ПРОХОР и ПУЗО. "Тлен" ("Союз")
В мире временном, сущность которого — тлен,
Не сдавайся вещам несущественным в плен.
Сущим в мире считай только дух вездесущий,
Чуждый всяких вещественных перемен.
Омар Хайям
Четвёртый "монументальный" альбом московского дуэта, являющего собой любопытную боевую единицу отечественной инди-сцены.
"Прохор и Пузо", несмотря на дворово-несерьёзное название, проект влиятельный и многоплановый. С Виктором "Пузо" ассоциируется некогда шумная киндза-дза-рок-формация Inquisitorium и художественная группировка ПВХ (Просто Великие Художники), а также контркультурная журналистика в пространстве от журнала Fuzz до День-ТВ.
Алексей "Прохор" Мостиев как музыкант, продюсер, звукорежиссёр имеет отношение ко множеству проектов — тут тебе и Altera Forma, и Eleven, и "Собаки Табака".
Проспиртованный готический шансон, сумрачная лирика богемных персонажей, талантливо мимикрирующих под маргиналитет. Брутальное индустриальное начало — композиция "Конец света", хотя в целом "Тлен" — это заметное обращение к старорежимному пост-панку, к дарк-фолку, в почвенных стандартах — к линиям "Звуков Му", "НОМ". Так, например, "Трамвай" — этакая помесь Мамонова и Дугласа Пирса. Но при всех ассоциациях материал уверенно авторский, самоценный, включая композицию "Верлибры", почти два десятка лет назад выходившую на альбоме "НОМ" — "Супердиск".
И несмотря на депрессивное настроение, как ни удивительно, "Тлен" — вполне себе поп-альбом. Иное дело, что истории здесь доведены до предельного состояния: полезно прослушать тем, кто сталкивался с готикой, пост-панком исключительно через субтильные коммерческие проекты.
Над оформлением издания поработал иллюстратор Дмитрий Ремизов, известный по сотрудничеству с "Ногу свело", "Браво", "Ляписом Трубецким" и др. Самые большие аналогии нынешний диск вызывает с обложкой "Hyena safari" трэш-сёрф-культа Messer Chups.
"Прохор и Пузо" — граждане неагрессивные, но своенравные. Не без самолюбования, инерции, но с очевидной собственной культурной и ценностной иерархией. Они — внимательные и остроумные наблюдатели, не готовые без сарказма воспринимать наш подлунный мир. Достаётся и гламуру, и адептам псевдонародной клюквы. Не обходится и без фиги в отношении системы. Во всем этом "тлене" музыкантов меньше всего интересуют какие-то конкретные персоналии. Как было сказано в фильме "Черный таксист": "Нет, люди мне не нужны". А излюбленный алкообраз ("алкогольные исследования русского мистицизма", — подзаголовок официальных сообществ дуэта в социальных сетях), пожалуй, своеобразная форма оппозиции к реальности.
Кстати, определение "скоморошество" сопровождает деятельность дуэта на протяжении многих лет существования. Заранее извиняюсь у музыкантов за появление на одной площадке, но пришлось к слову. Певец Трофим тоже называет себя скоморохом и утверждает, что в переводе с древнеславянского скоморох – это “игрок со смертью”. На чём покоится подобная этимология неведомо, однако в опыте "Тлена" такая интерпретация подходит куда точнее.
Собственно, провести границу, где "Прохор и Пузо" издеваются, а где играют со звериной серьёзностью, не представляется возможным. Да и необходимым — таков адекватный язык современных независимых художников. Принимайте как есть.