УНДЕРВУД. "Женщины и дети" ("Союз")
Седьмой альбом симпатичной формации, что некогда родилась в Крыму, а ныне успешно олицетворяет (а во многом оправдывает) инди-поп-сцену России. И это третье появление "ундервудов" на страницах "Завтра" — после альбомов "Все, кого ты так сильно любил" и "Бабл-гам".
Пластинка "Бабл-гам", словно отдавая дань названию, была больше открыта публике, ориентирована на медиа-признание. "Женщины и дети" скорее продолжение установок "Все, кого ты так сильно любил" — меньше попса, больше личностного подхода, внутренних мотивов, разнородности и эксперимента по части музыки. Много мужской подоплёки, пришедшей в новую точку своего развития.
"Это альбом — перемещение из возраста в возраст. Из юности во взрослость. Ряд песен посвящены движению, путешествиям, упоминаются известные места на земле. А женщины и дети — это те, от кого далеко не убежишь. В этом парадокс и сила внутреннего измерения взрослого мужчины", — Максим Кучеренко (интервью порталу Muzalbom.ru). А подобное изменение парадигмы — неизбежно влечёт новые интересы, образы, язык
Да,"ундервуды" — по-прежнему солнечные герои-любовники, жизнерадостные путешественники, добродушные клоуны. А "Женщины и дети" — полноценное представление о двенадцати главах, с сюжетом, завязкой, кульминацией и финалом, за которым вдохновенное многоточие. В ходу "фирменные" — страсти, комедия жизни, романтизм, смех, модернистская вольница сказочных, художественных и рок-н-ролльных героев и мест. Жуковский, Сент-Экзюпери, Ницще, "Судьба резидента", Майк Науменко. Какие-то пассажи словно сошли со страниц классических произведений, а из наших современников вполне органичен в мире "ундервудов" Лимонов — и как литературный джентльмен, и как едкий социолог.
И стилистически большое разнообразие. Музыкантам явно интересно выжимать из песенного жанра по максимуму, обращаясь порой к взаимоисключающим формам — от почти русско-роковой поэтики до джаза, от регги до бард-рока, от арт-рока до эстрады. А ироническое здесь вывернуто во все стороны — и самоирония, и серьёзное, очень серьёзное, переданное с неподражаемой обаятельной улыбкой.
"Америка" своим припевом отсылает к знаменитому перформансу Йозефа Бойса "Я люблю Америку, и Америка любит меня", в рамках которого художник "общался" с диким койотом, противопоставляя "естественную" Америку цивилизации потребления.
"Шевченко, 19" — сложносочинённый девятиминутный номер, несколько неожиданная для "Ундервуда" — арт-роковая эпопея, к которой хорошо подходит прустовское: "единственное путешествие и открытие состоит не в том, чтобы искать новое, а чтобы вспомнить о старом".
С обложки альбома, выставленные женской и детской рукой, глядят на нас архетипические персонажи, друзья-соперники Арлекин и Пьеро. "Женщины — первично серьёзный пол, и мужчины — существа, склонные к легкомыслию — настроены к ним… играючи. Достаточно взглянуть на игры маленьких девочек в скакалку, классики и прочее — утомительное, монотонное, настойчивое времяпровождение. Сейчас, в эпоху гинократии и педократии (господства женщин и детей), серьёзность сгустилась полным мраком. Современный мужчина жалок и трагичен, женщина позволяет ему — всякая женщина сейчас мать и воспитательница своего мужа и сына — поиграть в свободное от работы время. Но лучше, в тысячу раз лучше, когда дозволенные игры приносят деньги", — писал Евгений Головин.
Видимо, именно осознание актуального кукольного модуса мужчины и есть первичный акт игры, попытка выстроить собственную систему координат.
Я пробовал всё —
цикуту и небесную манну.
Я твой Древний Рим труба шатал
и твой Вавилон,
И мне — психонавту,
свободы своей капитану, —
Известна судьба всех земных
и небесных племён.
Я в каменном веке
топором себе сделал карьеру,
Я носил серьги во внутреннем ухе
и кольца Сатурна в пупке.
Я пас динозавров, я в джунглях
работал пантерой,
Я с жизнью своею
висел на одном волоске.