АДАПТАЦИЯ. "Radio Resistance" ("Выргород")
3F PROJECT. "Археология геополитики" ("Выргород")
Из двух зол выбираем меньшее
Третьего не дано
Согласно теории заговора
Мне должно быть уже всё равно
В 2017 году актюбинско-питерская группа отмечает аж четверть века своего существования. "Если честно, я не предполагал вначале, что мой панк-рок затянется на столько лет", — признал лидер "Адаптации" (и единственный участник всех составов) Ермен "Анти" Ержанов. Показательно, что разница в возрасте музыкантов последнего состава группы достигает почти тридцати лет. Ержанов родился в 1974 году, Вадим Курылёв — в 1964-м, старый-новый ударник Ибрагим Джанибеков — 1984 года, а басист Павел Борисов, игравший ещё с "Землянами" и Михаилом Боярским и прослуживший тринадцать лет в "ДДТ", в прошлом году открыл уже седьмой десяток.
Юбилей группа встречает в активной фазе, к тому же Ермен последние годы уверенно осваивает новые музыкальные пространства. В конце лета прошлого года "Выргород" выпустил пластинку "Археология геополитики" 3F Project, в котором объединились Ержанов, Курылёв и Сергей Летов. Это запись импровизационного вечера в московском клубе "Точка сборки" от 26 февраля прошлого года. Можно сказать, что в 3F соединился интерес Ермена к мелодекламации и вариации курылёвско-летовского Killdozer’а —"антиглобалистский анархо-футуризм нонконформистской борьбы Звука против Системы". Саундтрек к мировому кризису — "Мне довелось пожить в эпоху перемен", "Вчера правительство ушло в отставку", "Над всей Мордовией безоблачное небо", "Бурлаки и добровольцы", "Я осень вспоротое брюхо" и пр. Однако это цельная программа, не подразумевающая обособления отдельных номеров. Бескомпромиссная перекличка инструментов, игры смысла и нонсенса, волюнтаристский нойз, фри-джазовые и индустриальные элементы. Агония постмодерна от трио художников-интеллектуалов. Геополитика для Ермена, наверняка, "реакционная концепция". Однако при желании на пластинке можно обнаружить даже "конфликт Суши и Моря", не говоря уже о личной истории в отношении "географического рельефа как судьбы". При этом "мировую шахматную доску" 3F Project с удовольствием бы перевернул, сбросив фигуры, в некотором смысле музыканты именно это и делают.
"Radio Resistance" же — избранная самим Ерменом "десятка", первый сборник лучших песен "Адаптации" из девяностых. Вторая часть планируется осенью этого года. "Тогда мы смогли придумать эти песни, но не сумели записать их как следует. У нас не было хороших инструментов и профессиональных студий, не хватало умений и навыков. Накануне 25-летия "Адаптации" мне захотелось перезаписать важнейшие старые песни — нынешним нашим составом, в нынешнем нашем звуке. Пластинка, которую вы держите в руках, — это своеобразное подведение итогов и дань памяти тому отчаянному и весёлому времени — времени, когда деревья были большими, а слово "рок" ещё было синонимом слова "свобода".
Ещё один взгляд в лихие девяностые — время ужаса, беспредела и творческой свободы. Те самые песни, по которым зачастую и судят об "Адаптации", — "Панки, хой", "Живой", "Маяк над Соломенным городом", "Будущего нет". Они уже прочно заняли своё место в истории нашей рок-культуры формулами, идеями, образами. Именно с этими песнями у "Адаптации" идёт постоянный диалог, возникают продолжения и отчасти даже полемика.
Здесь много осмысления личных культурных знаков: неизбежный Летов, "человек по имени Саня Башлачёв", Курт Кобейн. Да и сам Ермен совсем не случайно вошёл в иные программные произведения: на пороге нового века нарушителем "священного покоя и воли всемирного государства" Александр Непомнящий сделал "вьюношу, похожего то ль на Ермена, то ль на Алёшу Карамазова". Притом, что Ермен – автор остросоциальный, политически грамотный, всегда сторонился митинговых трибун и избирательных катавасий, оставаясь, в первую очередь, художником.
"Radio Resistance" — звучное, иноземное, но понятное название. Мальчик на обложке, готовый получить свою долю непокоя. Много наива, буйства и бунта. Иной раз ловишь себя на улыбке, но не выключаешь с ироничным высокомерием. Ермен умеет зацепить, даже выдавая трюизмы. Тем паче радикальные надежды молодости у него не отброшены возрастным цинизмом. Скорее, это сложный синтез представлений, разочарований и преодолений. Есть горечь, есть «самое ужасное чувство - чувство погибшей надежды» (Лорка), но и убеждение, что жить - значит сопротивляться.
Авангардистский жест 3F Project мне интереснее, чем звучание нынешней "Адаптации". "Радио Сопротивление" – это и очередная, небессмысленная попытка захватить новых поклонников. Но там, где многие сложили "оружие", Ермен ищет оригинальные формы воздействия, переосмысливает боевики тревожной юности, словом, действует. Главное, что ему — не всё равно.