Сообщество «Салон» 00:00 25 января 2012

Музон

Вежливый отказ. «Коса на камень» («ГЕОМЕТРИЯ»)

ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ. «Коса на камень» («ГЕОМЕТРИЯ»), 2011 (1997).

Ещё одно примечательное переиздание от лейбла «ГЕОМЕТРИЯ», занятого осмыслением наследия независимой отечественной культуры. Пластинка «Коса на камень» была выпущена пятнадцать лет назад и являла собой определённую веху в истории «Вежливого отказа». Это был альбом, на котором группа из золотого квартета Роман Суслов—Дмитрий Шумилов—Максим Трефан—Михаил Митин, которым были сотворены эпохальные «Этнические опыты» и «И-и раз!..», трансформировалась в секстет — в состав влилась духовая секция: саксофонист Павел Тонковид и трубач Андрей Соловьёв. Также на альбоме отметился Аркадий Шилклопер на флюгельгорне. Соловьев за пару лет до «Косы на камень» успел поучаствовать в записи антологии «Вежливый отказ 1985-1995», с которой начинали знакомство многие поклонники группы призыва 90-х. Ещё Андрей Соловьёв известен как философ, музыковед, радиоведущий и участник множества других проектов. После официального заявления о роспуске «Вежливого отказа» в феврале 2003 года именно Соловьёв собрал OTK Jam Band, с участием ритм-секции «ВО». Тем самым «Вежливый Отказ» подтвердил свою особую организацию не просто как рок-группы, но, скорее, как творческой лаборатории. Начиная с самоопределения «кружок музыкальных изысканий» и припоминая, что с группой сотрудничали и во многом определяли её лицо: поэт-шоумен Гор Оганисян (ныне известный художник Гор Чахал), поэт-громовержец Аркадий Семёнов (позже нашумевший проект «Солдат Семёнов»), скрипач Сергей Рыженко, поэт и переводчик Григорий Дашевский. Также с группой контактировали такие известные представители арт-сообщества как Свен Гундлах, Константин Звездочётов и Дмитрий Гутов. Последний в лаконичной «архаической» манере оформил альбом «Коса на камень».

DVD-бонус включает сделанную в экспериментальной манере съемку полуторачасового концерта в клубе Tabula Rasa осенью 97-го, выступление на Васильевском спуске в сентябре 1996 в рамках поствыборного шабаша и участие в дибровской «Антропологии» (февраль 1998 года) — нечастое весомое появление группы на экране. На моей памяти, был ещё концерт в «Программе А» и «отходная» — незадолго до роспуска «Вежливый отказ» выступил в шоу канала ТВ-6 «Земля-воздух» с неизбывным потрясением для публики. Кстати, семьдесят процентов телеаудитории той программы признались, что слышат группу впервые. «Вежливый отказ» — это почти идеальный случай культового коллектива (с формацией преданных поклонников), осознанно и уверенно живущий в собственном обустроенном мире. Как раз в середине 90-х Роман Суслов решил, что в мире шоу-бизнеса ему делать нечего и обосновался в деревне Козино Тульской области, занявшись коннозаводческой деятельностью. В какой-то момент он даже возглавил местный колхоз.

Пластинка получилась довольно разноплановой и более песенной, нежели предыдущие «номерные» альбомы. Здесь зафиксированы такие ударные номера, как «Жаль», «Рок энд Ролль», «Большевик», «Припадок» и «Город», прозвучавший словно отповедь безумию лужковской Москвы:

Город Москва.
В Вашем городе душно
Двадцать миллионов снуют за
Счастьем.
Бедные люди.
Ветер?
Его здесь нет. Только движение
Пыли.
Дуй! В лицо куски газет.
Жуй.

И вывод: «Бросьте города, глупые люди». Да, это ранний Маяковский. При определении феномена «Вежливого отказа» привычно звучит множество ассоциаций — от футуризма до этно-авангарда, фри-джаза, Rock in Opposition. Но за всеми цитатами, намёками, экспериментами, абсурдистскими строками и ироничными выплесками — музыка, жизнь, стихии.

«Коса и Камень — это инструмент воздействия и объект воздействия, движение и незыблемость, время и вечность, смерть и Кааба. Коса об камень: искра», — пишет в Живом Журнале Максим Трефан (fa.livejournal.com)

«Коса на камень» — это фирменный выстроенный ясный звук, напрочь лишённый рок-н-ролльной «грязи», почти с академическим совершенством. Неслучайно, что «Вежливый отказ» — редкая русская группа, чьи выступления регулярно проходили в залах консерватории или музеях.

Издание дополнено буклетом с архивными фотографиями и двумя любопытными искусствоведческими исследованиями. Приведу отрывок из Евгения Чижова: «И хотя есть у „Вежливого отказа“ песни изящные, блюзы точные и изысканные, основное звучание нового альбома „Коса на камень“ складывается из сочетания силы и почти частушечной отвязности. Но и отрываясь на полную катушку, покинув твердую почву мелодии и поднимаясь все выше, музыканты не создают звукового хаоса. На самом деле мелодия не исчезает, а усложняется, выворачивается наизнанку, проделывая кульбиты в воздухе высоко над собой, но никогда не превращается в чистую импровизацию. В полете „Вежливый отказ“ никогда не теряет управление. Музыка группы останавливается на пороге джаза, но не переступает его».

21 апреля 2024
Cообщество
«Салон»
14 апреля 2024
Cообщество
«Салон»
Cообщество
«Салон»
1.0x