настоящему эффективным, в том случае, когда внешняя политика государства наполнена привлекательной политической идеологией. Используя терминологию самого Дж. Ная, в современных мировой политике успех внешнеполитической стратегии обеспечивается привлекательным нарративом, под которым автор подразумевает набор идей и представлений о мире и событиях в нем, которые актор представляет международному сообществу в качестве наиболее верных и сквозь которые он интерпретирует международную реальность.

Для изучения опыта использования «мягкой силы» были выбраны США, Соединённое Королевство и КНР, поскольку они чаще всего занимают первые места в различных рейтингах «мягкой силы». Проанализировав их стратегии ресурсы, были выделены их конкурентные преимущества.

США: совокупная экономическая, политическая и военная мощь государства; гибкость инструментов «мягкой силы» – в течении года в структуру государственных расходов могут вноситься изменения; большой объём финансирования; работа через НПО и НКО; публичная дипломатия; успешные обменные программы; популярная во всём мире массовая культура.

Соединённое Королевство: использование преимуществ, связанных с распространённостью английского языка в мире; важная роль НПО и НКО; высокая координация направлений и последовательности реализации политики мягкой силы; разнообразие форм организации работы Британского совета; получение прибыли от реализации политики «мягкой силы».

КНР: инвестиционный и экономический потенциал КНР; культуроцентричность политики «мягкой силы» КНР; активное взаимодействие с представителями диаспоры за рубежом; большая сеть институтов Конфуция.

Использование опыта применения «мягкой силы» другими государствами может помочь России эффективно сформировать собственную «мягкую силу».

Нормативно-правовое закрепление политики «мягкой силы» в Российской Федерации отражается в Концепции внешней политики Российской Федерации, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 2016 года № 640, Плане деятельности Министерства иностранных дел Российской Федерации на период до 2018 года, утверждённом МИД России от 12 июля 2013 года, и Концепции государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 20 апреля 2014 года № 259.

В 2013 году концепция «мягкой силы» обрела юридический статус в Российской Федерации: она была включена в Концепцию внешней политики Российской Федерации, утверждённую поручением Президента Российской Федерации от 12 февраля 2013 г. № Пр-251.

Утратившая силу Концепция определяла «мягкую силу» как «неотъемлемую составляющую современной международной политики» и вводила официальное определение данного термина: «комплексный инструментарий решения внешнеполитических задач с опорой на возможности гражданского общества, информационно-коммуникационные, гуманитарные и другие альтернативные классической дипломатии методы и технологии».

В Концепции внешней политики Российской Федерации, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 2016 года № 640, четыре пункта, относящиеся к «мягкой силе», выделены как основные задачи внешнеполитической деятельности России: защита прав соотечественников за рубежом, усиление роли России в международном гуманитарном пространстве, укрепление международных позиций российских СМИ и развитие диалога культур и цивилизаций. Особое внимание уделяется информационному сопровождению внешнеполитической деятельности России – ему был посвящён отдельный раздел в Концепции. Таким образом, можно сказать, что согласно действующей Концепции внешней политики Российской Федерации политика «мягкой силы» видится в основном как международная информационно-разъяснительная работа и отдельные направления публичной дипломатии.

Правительство Российской Федерации выбрало институциональный подход к использованию инструментов «мягкой силы» во внешней политике.

В России был создан ряд институтов, целью которых является координация использования инструментов «мягкой силы» в российской внешней политике, среди них – Россотрудничество, Фонд «Русский мир», ряд экспертных площадок и мозговых центров, например, Мировой общественный форум «Диалог цивилизаций», Международный дискуссионный клуб «Валдай», Фонд поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова, Совет по внешней и оборонной политике (СВОП), Российский совет по международным делам (РСМД).

Главным институтом российской «мягкой силы» стало Россотрудничество – Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству, новый федеральный орган исполнительной власти, находящийся в ведении Министерства иностранных дел Российской Федерации, который был образован в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года № 724 и переименован в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 года № 1315 с упразднением Российского центра международного научного и культурного сотрудничества при Министерстве иностранных дел Российской Федерации (Росзарубежцентра). За прошедший период Россотрудничеством была проведена большая работа по расширению сети российских центров науки и культуры (РЦНК), привлечению иностранных студентов в российские ВУЗы, укреплению общего гуманитарного пространства СНГ, развитию евразийской интеграции.

Основными направлениями работы Фонда «Русский мир» стали: распространение и популяризация русского языка и культуры, поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, содействие распространению объективной информации о современной России, поддержка экспорта российских образовательных услуг.

На укрепление российской «мягкой силы» работают созданные экспертные площадки и мозговые центры, такие как: Мировой общественный форум «Диалог цивилизаций», Международный дискуссионный клуб «Валдай», Фонд поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова, Совет по внешней и оборонной политике (СВОП), Российский совет по международным делам (РСМД). Часть из них получили высокую оценку в экспертной среде – это, в первую очередь, Мировой общественный форум «Диалог цивилизаций» и Международный дискуссионный клуб «Валдай». Учитывая багаж советской научной школы и в случае успешной работы, российские фабрики мысли могут стать эффективными инструментами российской «мягкой силы».

Таким образом, на сегодняшний день основными инструментами «мягкой силы», которые применяются государством через специально созданные институты (федеральные органы исполнительной власти, НПО и НКО, фонды, экспертные площадки и мозговые центры), в российской внешней политике стали:

распространение и популяризация русского языка и культуры в зарубежных государствах;

продвижение российских образовательных услуг на зарубежных рынках;

создание сетей выпускников российских ВУЗов и обменных программ;

взаимодействие с российскими соотечественниками, проживающими за рубежом;

активизация работы экспертных площадок и мозговых центров в сфере международных отношений.

