БАРТО. "Светлое завтра" ("Союз", Bastard Boogie Tunes)
мы приходим в мир
обнажённые
а потом живём
поражённые
трудно быть святой
горький пить настой
чтоб любить людей
как граф Лев Толстой
"Барто", перейдя на второй десяток творческой жизни, почти год выпускало (а готовило несколько лет) шестой номерной альбом. В конце весны прошлого года даже была представлена "Первая половина дня", часть пластинки. Забавно, но оказалось, что эта "первая половина" вовсе не выстроена как цельное начало: эти шесть песен разбросаны по полноценному альбому.
"Барто" всё сильнее подаёт себя как некую лабораторию идей и звуков. Основательно продолжилась традиция привлечения известных коллег: на "Светлом завтра" мы слышим неистового Пахома, музыкантов "Машнинбэнд", Нину Карлссон, дважды отметилась Галида (вокалистка проекта Laska Omnia Галина Савченко). Также был зафрахтован ряд видных "живых" музыкантов, включая не самых очевидных для "Барто" трубача и саксофониста. И какое-то невообразимое число саунд-продюсеров. Но результат всего этого богатства — солидный европейский звук.
Песня "Брейвик" (или "Голубоглазый альбатрос") авторства культового донского музыканта Дениса Третьякова ("Церковь детства"). Пока сам Третьяков записывает, сводит и пересводит альбом, где должна быть представлена сия композиция, "Барто" выдали свою версию. История про самого известного крайне правого террориста современности недурно легла в альбом, который интересен именно своим многомерным содержанием.
Стало меньше "жести" и очаровательного хулиганства. Даже в самых развязных по лексике номерах — ой, как много человеческой правды. Пожалуй, водоразделом между классическим образом "Барто" и новым вектором группы стали "Тупой" и особенно "НННН". Хотя и "Молдаванин" вполне предстаёт номером из старого репертуара — елейный голос Марии Любичевой, ироническое и социальное рядом, и заведомая мина, ибо в истории определением "какой красивый молдаванин" Иосиф Сталин некогда отметил Леонида Брежнева.
"Светлое завтра" — альбом непростой, экспериментальный, основательно музыкальный. "Барто" и раньше-то без удовольствия реагировали на ярлыки, скорее являя собой вариант альтернативной "дискотеки". А теперь можно найти работу с амбиентом, ЕВМ, фанком.
У "Барто" хватало песен на "злобу дня". Нынче группа смотрит дальше этой самой "злобы", холодно расставляя элегантные ловушки. На том же "Брейвике" поскользнуться легче простого. Надо полагать, именно поэтому он вошёл в альбом. Если раньше номера хлестали по щекам наотмашь, то теперь хитрой бестией обвивают сознание. Есть ощущение, что "Огни святого Эльма" — ушедший в тень романтический сайд-проект "Барто" — здесь тоже некоторым образом материализовался. Ну, и настоящая питерская прописка группы, сменившая подмосковную, наконец-то дала о себе знать в полной мере.
"Светлое завтра" предстаёт почти антиутопией, ибо настоящее, по "Барто", мало даёт поводов для вдохновения. "Океан" с почти лавкрафтианской силой водной стихии, "Война" и "Деньги", ставшие мерилом нашего мира. И даже "23", концептуальная политическая шпилька, в которой воспроизводится текст статьи Конституции о неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайне, легко оборачивается известным мистическим восприятием числа. На пластинке нашлось место даже композиции памяти главного "короля и шута" Михаила Горшенёва — "Корни", хотя без подсказки угадать посвящение практически нереально.
И "Новая жизнь в дорогих декорациях". Эстетическая переходность пластинки тонко коррелирует с новым опытом жизни. Дилемма второй половины ХХ века "быть или иметь" давно сменилась на триумф "казаться". А реальность почти по всем направлениям обрела приставку "пост".