ОБЩЕСТВО ЗРЕЛИЩА. "А бензин — низ небА". ("Выргород")
Примечательная пластинка редкой андеграундной формации, уходящей корнями в Тамбовскую губернию. И несколько неожиданная даже для "толерантно"-добродушного "Выргорода".
"Общество Зрелища"" — творческое объединение, существующее ещё со второй половины девяностых и провозгласившее "искусство дебилизма ("отгрибизма", "профанации", "радикального радикализма", "стиль хрэщ"), основной эффект которого направлен на борьбу с массовой культурой по принципу "клин клином вышибают" (т.н. "антикатарсис"). В музыкальном плане материал сильно варьируется: в зависимости от композиции/альбома в нём присутствуют как откровенно пародийные элементы, так и серьёзные, подчас эзотерические, или их синтез: от авангардных (около)вербальных экспериментов (саунд-поэзия, радиоспектакль) и псевдоблатняка до фанк-кора и живого и электронного арт-рока и индастриала". В общем, "ОЗ" — одновременно музыкальный коллектив, художественный проект и некое полумагическое сообщество с внутренней мифологией, системой координат и лексикой.
"Общество Зрелища" в прошлом году стало лауреатом культурно-просветительской премии "Независимой газеты" — "Нонконформизм", причём в актуальной номинации — "поступок" за "тексты и аудиоспектакли".
Костяк "ОЗ" — тандем писателя Алексея Шепелёва и музыканта, поэта и акциониста Александра О’Фролова, кстати, присутствующего в качестве персонажа в произведениях своего соавтора.
Собственно, пластинка состоит из трёх частей. И альбом занимает примерно половину диска. Далее два бонуса: "Шаривари" — собрание весьма достойных синглов, записанных в 2012-2013 гг., и несусветный радиоспектакль "Антиантисептин, День Моркови и другие приключения святых от Алкоголизма Ундиния и Максимия".
Как водится в подобных историях — своеобразие произрастает на богатой культурной подложке, кругозору участников "ОЗ" можно только позавидовать. Начиная с русской классики и обэриутов, до сюрреалистов и Дебора; от подобия ар-брюта, разнообразного экспериментального искусства и мировых музыкальных эксцентриков до Петра Мамонова (особенно после переезда в деревню), Глеба Успенского, "ДК" времен "радиотеатра" и, разумеется, "Коммунизма" с прочими летовскими и рябиновскими проявлениями. Так радиоспектакль упакован цитатами — тут тебе и "Песняры", и "Песня гонщиков" из "Большого космического путешествия", и трэш- металл. А между ними из хаоса девяностых — господин Дадуда и группа "Ласковый бык" — то время тоже провоцирует появление нетривиальных произведений.
Обращаясь к работе философа и ситуациониста Ги Дебора, в отличие от прозвучавших в России переводов, Шепелёв и О’Фролов используют именно вариант "зрелища", а не более эффектный, но частный случай "спектакля". Язык Дебора, с одной стороны, условно гегелевский, но одновременно и почти дадаистский, за исключением прозрачных "комментариев к Обществу зрелищ", "ОЗ" весьма близок. А в ситуации, когда рынок с лёгкостью захватывает и переваривает любой радикальный жест, уход от зрелищности — логичный путь, пусть и непростой в полноценной последовательности.
Вместо искусственного конструирования истин и нагромождения смыслов "ОЗ" устраивают полную зачистку территории, двигаясь к непосредственному переживанию и проживанию. Тем самым открывая простор возможному рождению новых смыслов.
"А бензин — низ небА" странен, загадочен, сумбурен, абсурден, порой смешон, но иной раз пронизывающе холоден. Название-палиндром, композиции иногда малокоммуникативны, иногда вполне открыты даже для слушательского "воспроизведения". Здесь хватает эпатажа, впрочем, уравновешенного самоиронией. Табу на темы и источники, пожалуй, нет. И при всей аутсайдерской депрессивности и некоторой механистичности композиции "ОЗ", обладают явственным человеческим измерением. А в мире, где даже самые авангардистские опыты эксплуатируются масс-культом (например, поп-песенки с псевдообэриутскими текстами) — такое обращение работает только на усиление самого "радикального радикализма". Как замечает сам Алексей Шепелёв: "Вектор нашего творчества направлен к доброте, гармонии и любви, у нас явлены не только издёвка и ненависть, но всё же сочувствие к человеку, "маленькому человеку" русской классики, поражённому теперь болезнью тотального дурновкусия и безразличия, порабощённому антигуманной системой всемирного шоу-биза и капитализма… Наша задача только в том, чтобы показать, что на самом деле зло сейчас — это быть, как все, жить в России по Карнеги, "быть успешным, несмотря ни на что", и т.д. При пристальном взгляде: не об этом ли говорит православие…Что касается русского народа, то он, несмотря на падение индивида, показывает чудеса выживания, его спасает какой-то мистический, ничем не искореняемый русский дух. Если масскульт всё же его победит, тогда всё, конец истории".