Россия – государство богатое ресурсами «мягкой силы», к которым можно отнести – культуру, литературу, распространённость русского языка, изобразительное искусство, классическую музыку, театральное искусство, балет, кинематограф.

Особо стоит отметить традиционные ценности, которые, безусловно, также являются ресурсом «мягкой силы» России. На данный момент в основу российского политического нарратива закладываются левоконсервативные ценности, которые предполагают защиту традиционной модели семьи, а также ведущую роль государства и религии в жизни общества. Такие ценности пользуются популярностью в традиционных обществах, особенно – на пространстве Евразии. В вопросах семьи, религии, отношения к государству евразийские общества придерживаются традиционных подходов.

К «мягкосиловым» ресурсам также можно отнести опыт мирного проживания более 200 национальностей и представителей различных конфессий на территории России. В последнее время соотечественники, проживающие за рубежом, играют всё более важную роль, участвуя в политической жизни «новой родины». Данное направление курируется Департаментом по работе с соотечественниками за рубежом МИД России, созданным в 2005 году, также в Концепции внешней политики Российской Федерации, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 2016 года № 640, было уделено значительное внимание содействию сотрудничества с соотечественниками.

Предоставление образовательных услуг является одним из важнейших инструментов «мягкой силы», а качество российского высшего образования, о котором говорят места в международных рейтингах – ресурсом российской «мягкой силы».

Успех проведения XXII Зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи, спортивные достижения российских команд также пополняют копилку ресурсов «мягкой силы» России.

Особо хотелось бы отметить успехи российской дипломатии как в целом, так и в области цифровой дипломатии. В 2011 году была запущена обновленная, более современная, версия официального сайта МИД, была начата работа в социальных сетях (ВКонтакте, Фейсбук, Твиттер), активизирована цифровая дипломатия первых лиц (аккаунт Заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации Г. Гатилова в Твиттере, страница пресс-секретаря МИД России М. Захаровой в Фейсбуке). За прошедшие годы МИДом России была проведена большая работа по включению российских дипломатических загранучреждений в социальные сети. Данная положительная динамика, несомненно, сказалась на расширении российского присутствия в глобальном информационном пространстве.

Сегодня в развитии потенциала российской «мягкой силы» прослеживается положительная динамика. Однако, следует отметить, что некоторые ресурсы «мягкой силы» на данный момент ещё полностью не раскрыты.

Видится необходимым создание единой комплексной российской концепции «мягкой силы», в которой отражалось бы понимание данной политики, её цели, задачи и целевые аудитории. Такой документ позволил бы системно выстроить инструменты «мягкой силы» и, как следствие, более эффективно реализовывать данную политику. Также более эффективному управлению и контролю за реализацией программ способствовало бы создание единого координирующего органа при сохранении действующих институтов. Увеличение финансирования программ по реализации политики «мягкой силы» также позволило бы разнообразить деятельность внешнеполитических институтов и сделало бы их более конкурентоспособными.

Поскольку Россия обладает неиссякаемым запасом «мягкосиловых» ресурсов в области культуру, то, учитывая опыт КНР, российской «мягкой силе» можно было бы придать культуроцентричность. Однако, российская культура относится в основном к высокой культуре, а значит, влияет на ограниченный круг людей – элиту других государств. В связи с этим, кажется целесообразным развитие и распространение продуктов массовой культуры.

Предоставление образовательных услуг иностранным студентам является важнейшим инструментом «мягкой силы», на широкие возможности которого указывают ведущие исследователи-международники (А. Торкунов, М. Лебедева, О. Леонова, Е. Панова). Увеличение количества бюджетных мест и квот, перевод востребованных программ на английский язык, организация дистанционного обучения, увеличение студенческого обмена и самое главное – создание единого координационного центра по образованию в России для иностранцев значительно бы упростило процесс подачи документов, нахождения информации и так далее, а значит, увеличило бы количество иностранных студентов, приезжающих в Россию на учёбу.

Остро стоит вопрос распространения русского языка для российского руководства. Русский язык заметно потерял свои позиции в мире после распада СССР, сегодня можно заметить процесс вытеснения русского языка из сферы образования в постсоветских государствах. В связи с этим, развитие зарубежной сети школ с системой языковых экзаменов по примеру Британского совета могло бы укрепить позиции русского языка и сделать российскую «мягкую силу» более эффективной.

Большое значение для политики «мягкой силы» имеет ее идейное содержание. России нужен новый образ и логичной кажется связка «Россия – гарант безопасности». Участие России в урегулировании ситуаций в Сирии, Ливии и Иране является ярким образцом такой политики.

Также необходимо, чтобы будущая единая комплексная российская концепция «мягкой силы» соблюдала три незыблемых принципа:

1) российская «мягкая сила» должна быть активной, а не реактивной, то есть наступательной по всем направлениям, а не запоздало реагирующей на действия противника;

2) российская «мягкая сила» должна быть творческой в разработке и применении всё более новых и новых методов своей работы;

3) российская «мягкая сила» должна изучать опыт других международных акторов в осуществлении своей «мягкой силы» и заимствовать все успешные «чужие» новации, получившие признание на практике.

В основу образа современной России должно быть положено то, чем нация действительно может гордиться – великая русская культура, представляющая уникальный сплав традиций всех народов, населяющих нашу страну; история побед и страданий на пути их достижения; опыт и традиции многонационального и многоконфессионального общества – российского народа, объединяющего людей очень разных, но объединённых идеей о едином великом государстве.

Такая универсальная и открытая для мира идея, которая ориентирована на сбалансированное устойчивое глобальное развитие, имеет большой шанс быть востребованной как традиционными обществами, так и значительной частью населения государств Европы и США.

Cообщество
«Форум»
Cообщество
«Форум»
1.0x