ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ. «Коса на камень» («ГЕОМЕТРИЯ»), 2011 (1997).
Ещё одно примечательное переиздание от лейбла «ГЕОМЕТРИЯ», занятого осмыслением наследия независимой отечественной культуры. Пластинка «Коса на камень» была выпущена пятнадцать лет назад и являла собой определённую веху в истории «Вежливого отказа». Это был альбом, на котором группа из золотого квартета Роман Суслов—Дмитрий Шумилов—Максим Трефан—Михаил Митин, которым были сотворены эпохальные «Этнические опыты» и «И-и раз!..», трансформировалась в секстет — в состав влилась духовая секция: саксофонист Павел Тонковид и трубач Андрей Соловьёв. Также на альбоме отметился Аркадий Шилклопер на флюгельгорне. Соловьев за пару лет до «Косы на камень» успел поучаствовать в записи антологии «Вежливый отказ 1985-1995», с которой начинали знакомство многие поклонники группы призыва 90-х. Ещё Андрей Соловьёв известен как философ, музыковед, радиоведущий и участник множества других проектов. После официального заявления о роспуске «Вежливого отказа» в феврале 2003 года именно Соловьёв собрал OTK Jam Band, с участием ритм-секции «ВО». Тем самым «Вежливый Отказ» подтвердил свою особую организацию не просто как рок-группы, но, скорее, как творческой лаборатории. Начиная с самоопределения «кружок музыкальных изысканий» и припоминая, что с группой сотрудничали и во многом определяли её лицо: поэт-шоумен Гор Оганисян (ныне известный художник Гор Чахал), поэт-громовержец Аркадий Семёнов (позже нашумевший проект «Солдат Семёнов»), скрипач Сергей Рыженко, поэт и переводчик Григорий Дашевский. Также с группой контактировали такие известные представители арт-сообщества как Свен Гундлах, Константин Звездочётов и Дмитрий Гутов. Последний в лаконичной «архаической» манере оформил альбом «Коса на камень».
DVD-бонус включает сделанную в экспериментальной манере съемку полуторачасового концерта в клубе Tabula Rasa осенью 97-го, выступление на Васильевском спуске в сентябре 1996 в рамках поствыборного шабаша и участие в дибровской «Антропологии» (февраль 1998 года) — нечастое весомое появление группы на экране. На моей памяти, был ещё концерт в «Программе А» и «отходная» — незадолго до роспуска «Вежливый отказ» выступил в шоу канала ТВ-6 «Земля-воздух» с неизбывным потрясением для публики. Кстати, семьдесят процентов телеаудитории той программы признались, что слышат группу впервые. «Вежливый отказ» — это почти идеальный случай культового коллектива (с формацией преданных поклонников), осознанно и уверенно живущий в собственном обустроенном мире. Как раз в середине 90-х Роман Суслов решил, что в мире шоу-бизнеса ему делать нечего и обосновался в деревне Козино Тульской области, занявшись коннозаводческой деятельностью. В какой-то момент он даже возглавил местный колхоз.
Пластинка получилась довольно разноплановой и более песенной, нежели предыдущие «номерные» альбомы. Здесь зафиксированы такие ударные номера, как «Жаль», «Рок энд Ролль», «Большевик», «Припадок» и «Город», прозвучавший словно отповедь безумию лужковской Москвы:
Город Москва.
В Вашем городе душно
Двадцать миллионов снуют за
Счастьем.
Бедные люди.
Ветер?
Его здесь нет. Только движение
Пыли.
Дуй! В лицо куски газет.
Жуй.
И вывод: «Бросьте города, глупые люди». Да, это ранний Маяковский. При определении феномена «Вежливого отказа» привычно звучит множество ассоциаций — от футуризма до этно-авангарда, фри-джаза, Rock in Opposition. Но за всеми цитатами, намёками, экспериментами, абсурдистскими строками и ироничными выплесками — музыка, жизнь, стихии.
«Коса и Камень — это инструмент воздействия и объект воздействия, движение и незыблемость, время и вечность, смерть и Кааба. Коса об камень: искра», — пишет в Живом Журнале Максим Трефан (fa.livejournal.com)
«Коса на камень» — это фирменный выстроенный ясный звук, напрочь лишённый рок-н-ролльной «грязи», почти с академическим совершенством. Неслучайно, что «Вежливый отказ» — редкая русская группа, чьи выступления регулярно проходили в залах консерватории или музеях.
Издание дополнено буклетом с архивными фотографиями и двумя любопытными искусствоведческими исследованиями. Приведу отрывок из Евгения Чижова: «И хотя есть у „Вежливого отказа“ песни изящные, блюзы точные и изысканные, основное звучание нового альбома „Коса на камень“ складывается из сочетания силы и почти частушечной отвязности. Но и отрываясь на полную катушку, покинув твердую почву мелодии и поднимаясь все выше, музыканты не создают звукового хаоса. На самом деле мелодия не исчезает, а усложняется, выворачивается наизнанку, проделывая кульбиты в воздухе высоко над собой, но никогда не превращается в чистую импровизацию. В полете „Вежливый отказ“ никогда не теряет управление. Музыка группы останавливается на пороге джаза, но не переступает его».