Сообщество «Салон» 00:00 15 августа 2013

Музон

Седьмой студийный альбом культового сибирского автора, дивного барда, что некогда для многих, если не реабилитировал бардовскую традицию, то заставил относиться без заведомых стереотипов. Хотя совершенно точно Медведев не ограничен какими-то субкультурными рамками. Нынче споры о самом актуальном, "живом" направлении — почти бессмысленны; интересны люди, способные как в наиболее чистом виде выразить стиль, так и те, что идут поверх — умело вращают силой воли и знания эстетические, культурные и даже исторические континенты и эпохи

Олег МЕДВЕДЕВ. "Письма из тундры"

Седьмой студийный альбом культового сибирского автора, дивного барда, что некогда для многих, если не реабилитировал бардовскую традицию, то заставил относиться без заведомых стереотипов. Хотя совершенно точно Медведев не ограничен какими-то субкультурными рамками.
Нынче споры о самом актуальном, "живом" направлении — почти бессмысленны; интересны люди, способные как в наиболее чистом виде выразить стиль, так и те, что идут поверх — умело вращают силой воли и знания эстетические, культурные и даже исторические континенты и эпохи. (Так, на официальном сайте Олега Медведева есть специальный раздел — "энциклопедия Медведика" с разъяснением потенциально неведомых слов и имён. Иногда откровенно с запасом, но не будем привередничать).
У Медведева получается бить с двух рук — он вполне уместен на постгрушинских камланиях и собраниях "ролевиков", но благодарную аудиторию способен себе найти, создать, убедить почти в любом сообществе.
В романе Сергея Лукьяненко "Спектр" цитируются две песни Медведева — "Форнит" и "Солнце", но, например, на традиционной тризне по защитникам Дома Советов некоторые медведевские произведения категорически уместны.
Альбом "Письма из тундры" задуман был как двухдисковый, на котором представлены несколько новых песен, ранее не записывавшихся в студии, вместе со старыми, давно любимыми композициями, которые либо не были ранее записаны достаточно качественно, либо сейчас звучат совсем иначе — автор не стоит на месте, и у Олега со временем изменилась манера игры, исполнения. Это полностью сольная работа — после предыдущего проекта с группой хотелось сделать классическое звучание "голос-гитара", — гласит пресс-релиз.
Не входивших в другие альбомы — всего четыре песни. "Филибер" — стихотворение Константина Подревского (его перу, например, принадлежит "Дорогой длинною") на музыку Бориса Прозоровского. "Кай" Аркадия Дубинчика с эпиграфом "посвящается замечательному иркутскому автору Олегу Медведеву". Медведев в итоге исполнил эту вещь, коллизии Кая-Герды-Снежной Королевы — ewigkeit явно ему близки.
Альбом "Чужие сны" кончается "Княгиней рыжих", этот открывается ответом — песней Князя, одноимённой альбому. А в центре пластинки, видимо, "Блюз".
Можно оспорить какие-то новые ходы: так, "Религия" несколько скороговорочна, зато иные номера стали академичнее и анемичнее.
Впрочем, не исключаю, что спустя время появятся ещё новые прочтения: Медведев живёт, движется, ищет наиболее точные формы. Насколько понимаю, репертуар у Медведева — достаточно осязаем, "Письма из тундры" накрывают треть всех песен. Зато число произведений, что называется, "в десятку" — зашкаливает.
"Письма из тундры" звучат совсем рядом, словно Медведев говорит с тобой лично, через "секретную калитку в пустоте" (Е.Летов).
Медведев — это интересный узнаваемый голос, яркие и доступные мелодии, цепкие образы. Предостаточно разнообразных намёков, аллюзий, но они маршируют в полном согласии даже не с авторским замыслом, но с авторским миром, в котором хватает места заведомо полемическому, при этом многолосье на выходе превращается в нечто убедительное и цельное.
Полно идей, с которыми как минимум хочется не согласиться — вроде "даже такая жизнь веселей, чем смерть". Но мнение Медведева звучит настолько веско и уверенно, что и не принимая — учитываешь. Он явно знает, о чём говорит.
Медведев обитает на стыке множества миров и, как автор, произрастает из совершенно далёких друг от друга явлений. По музыке — от столпов бардовской песни Городницкого и Ланцберга до фолка и блюз-рока. Чувствуется значительная читательская и совсем не каноническая история, где фантастика сочетается с американской литературой, а саги, наверное, с Крапивиным.
У Медведева в почёте — честь, верность и сила. В его песнях живут и действуют маленькие принцы, дон-кихоты, неугомонные казаки, люди, верящие в сказку и умеющие мечтать. А к экзистенциальным потерям демонстрируют почти стоическое отношение. Система сегодня вполне обходится без огня и меча: царство количество подавляет лицемерной заботой о "жизни". Медведев не занимается поиском точных определений, хотя ложь и пошлость эпохи он заклеймил, как никто другой. Любой ярлык — всего лишь одна из масок. Не разоблачить систему, но измениться самому, стать "вервольфом" или просто "самим собой", и тогда твои возможности безграничны.
Можно сказать, что Медведев возник в русле отечественной рок- и бард-поэзии, но выстроил систему ценностей и образов по-своему, без пресной дидактики и унылых абстракций. Хватает манифестов, но нет суетных деклараций. Крепкий человек, что поёт "песни с кровью":
Пока кровь твою не выпили сны,
Проснись, будь с ними
в состоянье войны.
Своих чертей не корми,
Воюя с призраками,
Целься в лучших,
прочие не страшны.

3 декабря 2024
Cообщество
«Салон»
Cообщество
«Салон»
Cообщество
«Салон»
1.0x