Юлия ТЕУНИКОВА и SOUNDRUSSIA. «Russian сказки». («Выргород»)
Заметная фигура независимой сцены записала неожиданный альбом. Основной её проект "Теуникова&КоМПОзит" - интеллектуальный русский рок, переосмысление блюзовых традиций, современный романс и авторская песня, получившие композиционный масштаб. Собственно, композит – есть комбинированное вооружение, и такое прочтение довольно органично для музыкантов, в проявлениях которых можно обнаружить множество вводных и выходных. SoundRussia же представляет из себя целый комплекс: лейбл, интернет-ресурс, посвящённый русской альтернативной музыке, оригинальная студийная формация. Так, аранжировщиком настоящего альбома выступил Кирилл Кухаренко, лидер группы "Джин-Тоник".
Несмотря на внушительный период времени на сцене: в прошлом году пошёл уже третий десяток на сцене - в дискографии Теуниковой всего две полноценные строки – "Очарованный странник" и "Таймер".
И "Russian сказки" готовились почти четыре года и получились основательными: часовая пластинка из полтора десятка композиций. Пожалуй, готов назвать альбом наиболее значительным у Теуниковой. Пусть он и обозначен как "провокация" и "отмщение".
Да, доселе Теуникова выдавала песни, лишенные "девичьих слёз", про смыслы, что пронизывают жизнь, про первозданное райское единство, избегала театрализации, не баловала улыбкой. Хотя даже в социально-сатирических номерах "Russian сказок" смеха немного. Возможно, изначально веселья было больше, но внешний контур событий явственно наложил свой отпечаток на альбом.
Однако и здесь в ходу верность полистилистике – только со специфическим уклоном - латино, софт-рок, регги, поп-музыка восьмидесятых и девяностых, "русский шансон". Какие-то мелодии кажутся предельно знакомыми, и это намеренный ход создателей пластинки: то самое «отмщение» за звуки, атакующие наше сознание на протяжении последних десятилетий. Раз нельзя победить и сложно проигнорировать – почему бы не поставить себе на службу.
Есть соблазн прочитать в "Сказках" настоящее столкновение двух альбомов. С одной стороны, "Сказки" про накрывшие нас "человеческие понты" - про бизнес-вумен, метросексуалов и гопников. С другой – добрая половина альбома печальна, если не трагична. "Ржевская", "Карта москвича", "Власть" и "Трёхмерная кисть" совсем не проходят по линии сатиры. Да и "Московская стройка", приобретшая дополнительную известность несколько лет назад после взаимодействия с группой "Барто" - скорее горька, нежели комична. А "Беженцы" и "Гагарин жив!" вообще изначально изданы летом 2014 года на благотворительном сингле «Пара песен о Родине». Но фиксируя сложную конструкцию, должен признать: альбом очень крепко и органично собран.
Сражения пластинки идут не на калиновых мостах и не у смородиновых рек. "Сказки" родились из желания обобщить впечатления от повседневной жизни. «Этот день обычный, оттого и страшный», - заметил коллега Теуниковой по андеграунду. Разумеется, это не бравурный ажиотаж официальных СМИ, но и не чёрный сглаз либеральной оптики. В конечном счёте, даже при всей социальной заострённости мы имеем дело с песнями очень тонкого автора.
Владимир Пропп писал, что «сказка содержит какие-то вечные, неувядаемые ценности». В русских сказках запечатлены архетипы поведения, целая программа выживания. Видимо, поэтому даже они нынче становятся мишенью медийных атак. Избавившись от гармоничной реальности сказки, мы вошли в прекрасный новый мир «сказок», в котором царят фрустрация, пустота и тотальная дезориентация, прикрытая карьеризмом, гонкой за удовольствиями и «свободой» представительской демократии и виртуальной реальности. "Из ресторанов в космос не летают", – некогда изрёк первый космонавт планеты, обретший у Теуниковой черты былинного героя
Гагарин жив,
Ведь как никто он знал полёт, такого он отведал,
что не прочухал в самых тонких снах несчастный Кастанеда.
Он с хищным эго совладал и превратил его в нажим,
в нём проявился русский дух, а этот дух неудержим,
и наш народ ещё проснётся и покажет
диво див.
Может быть, именно "Russian сказки" зацепят более широкую аудиторию. Говорят, Иван Охлобыстин уже оценил теуниковское творчество, начав, разумеется, с "Доктора Быкова", но им не ограничился. Пока в очередной раз пожалею о локальности таких артистов и альбомов – в значительной степени в силу иерархии (а точнее её отсутствия) нашего музыкального мира. Отчасти "Russian сказки" и об этом.